Конец XV столетия — это время завершения образования национальных государств на территории Западной Европы. Историки давно заметили, что процесс смены феодальной раздробленности единым государством — закономерный итог исторического развития.

Причины образования централизованных государств

В ответе на вопрос о причинах образования централизованных государств исследователи исходят прежде всего из социально-экономических предпосылок этого процесса. Объединение княжеств и земель периода раздробленности происходило в передовых странах Западной Европы в связи с ростом материального производства, обусловленного развитием товарно-денежных отношении и разрушением натурального хозяйства как основы экономики.

Быстрее всего развитие товарно-денежных отношений происходило в городах. Потребность в обмене товарами делала город одной из ведущих сил, заинтересованных в объединении страны. В городах создавались и накапливались материальные богатства, что давало возможность королевской или великокняжеской власти использовать их как средство для объединения страны.

Развитие производительных сил неминуемо приводило ко все большему проникновению товарно-денежных отношений и в феодальное хозяйство. Наряду с горожанами феодалы также были заинтересованы в объединении страны. Наступление на права крестьян вызывало их сопротивление. Класс феодалов в целом был заинтересован в укреплении центральной власти, которая в случае необходимости могла их защитить.

В целом же образование централизованных государств в Европе происходило в условиях зарождавшегося буржуазного строя, когда многие крестьяне выкупали свои повинности у феодалов и освобождались от крепостной зависимости.

В сложившихся условиях королевская власть, опираясь на богатство городов, стремилась объединить страну. Процесс объединения возглавлял монарх, стоявший во главе дворянства — господствующего класса того времени. Складывание централизованных государств в различных странах имело свои особенности.

Особенности развития Российского централизованного государства

Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. Ослаб уровень общественного разделения труда, особенно большой урон монголо-татары нанесли русским городам, которые в отличие от западноевропейских в XIV–XV вв. оставались очагами не буржуазного, а феодального развития.

В основе формирования Российского централизованного государства были рост феодального землевладения и хозяйства, а в дальнейшем — развитие крепостного права. Расширение масштабов земельной собственности заставило феодалов искать пути закрепления за собой крестьян. В период феодальной раздробленности крестьяне зачастую переходили из одного княжества-государства в другое. Только единое государство могло обеспечить закрепление крестьян за определенными феодалами. Таким образом, в отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве и дальнейшем прогрессе феодальной системы хозяйства. Это повлекло за собой в конечном счете установление крепостного права в стране.

В исторической литературе установилось мнение, что образование единых государств на западе Европы происходило на буржуазной, в России — на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России еще долго будут господствовать крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законами.

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462–1505) и Василия III (1505–1533).

Московские князья и их политика

ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕЛИКИЙ — первый государь всея Руси (сын Василия II Тёмного) (1462–1505)

Объединение русских земель под властью Москвы:
присоединены Ярославское (1463 г.), Ростовское (1474 г.) княжества, Дмитров (1472 г.), Великий Новгород (1478 г.), Вологда (1481 г.), Тверское княжество (1485 г.), Углич (1491 г.). Сложилось территориальное ядро Российского государства.
Освобождение Руси от ордынской зависимости: противостояние на реке Угре (левый приток Оки) с ханом Большой орды (возникла в 30$е гг. XV в. в процессе распада Золотой Орды в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье) Ахматом («стояние») → падение ордынского ига (1480 г.) → обретение Московским государством полной независимости.
Создание свода законов единого государства — Судебник 1497 г.
Формирование органов центральной власти — Большой дворец (Дворец) и Казённый дворец (Казна).
Сокращение числа уделов.
Создание дворянского ополчения.
Постройка краснокаменного Кремля в Москве.
Принятие в качестве символа государства двуглавого орла.
Заключение союза с Крымским ханством.
Установление контроля над Казанским ханством.
Отвоёвывание у Литвы Чернигово-Северских земель.

ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ (сын Ивана III) (1505–1533)

Завершение объединения русских земель: присоединены Псков (1510 г.), Смоленск (1514 г.), Рязань (1521 г.).
Война с Литвой (1512–1522 гг.).
Сложные отношения с Крымским и Казанским ханствами; 1521 г. — набег крымских татар под предводительством хана Мухаммед-Гирея на центральные районы страны.
          ↓ ↓ ↓
Василий III завершил процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией.

Становление органов власти Российского государства (централизация власти)

Объединение земель вокруг Москвы неминуемо вело к складыванию единой системы государственного управления страной. Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул «Божьей милостью государь Всея Руси Великий князь Владимирский и Московский, Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных земель».

Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя («обояривание князей»). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также «боярами-кормленщиками», так как за управление уездами получали корм — часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Порядок назначения на должности получил название местничества. Местничество — это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков.

Древнее феодальное право «отъезда» крупных феодалов к другому государю было отменено. Такой отъезд рассматривался отныне как государственная измена. Однако автономия отдельных частей государства еще не была преодолена, хотя число уделов сократилось.

Начал складываться централизованный аппарат управления. Законосовещательным органом «о делах земли» при великом князе была Боярская Дума. Она состояла из 5–12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничьи — два высших чина в государстве). Кроме московских бояр с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы.

Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна — финансами, государственной печатью, архивом.

При московском дворе в правление Иване III стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог, дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога, в 1472 г. На печатях московского князя стали изображать двуглавого орла, грудь которого прикрывал московский герб с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея.

Органы центральной власти Российского государства в XV — начале XVI в.

Митрополит

Великий князь (государь всея Руси)
• Вооружённые силы
• Внешняя политика
• Высший суд
• Законодательство
• Назначение на государственные должности

Большой дворец (исполнительный орган)
• Поземельные отношения землевладельцев
• Повинности тяглого населения и др.

Казённый дворец
• Великокняжеская канцелярия
• Финансы
• Организация дипломатической службы
• Обеспечение вооружённых сил и др.

Боярская дума (совещательный орган)
Бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки

 

Значение образования  Российского централизованного государства

      Современные исследователи считают, что вместо понятия «централизованное государство» следует использовать понятие «единое государство».

• Завершение периода раздробленности, прекращение усобиц.
• Создание благоприятных условий для развития хозяйства и культуры.
• Свержение золотоордынского игра и укрепление обороноспособности страны.
• Формирование великорусской народности.
• Ускорение процесса закрепощения крестьян.
• Вступление в состав России других народов, избавление их от набегов воинственных соседей.
• Рост международного авторитета России (признание за Иваном III титула «государя всея Руси» со стороны папы римского, Ливонского ордена, Германии, Крымского ханства и других государств).

Судебник 1497 г. .

1497 г. — Судебник—свод законов

  • Введение единых правовых норм на всей территории государства.
  • Установление единого срока перехода зависимых крестьян от одного владельца к другому — в течение недели до Юрьева дня (осеннего) (26 ноября) и недели после него, при условии уплаты ими денежного сбора — «пожилое».

 В 1497 г. был принят новый свод законов единого государства — Судебник Ивана III. Новый общерусский свод законов включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход от феодала крестьянин должен был уплатить ему «пожилое» — плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.