Я давно уж почувствовал необходимость понять - как возник мир, в котором я живу, и каким образом я постигаю его. Это естественное и - в сущности - очень скромное желание, незаметно выросло у меня в неодолимую потребность и, со всей энергией юности, я стал настойчиво обременять знакомых "детскими" вопросами. Одни искренно не понимали меня, предлагая книги Ляйэля и Леббока; другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь "ерундой"; кто-то дал "Историю философии" Льюиса; эта книга показалась мне скучной, - я не стал читать ее.
Среди знакомых моих появился странного вида студент в изношенной шинели, в короткой рубахе. В очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он носил длинные волосы «нигилиста», удивительно густые, они опускались до плеч его прямыми, жесткими прядями. Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы, обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то - насмешливо. Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. К нему относились неприязненно.
Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись. Звали его Николай Захарович Васильев, по специальности он был химик.
Когда он приехал из Москвы на каникулы, я конечно обратился к нему с «детскими» вопросами и этим очень обрадовал его.
Ты - человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней. Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли - единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, все исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, ее неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности.
Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
- Все, что я сказал тебе - вполне умещается в трех словах: живи своим умом!
Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг; я вообще никого и ничему не могу учить. И особенно не хочу именно тебя учить, понимаешь? Я - рассказываю. А делать кого-то другого похожим на меня, это, брат, по-моему, свинство. Я особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня, это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
Он невесело усмехнулся.
-Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами - творить фантазии. Видишь - как нехорошо я думаю. Да, брат... Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума.
Они - в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая.
Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
- Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами, но не знаем - то ли, так ли мы думаем, как надо. А ты - и в это не верь! Ищи сам...
Я был глубоко взволнован его речью, - я понял в ней столько, сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души Николая. Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. Хорошая минута! Вероятно - одна из лучших минут счастья, испытанного мною в жизни.
(По М. Горькому)
Проблемы текста М. Горького про свободу мысли
- Какой человек может обладать свободой мысли?
- В чем заключается свобода слова и мысли?
- Какую роль играет процесс познания в жизни человека?
Пример сочинения на 25 баллов
Как найти истину?
Раздумывая над поставленной проблемой, автор пишет о герое, увлеченном поиском ответов на вопросы о возникновении мира и способах его постижения. Рассказчику не удается ничего узнать у взрослых, однако он находит желанного собеседника в лице студента-химика. "Свобода мысли - единственная и самая удачная свобода, доступная человеку", "Живи своим умом!" - наставляет Васильев. Читатель понимает, что единой истины нет, а единственный путь постижения мира - собственные исследования.
Кроме того, автор пишет, что навязывание чужих идей не приводит ни к чему хорошему: "Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами, но не знаем - то ли, так ли мы думаем, как надо. А ты - и в это не верь! Ищи сам..." Действительно, не следует полагаться на чужую точку зрения, не имея возможности подтвердить ее верность.
Примеры дополняют друг друга, утверждая идею того, что путь постижения истины у каждого человека свой.
Позиция автора такова: нужно выстраивать собственные взгляды на мир, не слушая доводов окружающих.
Нельзя не согласиться с мнением Горького. Люди обладают разным образом мышления и имеют свои собственные ценности, поэтому невозможно заставить думать всех одинаково. Так, раньше я прислушивалась к мнению окружающих и верила в безоговорочность их суждений. С опытом я поняла, что не всё это верно в действительности. Я решила следовать собственным мыслям и чувствам.
Таким образом, чтобы найти истину, нужно самостоятельно исследовать мир, не ограничивая себя доводами окружающих.
Попался такой текст на ЕГЭ? Пишите в комментариях, какую проблему и аргументы выбрали!