Развитие культуры происходило на основании объединения русских земель вокруг Москвы. Влияние на это развитие оказала ликвидация последствий ордынского нашествия.
Литература и распространение грамотности
Семейные и родовые княжеские летописи.
Киево-Печерский патерик (сборник, содержащий
жития и нравоучения монахов).
«Слово о полку Игореве» (1185 г.).
«Слово Даниила Заточника» (XII в.),«Моление («Послание») Даниила Заточника» (XIII в.).
Исторические песни (с XIV в.).
Воинские повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»).
Жития Сергия Радонежского, митрополита Петра, Стефана Пермского.
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина, тверского купца (XV в.).
Летописание [Общерусский летописный свод (1408 г.), «Хронограф»]
В древнерусской литературе поднимались вопросы, касающиеся патриотизма, христианских ценностей, религиозного мировоззрения, историзма, традиционализма.
До нашествия монголов в литературе существовало только три направления:
- летопись;
- дворянская публицистика;
- слово.
Первая светская проповедь – поучение Владимира Мономаха. Поучение было написано в последние годы жизни Владимира. Он оставил его как завещание своим детям. Произведение Мономаха призывает быть добрыми, честными, помогать нуждающимся и почитать стариков. Важную роль князь уделяет образованию, которое должно быть основано на христианских заповедях.
Другие знаменитые произведения до монгольского нашествия:
- «Слово о полку Игореве». В произведении описывается поход Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Автор неизвестен.
- «Моление Даниила Заточника». В нём автор обращается к Ярославу Всеволодовичу и просит избавить от нищеты.
После монголо-татарского ига большинство произведений посвящались борьбе с ордынцами, например, «Задонщина», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Популярны были жития и летописи, например, «Житие Александра Невского». В 1408 году завершилось написание Троицкой летописи.
С 1468 года по 1474 год писалось первое русское сочинение, описывающее путешествие. Его автор – купец Афанасий Никитин. Произведение называется «Хождение за три моря». Оно стало памятником светской литературы. Основная часть сочинения описывает Индию. Также в произведении присутствует лирические отступления и факты о биографии автора.
Зодчество
Успенский (1185–1189 гг.) и Дмитриевский (1194–1197 гг.) соборы во Владимире.
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.).
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234–1236 гг.).
Упадок каменного зодчества, затем возрождение строительства крепостей и храмов.
Белокаменный Кремль в Москве (1366–1367 гг.).
Благовещенский (1484–1489 гг.; псковские мастера) и Успенский (1475–1479 гг.; итальянский архитектор Аристотель Фиораванти) соборы Московского Кремля.
Грановитая палата (1487–1491 гг.; итальянские архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари).
Архитектура Руси в разных землях и княжествах была схожа. Преобладало белокаменное строение. Самые знаменитые строения Владимиро-Суздальского княжества:
- Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
- Успенский собор во Владимире. Строили собор немецкие мастера. Их отправил король Германии Фридрих I Барбаросса. Немецкий король дружил с князем Андреем Боголюбским, которому принадлежала идея строительства Собора.
- Церковь Покрова на Нерли. Была построена в память об Изяславе Андреевиче, погибшем сыне Андрея Боголюбского.
Здания, построенные в Новгородском княжестве:
- Церковь Федора Стратилата на ручью. заложена по указу посадника Семёна Андреевича.
- Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Стены церкви украшал Феофан Грек, прибывший из Константинополя.
В Московском княжестве с 1366 года по 1367 год проводилась замена стен Московского Кремля. Вместо деревянных стен возводились белокаменные.
Живопись
Окончательно сложились иконописные школы отдельных земель (XIV–XV вв.). Творчество Феофана Грека (приехал на Русь из Византии, участвовал в росписи старого Благовещенского собора Московского Кремля. До Москвы много работал в Новгороде), Андрея Рублёва [вершина творчества — «Троица», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1408–1425 гг.)], Дионисий (иконы «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие», росписи собора Ферапонтова монастыря).
Главным направлением в живописи была иконопись. Другие направления:
- фресковая роспись – рисунок, который выполнялся на сырой штукатурке;
- мозаика – картинка, собранная из небольших частей, в качестве которых использовались цветные камни или мрамор;
- миниатюра – картинка в текстах.
Самые знаменитые живописцы XIII-XV веков:
- Феофан Грек – знаменитый иконописец. Именно он является автором иконы «Богоматерь Донская». Помимо иконописи занимался монументальными фресковыми росписями и миниатюрами. Пример росписи – Московская церковь Рождества Богородицы.
- Андрей Рублёв – мастер московской школы, в которой обучали иконописи, книжной и монументальной живописи. В XV веке был канонизирован Русской Православной церковью в лике преподобных. Примеры работ – икона Троица, которая знаменита не только в русском, но и в мировом искусстве, иконы Звенигородского собора, Троицкого Собора в Троице-Сергиевой лавре, а также фресковая роспись Успенского собора во Владимире.
Слава этих деятелей культуры не померкла даже сейчас.
Ремесленное производство
Упадок (из-за монгольского нашествия), последующее возрождение:
- железоделательные и ювелирные специальности;
- искусство резьбы по кости и дереву;
- литейное дело.
Культура XIII–XV вв.
Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфоркорчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Монголо-татарские захватчики разрушили множество архитектурных сооружении, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.
Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монголо-татарского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные монголо-татарам. Это особенно относится к Пскову и Новгороду.
Монголо-татарское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывалась великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.
Русская народность формировалась на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси, где в конце XV — начале XVI в. завершилось образование Российского централизованного государства. В культуре XIII–XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII–XV вв. явилась Куликовская битва (1380), в которой русские одержали крупную победу над монголо-татарами. К этому времени почти повсеместно была восстановлена экономика страны, что предопределило общий объем культуры в конце XIV–XV вв.
Важную роль сыграло восстановление прерванных монголо-татарским завоеванием связей с Византией и южнославянскими странами. Расширялся кругозор русских людей, обогащался арсенал художественных средств и приемов. Приехали и плодотворно работали на Руси знаменитый художник Феофан Грек, талантливый писатель серб Пахомий Логофет и другие деятели культуры. Приток образованных людей на Русь из Болгарии, Сербии и Византии усилился в связи с захватом турками Тырнова (1393) и Константинополя (1453). Во второй половине XV в. в России стали работать итальянские мастера, принесшие с собой творческий опыт и передовые технические приемы эпохи Возрождения.
Если для первого этапа в развитии русской культуры XIII–XV вв. до Куликовской битвы характерны стагнация и падение после страшного удара монголо-татарских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.
Устное народное творчество. В период борьбы с монголо-татарскими завоевателями и золотоордынским игом новый подъем переживало устное народное творчество. Обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы для борьбы с монголо-татарами. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым) звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу относится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.
Летописание. Благодаря хозяйственному подъему все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамена. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав — более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамен. Различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.
Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII–XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого русского государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Брадатого: тот мог хорошо «говорить по летописцам вины новгородские», т. е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новгорода к Москве.
В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.
Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — сочинений по всемирной истории того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.
Исторические повести. Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повести о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.
Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей (например, «Сказание о Мамаевом побоище»). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму «Задонщина», построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщине» — их победа.
В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с монголо-татарами.
«Хождение за три моря» (1466–1472) тверского купца Афанасия Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.
Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилaта на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетия. Эта устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.
Присоединение Новгорода к Москве способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению традиций и принципов архитектуры северо-восточных и северо-западных русских земель. К XVII столетию отличия новгородской архитектуры от архитектуры других регионов страны уже не столь заметны, что означало завершение начавшегося в XV в. процесса слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую, общемосковскую архитектуру.
Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV–XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде — Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил русским монастырям успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.
Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV — начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.
Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен — 3,5–6,5 м, а их высота — 5–19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москву-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждении, монастыри.
Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят главные соборы. Его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).
В 1475–1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля — Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор является крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.
В 1481–1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница московских великих князей — Архангельский собор (1505–1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487–1491). От «граней», украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.
Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, как бы воплотил в себе и успехи в объединении русских земель, и освобождение от золотоордынского ига, и прогресс русской культуры. Он был своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.
Живопись. Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII в.
В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «пробелами» создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.
Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера: мы даже не знаем точно, когда и где он родился и похоронен. О художественных принципах Андрея Рублева исследователи судят на основании дошедших до нас его икон и росписей.
Андрей Рублев жил на рубеже XIV–XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок художника создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества.
Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.