Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых обучающимися задач.
Подпункты задания 1 требуют краткого ответа в виде одного или нескольких слов.
Задания 2.1, 6 требуют краткого ответа в виде одной цифры.
Задания 2.2, 4 (все подпункты), 7, 8, 9, 10 предполагают развернутый ответ ограниченного объема.
Задания 3, 5 требуют установления соответствия элементов двух множеств и записи ответа в виде последовательности цифр.
На выполнение проверочной работы по учебному предмету «биология» дается 45 минут.
Кодификатор со списком тем к ВПР по биологии 6 класс, ФИОКО 2022 г., линейная программа
1 Биология – наука о живых организмах
1.1 Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей
1.2 Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов
1.3 Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами
1.4 Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий
2 Царство Растения
2.1 Многообразие и значение растений в природе и жизни человека
2.2 Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений
2.3 Растение – целостный организм (биосистема)
2.4 Условия обитания растений. Среды обитания растений
2.5 Сезонные явления в жизни растений
3 Органы цветкового растения
3.1 Семя. Строение семени
3.2 Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней
3.3 Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги
3.4 Почки. Вегетативные и генеративные почки
3.5 Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа
3.6 Стебель. Строение и значение стебля3.7 Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления
3.8 Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов
4 Микроскопическое строение растений
4.1 Разнообразие растительных клеток
4.2 Ткани растений
4.3 Микроскопическое строение корня. Корневой волосок
4.4 Микроскопическое строение стебля
4.5 Микроскопическое строение листа
5 Жизнедеятельность цветковых растений
5.1 Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ
5.2 Движение. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений
5.3 Приемы выращивания, размножения растений и ухода за ними
6 Многообразие растений
6.1 Классификация растений
6.2 Многообразие цветковых растений
6.3 Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Типы заданий, сценарии выполнения заданий ВПР
Задание 1 направлено на выявление умения описывать биологический процесс. Первая часть задания проверяет умение по рисунку (схеме) выделять существенные признаки процесса. Вторая часть – определять область биологии, в которой изучается данный процесс или метод, с помощью которого данный процесс изучен. Третья – механизм (условие, особенность) протекания процесса или растительная ткань, в клетках которой процесс протекает.
Задание 2 проверяет знание тканей растительного организма и жизненных процессов, протекающих в них.
Задание 3 проверяет умение читать и понимать текст биологического содержания. От обучающегося требуется записать в текст недостающую информацию, воспользовавшись перечнем терминов.
Задание 4 направлено на умение работать с изображением отдельных органов цветкового растения. В первой части требуется назвать части изображенного органа, во второй и третьей частях указать функцию части или особенность строения, а также её значение в жизни растения.
Задание 5 контролирует умение проводить описание биологического объекта по имеющимся моделями (схемам), на примере описания листа или побега.
Задание 6 проверяет знания строения и функции отдельных тканей, органов цветкового растения.
Задание 7 контролирует умение работать с микроскопическими объектами: узнавать микроскопические объекты, определять их значение.
Задание 8 проверяет умение проводить анализ виртуального эксперимента, формулировать гипотезу, ставить цель, описывать результаты, делать выводы на основании полученных результатов.
Задание 9 проверяет умение извлекать информацию, представленную в табличной форме и делать умозаключения на основе её анализа.
Задание 10 контролирует умение применять и преобразовывать символы и знаки в слова для решения познавательных задач, в частности сравнивать условия содержания комнатных растений.
Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР и проверочной работы в целом
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 4.3, 6 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на задания 3 и 5 оценивается 2 баллами.
Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Ответы на остальные задания оцениваются по критериям.
Максимальный первичный балл – 24.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки ВПР по пятибалльной шкале
«2» 0–9
«3» 10–14
«4» 15–19
«5» 20–24