ОГЭ по обществознанию включает в себя 24 задания: 17 заданий с кратким ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 2–5, 7–11, 13, 14, 16–18 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Его номер Вы должны записать в специально отведённом месте и затем перенести в бланк № 1.
В каждом из заданий 15 и 19 ответ Вы должны записать в виде последовательности цифр (например, 1432) без пробелов и разделительных символов, а в задании 20 – в виде слова (словосочетания).
Ответы на каждое из заданий 1, 6, 12, 21–24 нужно самостоятельно сформулировать и записать на бланке № 2 в развёрнутой форме. Проверять их выполнение будут эксперты на основе специально разработанной системы критериев.
В экзаменационной работе представлены шесть тематических блоков-модулей: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право.
Темы, которые нужно повторить перед ОГЭ по обществознанию
Тема 1. Человек и общество
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей
1.2 Взаимодействие общества и природы
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
1.4 Биологическое и социальное в человеке
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста
1.6 Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение)
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Основные понятия: общество, индивид, индивидуальность, личность, потребности, задатки, способности; деятельность, творчество, общение, межличностные отношения, межличностный конфликт.
Тема 2. Сфера духовной культуры
2.1 Сфера духовной культуры и её особенности
2.2 Наука в жизни современного общества
2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Основные понятия: культура, образование, наука, религия, мораль, добро, справедливость, совесть, долг, честь, достоинство, гуманизм, патриотизм, гражданственность, свобода совести.
Тема 3. Экономика
3.1 Экономика, её роль в жизни общества
3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
3.3 Экономические системы и собственность
3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация
3.5 Обмен, торговля
3.6 Рынок и рыночный механизм
3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство
3.8 Деньги
3.9 Заработная плата и стимулирование труда
3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки
3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами
3.12 Экономические цели и функции государства
3.13. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.
3.14 Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет
Основные понятия: экономика, товары, услуги, ресурсы, ограниченность ресурсов, экономическая система, собственность, производство, факторы производства, производительность труда, разделение труда специализация, обмен, торговля, рынок, рыночный механизм, предпринимательство, деньги, заработная плата, налоги, государственный бюджет, банк; кредит; активы, пассивы, личный финансовый план, сбережения.
Тема 4. Социальная сфера
4.1 Социальная структура общества
4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями
4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
4.4 Социальные ценности и нормы
4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
4.6 Социальный конфликт и пути его решения
Основные понятия: социальная структура общества; социальная группа, малая группа, семья, социальная роль, социальные ценности, социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальный конфликт, межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления
5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
5.2 Понятие и признаки государства
5.3 Разделение властей
5.4 Формы государства
5.5 Политический режим. Демократия
5.6 Местное самоуправление
5.7 Участие граждан в политической жизни
5.8 Выборы, референдум
5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни
5.10 Гражданское общество и правовое государство
Основные понятия: власть, государство, форма государства, политический режим, демократия, выборы, референдум, политическая партия, гражданское общество, правовое государство.
Тема 6. Право
6.1 Право, его роль в жизни общества и государства
6.2 Норма права. Нормативный правовой акт
6.3 Понятие правоотношений
6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности
6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
6.6 Федеративное устройство Российской Федерации
6.7 Органы государственной власти Российской Федерации
6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина
6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних
6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
6.12 Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов
6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей
6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей
6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних
6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания
6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Основные понятия: право, норма права, нормативный правовой акт, правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность, правоохранительные органы, права человека, права гражданина, права ребёнка, правоспособность, дееспособность, право собственности, права потребителей, трудовой договор, рабочее время, время отдыха.
При подготовке рекомендуем обратить особое внимание на следующие элементы содержания (задания разного уровня, проверяющие эти темы, ежегодно вызывают наибольшее затруднение у девятиклассников).
Тема 1. Человек и общество:
– общество как форма жизнедеятельности людей (понятие общества в узком и широком смысле; примеры применения этого понятия);
– основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь (особенности экономической, социальной, политической и духовной сфер общественной жизни; примеры их взаимосвязи);
– биологическое и социальное в человеке (общие черты и черты отличия человека и животного; характеристики индивида; биологические, социальные и духовные потребности человека; задатки и способности человека);
– личность (социальные качества человека, их формирование и развитие);
– деятельность человека (понятие и структура деятельности: субъект, объект, цель, средства, результаты) и её основные формы (труд, игра, учение, их общие черты и особенности; примеры осуществления различных видов деятельности; творчество);
– межличностные конфликты, их конструктивное разрешение (причины межличностных конфликтов; избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество как способы (стратегии) поведения в межличностных конфликтах).
Тема 2. Сфера духовной культуры:
– сфера духовной культуры и её особенности (формы (области) культуры; виды культуры: материальная и духовная культура; народная, массовая и элитарная культура);
– наука в жизни современного общества (черты сходства и черты различия науки и других форм (областей) культуры; виды наук; роль науки в развитии общества);
– образование и его значимость в условиях информационного общества (основные уровни и организации общего и профессионального образования в Российской Федерации);
– религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества (понятие религии; роль религии и религиозных организаций в общественной жизни; мировые религии); свобода совести;
– мораль (особенности моральных норм и морального регулирования поведения; основные категории морали: добро и зло, справедливость, совесть, долг, честь, достоинство); гуманизм; патриотизм и гражданственность.
Тема 3. Экономика:
– экономические системы (основные вопросы экономики; традиционная, командная (плановая), рыночная и смешанные экономические системы) и собственность (частная, государственная, акционерная и др. формы собственности);
– деньги (основные функции денег; денежная масса и покупательная способность денег; виды денег; инфляция);
– заработная плата (оклад, сдельная и комплексная формы оплаты труда) и стимулирование труда; причины устойчивых различий в оплате труда;
– налоги, уплачиваемые гражданами (понятие и примеры прямых и косвенных налогов; функции налогов).
Тема 4. «Социальная сфера»
– семья как малая группа (признаки малой группы, особенности семьи как малой группы, роль семьи в жизни человека);
– социальные ценности и нормы (понятие социальных ценностей, признаки социальных норм, виды социальных норм); отклоняющееся поведение;
– социальный конфликт и пути его решения (что такое социальный конфликт; причины социальных конфликтов; виды социальных конфликтов; пути разрешения социальных конфликтов).
Тема 5. «Сфера политики и социального управления:
– понятие, признаки и функции государства;
– разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти; функции и органы каждой из них);
– форма государства (монархия и республика как формы правления, унитарная и федеративная формы государственного устройства);
– политический режим (понятие политического режима, демократические и недемократические (тоталитарный и авторитарный) виды режимов; демократия (понятие и основные ценности));
– участие граждан в политической жизни (разнообразие форм политического участия; избирательные права граждан); выборы, референдум;
– политические партии (понятие и функции политических партий, типы политических партий по разным основаниям) и движения (понятие общественно-политических движений), их роль в общественной жизни;
– гражданское общество (понятие, признаки и примеры деятельности) и правовое государство (основные признаки).
Тема 6. «Право»:
– понятие правоотношений (понятие и структура (субъект, объект, содержание) правоотношений; правоспособность и дееспособность как характеристики субъекта правоотношения; виды правоотношений по отраслям права; юридические факты);
– признаки и виды правонарушений (по отраслям права, которые нарушены, и по степени общественной опасности); понятие и виды юридической ответственности (гражданско-правовая, уголовная, административная, дисциплинарная);
!!! Советуем при подготовке внимательно изучить статью 44 Уголовного кодекса РФ, главу 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статью 12 Гражданского кодекса РФ (часть первая), статью 192 Трудового кодекса РФ.
– Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя Российской Федерации;
!!! Советуем при подготовке внимательно изучить главу I Конституции Российской Федерации.
– федеративное устройство России (принципы федеративного устройства Российской Федерации, разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации);
!!! Советуем при подготовке внимательно изучить главу III Конституции Российской Федерации.
– органы государственной власти Российской Федерации (Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, полномочия Президента Российской Федерации);
!!! Советуем при подготовке внимательно изучить главы IV-VI Конституции Российской Федерации.
– правоохранительные органы (задачи правоохранительных органов; структура правоохранительных органов); судебная система Российской Федерации; взаимоотношения органов государственной власти и граждан;
!!! Советуем при подготовке внимательно изучить главу VII Конституции Российской Федерации.
– понятие прав и обязанностей гражданина; права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии; конституционные обязанности гражданина Российской Федерации; механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина;
!!! Советуем при подготовке внимательно изучить главу II Конституции Российской Федерации.
– права ребёнка и их защита (личные неимущественные и имущественные права ребёнка); особенности правового статуса несовершеннолетних (понятие «несовершеннолетний», гражданская дееспособность несовершеннолетних (см. статьи 26–28 Гражданского кодекса РФ); права и обязанности несовершеннолетних работников; уголовная ответственность несовершеннолетних);
– гражданские правоотношения (понятие и принципы гражданских правоотношений; виды гражданско-правовых отношений); права собственности (правомочия владения, пользования и распоряжения); права потребителей (право на качество товаров (работ, услуг), право на безопасность товаров (работ, услуг), право на возмещение ущерба; право на необходимую и достоверную информацию и др.)
– семейные правоотношения (условия заключения брака); права и обязанности родителей и детей;
!!! Советуем при подготовке внимательно изучить главы 11 и 12 Семейного кодекса РФ.
– право на труд и трудовые правоотношения (трудовой договор; дисциплина труда); трудоустройство несовершеннолетних;
!!! Советуем при подготовке внимательно изучить главу 42 Трудового Кодекса РФ.
– административные правоотношения, правонарушения (основные виды) и наказания;
!!! Советуем при подготовке внимательно изучить главу 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
– основные понятия и институты уголовного права (понятие и виды преступлений; цели и виды наказаний, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства).
!!! Советуем при подготовке внимательно изучить главу 14 Уголовного Кодекса РФ.