Каждый вариант КИМ содержит 29 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности.

Часть 1 содержит 22 задания:
6 – с множественным выбором ответов из предложенного списка;
3 – на поиск ответа по изображению на рисунке;
4 – на установление соответствия элементов двух-трёх множеств;
4 – на установление последовательности систематических таксонов,
биологических объектов, процессов, явлений;
2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
2 – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельнов развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих  высокий уровень биологической подготовки.

В части 1 задания 1–22 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное восприятие информации. В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:
− для каждого задания части 1 – до 5 минут;
− для каждого задания части 2 – 10–20 минут.

Максимальный первичный балл за часть 1 - 38, за часть 2 - 21. Итого 59 первичных баллов.

Список тем ЕГЭ - элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1 Биология как наука. Методы научного познания  (Биология как комплекс наук о живой природе)

1.1 Биология как наука, её достижения, методы познания живой природы.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира

Базовый уровень: Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые биологии.
Современные направления в биологии.
Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний

Углубленный уровень: Биология как комплексная наука.
Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками.
Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации.
Практическое значение биологических знаний. Методы научного познания органического мира.
Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных

1.2 Уровневая организация и эволюция.
Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы.
Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюции

Базовый уровень: Биологические системы как предмет изучения биологии

Углубленный уровень: Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем.
Биологические системы разных уровней организации. Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира

2 Клетка как биологическая система (Структурные и функциональные основы жизни)

2.1 Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы

Базовый уровень:  Цитология, методы цитологии.
Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мир

Углубленный уровень:  Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза

2.2 Многообразие клеток.
Прокариоты и эукариоты.
Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов

Базовый уровень:  Клетки прокариот и эукариот

Углубленный уровень:  Основные отличительные особенности клеток прокариот.
Отличительные особенности клеток эукариот

2.3 Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы.
Взаимосвязь строения и функций неорганических, и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки.
Роль химических веществ в клетке и организме человека

Базовый уровень:  Молекулярные основы жизни.
Неорганические вещества, их значение.
Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение.
Биополимеры.
Другие органические вещества клетки.
Нанотехнологии в биологии

Углубленный уровень: Молекулярные основы жизни.
Макроэлементы и микроэлементы.
Неорганические вещества.
Вода, её роль в живой природе.
Гидрофильность и гидрофобность.
Роль минеральных солей в клетке.
Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах.
Углеводы.
Моносахариды, олигосахариды и полисахариды.
Функции углеводов.
Липиды.
Функции липидов.
Белки. Функции белков.
Механизм действия ферментов.
Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции.
РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции.
Другие органические вещества клетки.
Нанотехнологии в биологии

2.4 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа её целостности

Базовый уровень:  Основные части и органоиды клетки, их функции

Углубленный уровень: Основные части и органоиды клетки.
Строение и функции биологических мембран.
Цитоплазма.
Ядро.
Строение и функции хромосом.
Мембранные и немембранные органоиды.
Цитоскелет.
Включения

2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.
Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь.
Стадии энергетического обмена.
Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль.
Фазы фотосинтеза.
Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь.
Хемосинтез.
Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

Базовый уровень:  Жизнедеятельность клетки.
Пластический обмен.
Фотосинтез, хемосинтез.
Энергетический обмен

Углубленный уровень: Клеточный метаболизм.
Ферментативный характер реакций обмена веществ.
Этапы энергетического обмена.
Аэробное и анаэробное дыхание.
Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена.
Автотрофы и гетеротрофы.
Фотосинтез.
Фазы фотосинтеза.
Хемосинтез

2.6 Генетическая информация в клетке. Гены,
генетический код и его свойства. Матричный
характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и
нуклеиновых кислот

Базовый уровень:  Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке.
Генетический код.
Ген, геном.
Биосинтез белка.
Геномика.
Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке

Углубленный уровень:  Наследственная информация и её реализация в клетке.
Генетический код, его свойства.
Эволюция представлений о гене.
Современные представления о гене и геноме.
Биосинтез белка, реакции матричного синтеза.
Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке.
Генная инженерия, геномика, протеомика.
Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ

2.7 Клетка – генетическая единица живого.
Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции.
Число хромосом и их видовое постоянство.
Соматические и половые клетки.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз.
Митоз – деление соматических клеток.
Мейоз.
Фазы митоза и мейоза.
Развитие половых клеток у растений и животных.
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.
Роль мейоза и митоза

Базовый уровень: Клеточный цикл: интерфаза и деление.
Митоз и мейоз, их значение.
Соматические и половые клетки

Углубленный уровень:  Клеточный цикл: интерфаза и деление.
Митоз, значение митоза, фазы митоза.
Соматические и половые клетки.
Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза.
Мейоз в жизненном цикле организмов.
Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных.
Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний.
Стволовые клетки

3 Организм как биологическая система (Организм)

3.1 Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы

Базовый уровень: Организм – единое целое.
Жизнедеятельность организма.
Регуляция функций организма, гомеостаз

Углубленный уровень: Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов.
Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.
Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов.
Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи

3.2 Воспроизведение организмов, его значение.
Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения.
Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных.
Внешнее и внутреннее оплодотворение

Базовый уровень: Размножение организмов (бесполое и половое).
Способы размножения у растений и животных

Углубленный уровень: Размножение организмов.
Бесполое и половое размножение.
Двойное оплодотворение у цветковых растений.
Виды оплодотворения у животных.
Способы размножения у растений и животных.
Партеногенез

3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.
Причины нарушения развития организмов

Базовый уровень: Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Причины нарушений развития.
Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов

Углубленный уровень: Онтогенез.
Эмбриональное развитие.
Постэмбриональное развитие.
Прямое и непрямое развитие.
Жизненные циклы разных групп организмов.
Регуляция индивидуального развития.
Причины нарушений развития организмов

3.4 Генетика, её задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Методы генетики.
Основные генетические понятия и символика.
Хромосомная теория наследственности.
Современные представления о гене и геноме

Базовый уровень: Генетика, методы генетики.
Генетическая терминология и символика.
Хромосомная теория наследственности

Углубленный уровень: История возникновения и развития генетики, методы генетики.
Генетические терминология и символика.
Генотип и фенотип.
Вероятностный характер законов генетики.
Хромосомная теория наследственности

3.5 Закономерности наследственности, их цитологические основы.
Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание).
Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов.
Генетика пола.
Наследование признаков, сцепленных с полом.
Взаимодействие генов.
Генотип как целостная система.
Генетика человека.
Методы изучения генетики человека.
Решение генетических задач.
Составление схем скрещивания

Базовый уровень: Законы наследственности Г. Менделя.
Определение пола.
Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека.
Наследственные заболевания человека и их предупреждение.
Этические аспекты в области медицинской генетики

Углубленный уровень: Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения.
Цитологические основы закономерностей наследования.
Анализирующее скрещивание.
Сцепленное наследование, кроссинговер.
Определение пола.
Сцепленное с полом наследование.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Генетические основы индивидуального развития.
Генетическое картирование.
Генетика человека, методы изучения генетики человека

3.6 Закономерности изменчивости.
Ненаследственная (модификационная) изменчивость.
Норма реакции.
Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная.
Виды мутаций и их причины.
Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции

Базовый уровень: Генотип и среда.
Ненаследственная изменчивость.
Наследственная изменчивость

Углубленный уровень: Генотип и среда.
Ненаследственная изменчивость.
Норма реакции признака.
Вариационный ряд и вариационная кривая.
Наследственная изменчивость.
Виды наследственной изменчивости.
Комбинативная изменчивость, её источники

3.7 Значение генетики для медицины.
Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.
Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки.
Защита среды от загрязнения мутагенами.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм

Базовый уровень: Мутагены, их влияние на здоровье человека

Углубленный уровень: Репродуктивное здоровье человека.
Наследственные заболевания человека, их предупреждение.
Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетик.
Мутации, виды мутаций.
Мутагены, их влияние на организмы.
Мутации как причина онкологических заболеваний.
Внеядерная наследственность и изменчивость.
Эпигенетика

3.8 Селекция, её задачи и практическое значение.
Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Методы селекции и их генетические основы.
Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.
Значение генетики для селекции.
Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных

Базовый уровень: Доместикация и селекция.
Методы селекции

Углубленный уровень: Доместикация и селекция.
Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений.
Методы селекции, их генетические основы.
Искусственный отбор.
Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии.
Гетерозис и его использование в селекции

3.9 Биотехнология, её направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии.
Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты.
Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома)

Базовый уровень: Биотехнология, её направления и перспективы развития.
Биобезопасность

Углубленный уровень: Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдалённая гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия.
Биобезопасность

4 Система и многообразие органического мира (Теория эволюции)

4.1 Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.
Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчинённость.
Вирусы – неклеточная форма жизни.
Меры профилактики распространения вирусных заболеваний

Базовый уровень: Многообразие организмов как результат эволюции.
Принципы классификации, систематика.
Вирусы – неклеточная форма жизни; меры профилактики вирусных заболеваний

Углубленный уровень: Многообразие и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции.
Принципы классификации, систематика.
Основные систематические группы органического мира.
Современные подходы к классификации организмов.
Вирусы – неклеточная форма жизни.
Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний.
Вирусология, её практическое значение

4.2 Царство Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

4.3 Царство Грибы, строение, жизнедеятельность, размножение.
Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности.
Роль в природе грибов и лишайников

Базовый уровень: Многообразие организмов как результат эволюции.
Принципы классификации, систематика

Углубленный уровень: Многообразие и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции.
Принципы классификации, систематика.
Основные систематические группы органического мира

4.4 Царство Растения. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений).
Распознавание (на рисунках) органов растений

4.5 Многообразие растений. Основные отделы растений.
Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека

4.6 Царство Животные. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека

4.7 Хордовые животные.
Характеристика основных классов.
Роль в природе и жизни человека.
Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных

5 Организм человека и его здоровье

5.1 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов пищеварения, дыхания, выделения.
Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов

5.2 Строение и жизнедеятельность органов и системьорганов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфооттока.
Размножение и развитие человека.
Распознавание (на рисунках) органов и систем органов

5.3 Внутренняя среда организма человека.
Группы крови.
Переливание крови.
Иммунитет.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.
Витамины

5.4 Нервная и эндокринная системы.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

5.5 Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме.
Строение и функции. Высшая нервная деятельность.
Сон, его значение.
Сознание, память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека

5.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни.
Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными).
Предупреждение травматизма, приёмы оказания первой помощи.
Психическое и физическое здоровье человека.
Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность).
Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение).
Вредные и полезные привычки.
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Репродуктивное здоровье человека.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

6 Эволюция живой природы (Теория эволюции. Развитие жизни на Земле)

6.1 Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы

Базовый уровень: Вид, его критерии.
Популяция – элементарная единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

Углубленный уровень: Развитие представлений о виде. Вид, его критерии.
Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции.
Микроэволюция и макроэволюция.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции.
Уравнение Харди – Вайнберга.
Молекулярно-генетические механизмы эволюции.
Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная.
Экологическое и географическое видообразование

6.2 Развитие эволюционных идей.
Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.
Взаимосвязь движущих сил эволюции.
Формы естественного отбора, виды борьбы за существование.
Синтетическая теория эволюции.
Элементарные факторы эволюции.
Исследования С.С. Четверикова.
Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира

Базовый уровень: Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина.
Синтетическая теория эволюции

Углубленный уровень: Развитие эволюционных идей.
Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.
Эволюционная теория Ч. Дарвина.
Синтетическая теория эволюции.
Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира

6.3 Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов

Базовый уровень: Свидетельства эволюции живой природы

Углубленный уровень: Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические

6.4 Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен).
Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Причины биологического прогресса и регресса.
Гипотезы возникновения жизни на Земле.
Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

Базовый уровень: Микроэволюция и макроэволюция.
Направления эволюции.
Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Основные этапы эволюции органического мира на Земле

Углубленный уровень: Направления и пути эволюции.
Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.
Механизмы адаптаций.
Коэволюция.
Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции.
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала.
Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Основные этапы эволюции биосферы
Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных.
Вымирание видов и его причины

6.5 Происхождение человека.
Человек как вид, его место в системе органического мира.
Гипотезы происхождения человека современного вида.
Движущие силы и этапы эволюции человека.
Человеческие расы, их генетическое родство.
Биосоциальная природа человека.
Социальная и природная среды, адаптация к ним человека

Базовый уровень: Современные представления о происхождении человека.
Эволюция человека (антропогенез).
Движущие силы антропогенеза.
Расы человека, их происхождение и единство

Углубленный уровень: Современные представления о происхождении человека.
Систематическое положение человека.
Эволюция человека.
Факторы эволюции человека.
Расы человека, их происхождение и единство

7 Экосистемы и присущие им закономерности Организмы и окружающая среда

7.1 Среды обитания организмов.
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный фактор.
Их значение

Базовый уровень: Приспособления организмов к действию экологических факторов

Углубленный уровень: Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы).
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биологические ритмы.
Взаимодействие экологических факторов.
Экологическая ниша

7.2 Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль.
Видовая и пространственная структуры экосистемы.
Трофические уровни.
Цепи и сети питания, их звенья.
Правила экологической пирамиды.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Базовый уровень: Биогеоценоз.
Экосистема.
Разнообразие экосистем.
Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме.
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме

Углубленный уровень: Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни.
Типы пищевых цепей.
Пищевая сеть.
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме.
Свойства экосистем.
Продуктивность и биомасса экосистем разных типов

7.3 Разнообразие экосистем (биогеоценозов).
Саморазвитие и смена экосистем.
Устойчивость и динамика экосистем.
Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем.
Причины устойчивости и смены экосистем.
Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем

Базовый уровень: Устойчивость и динамика экосистем.
Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.
Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы

Углубленный уровень: Сукцессия.
Саморегуляция экосистем.
Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.
Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы.
Агроценозы, их особенности

7.4 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Живое вещество, его функции.
Особенности распределения биомассы на Земле.
Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нём организмов разных царств.
Эволюция биосферы

Базовый уровень: Структура биосферы.
Закономерности существования биосферы.
Круговороты веществ в биосфере

Углубленный уровень: Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера.
Закономерности существования биосферы.
Компоненты биосферы и их роль.
Круговороты веществ в биосфере.
Биогенная миграция атомов.
Основные биомы Земли

7.5 Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.).
Проблемы устойчивого развития биосферы.
Правила поведения в природной среде

Базовый уровень: Глобальные антропогенные изменения в биосфере.
Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук

Углубленный уровень: Роль человека в биосфере.
Антропогенное воздействие на биосферу.
Природные ресурсы и рациональное природопользование.
Загрязнение биосферы.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии

Ученик на ЕГЭ по биологии должен:

1 ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ
1.1 методы научного познания; основные положения биологических
законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез:
1.1.1 методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой материи
1.1.2 основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, синтетическая теория эволюции, антропогенеза)
1.1.3 основные положения учений (о путях и направлениях эволюции, Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В.И. Вернадского о биосфере)
1.1.4 сущность законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого сходства; биогенетического)
1.1.5 сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя, экологической пирамиды)
1.1.6 сущность гипотез (чистоты гамет, происхождения жизни, происхождения человека)
1.2 строение и признаки биологических объектов:
1.2.1 клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов
1.2.2 генов, хромосом, гамет
1.2.3 вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека
1.2.4 вида, популяций, экосистем и агроэкосистем, биосферы
1.3 сущность биологических процессов и явлений:
1.3.1 обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, питание, дыхание, брожение, хемосинтез, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост
1.3.2 митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных
1.3.3 оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез)
1.3.4 взаимодействие генов; получение гетерозиса, полиплоидов, отдалённых гибридов; действие искусственного отбора
1.3.5 действие движущего и стабилизирующего отборов, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирования приспособленности к среде обитания
1.3.6 круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы
1.4 современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции
1.5 особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения1
2 УМЕТЬ
2.1 объяснять:
2.1.1 роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира
2.1.2 единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных используя биологические теории, законы и правила
2.1.3 отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека
2.1.4 причины наследственных и ненаследственных изменений; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций
2.1.5 взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды
2.1.6 причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас
2.1.7 место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными, роль различных организмов в жизни человека
2.1.8 зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме
2.2 устанавливать взаимосвязи:
2.2.1 строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза
2.2.2 движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции
2.3 решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции
2.4 составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети)
2.5 распознавать и описывать:
2.5.1 клетки растений и животных
2.5.2 особей вида по морфологическому критерию
2.5.3 биологические объекты по их изображению и процессам их жизнедеятельности
2.5.4 экосистемы и агроэкосистемы
2.6 выявлять:
2.6.1 отличительные признаки отдельных организмов
2.6.2 приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных
2.6.3 абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах
2.6.4 источники мутагенов в окружающей среде (косвенно)
2.7 сравнивать (и делать выводы на основе сравнения):
2.7.1 биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы)
2.7.2 процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез)
2.7.3 митоз и мейоз, бесполое и половое размножение, оплодотворение у растений и животных, внешнее и внутреннее оплодотворение
2.7.4 формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы видообразования, макро- и микроэволюцию, пути и направления эволюции
2.8 определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация)
2.9 анализировать:
2.9.1 различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных групп организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов
2.9.2 состояние окружающей среды, влияние факторов риска на здоровье человека, последствия деятельности человека в экосистемах, глобальные антропогенные изменения в биосфере
2.9.3 результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию
3 ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ
ЖИЗНИ
3.1 для обоснования:
3.1.1 правил поведения в окружающей среде
3.1.2 мер профилактики: распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; заражения инфекционными и простудными заболеваниями
3.1.3 оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами
3.1.4 способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними

Изменения в КИМ ЕГЭ 2023 года в сравнении с КИМ 2022 года

1. В первой части КИМ добавлено одно задание. Соответственно общее число заданий КИМ увеличилось с 28 до 29.
2. Задания содержательного блока «Система и многообразие органического мира» первой части экзаменационной работы представлены единым вариативным модулем (задания 9–12), состоящим из комбинации двух тематических разделов: «Многообразие растений и грибов» (два задания) и «Многообразие животных» (два задания).
3. Задания содержательного блока «Организм человека и его здоровье» в первой части экзаменационной работы собраны в единый модуль, состоящий из 4 заданий (задания 13–16).
4. Задания с кратким ответом, проверяющие знания бактерий и вирусов, представлены в заданиях блока «Клетка и организм – биологические системы» (задания 5–8).
5. Из второй части работы исключена линия 24 на анализ биологической информации. Собран мини-модуль из двух линий заданий (задания 23 и 24), направленных на проверку сформированности методологических умений и навыков.

Баллы за задания ЕГЭ по биологии

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 4, 5, 9, 13 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.

Ответы на задания части 2 проверяются предметными комиссиями.

Правильное выполнение каждого из заданий 2, 6, 10, 14, 19, 21 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение каждого из заданий 7, 11, 15, 17, 18, 22 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Правильное выполнение каждого из заданий 8, 12, 16, 20 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Если количество символов в ответе превышает количество символов в эталоне, то балл за ответ уменьшается на 1, но не может стать меньше 0.

Развёрнутые ответы проверяются по критериям экспертами предметных комиссий субъектов Российской Федерации. В части 2 выполнение каждого из заданий 23–29 оценивается максимально в 3 балла.

Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 59.