Демоверсия с сайта ФИПИ. Ответы сформулированы непосредственно разработчиками ЕГЭ.

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2023 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Инструкция по выполнению работы

   Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
    На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
    Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ: 2 3              23
Ответ: 125             125
          А Б В Г Д
Ответ: 3 2 3 1 1          32311
    Задания части 2 (17–25) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.
   Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
   При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
   Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
   Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
   После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Часть 1

Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр. Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1 Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) связь с природой; 2) изменение общественных отношений; 3) социальная мобильность; 4) отмена устаревших норм; 5) совершенствование социальной организации; 6) наличие социальных институтов.
   Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:   1 

2 Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Ответ:                125             .

3 Установите соответствие между действиями и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ            УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) наблюдение           1) эмпирический
Б) эксперимент           2) теоретический
В) описание объекта
Г) объяснение существующих взаимосвязей
Д) формулирование закономерностей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

            А Б В Г Д
Ответ:   1 1 1 2 2

4 Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.

1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей
2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов
3) расчёт на усреднённый потребительский вкус
4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей
5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством
6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения

Ответ:            346                 .

5 Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.
2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.
3) Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.

Ответ:          234                 .

6 Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов согласно Налоговому кодексу РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ        ВИДЫ НАЛОГОВ
                     И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ
                            ФЕДЕРАЦИИ

А)сборы за пользование        1) федеральные
объектами животного мира   2) местные
Б) налог на доходы               3) региональные
      физических лиц
В) водный налог
Г) торговый сбор
Д) транспортный налог

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

           А Б В Г Д
Ответ: 1  1 1 2 3

7 Фирма «Лисичка» – ателье, специализирующееся на пошиве школьной формы. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы «Лисичка» в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) оплата потреблённой электроэнергии
2) приобретение тканей, ниток, фурнитуры
3) выплата сдельной заработной платы работникам
4) взносы по страхованию имущества фирмы
5) оклады администрации
6) погашение процентов по ранее взятому кредиту

Ответ:         456               .

8 Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.

Ответ:           345               .

9 В ходе социологического опроса работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.
2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей.
4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
5) Бóльшая доля юношей по сравнению с девушками работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Ответ:            123                .

10 Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально- легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

Ответ:              134               .

11 В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.

1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
2) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) наличие этапа предвыборной агитации
4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
5) процедура тайного голосования
6) голосование по одномандатным округам

Ответ:               235                   .

12 Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) единство экономического пространства
2) наличие официальной идеологии
3) правовое государство
4) приоритет судебной власти
5) светское государство

Ответ:             135                     .

13 Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

А) обеспечение исполнения федерального бюджета
Б) осуществление управления федеральной собственностью
В) осуществление помилования
Г) утверждение военной доктрины
Д) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

 СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
  ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ
       ФЕДЕРАЦИИ

1) Президент Российской Федерации
2) Совет Федерации
3) Правительство Российской Федерации

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

           А Б В Г Д
Ответ: 3 3 1 1  2

14 Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка.
2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов, называется адвокатура.
3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.
4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.
5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Ответ:                145               .

15 Установите соответствие между примерами и видами субъектов гражданского права в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) Чеченская Республика
Б) гражданин Российской Федерации К.Н. Степанов
В) производственный кооператив «Мимоза»
Г) Ростовская область
Д) акционерное общество «Луч»

ВИДЫ СУБЪЕКТОВ

1) публично-правовое образование
2) юридическое лицо
3) физическое лицо

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

           А Б В Г Д
Ответ: 1  3 2 1 2

16 Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации.
При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.

1) наличие законного источника средств к существованию
2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России
3) наличие документа о профессиональном образовании
4) владение русским языком
5) наличие родственных связей в Российской Федерации
6) наличие собственности на территории России

Ответ:               124               .

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.

Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

   Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.
   Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.
   В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.
   Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется емуи начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право  превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.
   С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.
                          (С.И. Самыгин)

17 Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

Ответ: 
1) Государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.
2) Когда государство оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.
3) Именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

18 NEW  В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «правовая норма»;
– объясните связь названных автором элементов системы права. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Ответ: 
1) основные признаки понятия «правовая норма»:
– устанавливается или санкционируется государством;
– обеспечивается мерами государственного принуждения;
– общеобязательность;
– формальная определённость и др.;
2) объяснение с опорой на положения текста: отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих сферу однородных, близких по своему характеру общественных отношений.

19 Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.) 

Ответ:
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание (конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный медицинский осмотр при заключении трудового договора (трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).

20 Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.) 

Ответ (любые 3 из 6-ти суждений): 
1) право закрепляет форму государственного устройства, политический режим и форму правления определённого государства;
2) право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, которые представляют государственные органы;
3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;
4) посредством права осуществляется государственная правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет потребность в регламентации (юридического характера) определённых отношений. Таким образом, при помощи правотворческой деятельности государства создаются законы, указы и иные рациональные юридические формы;
5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических требований;
6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.

21 На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) 
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?

Ответ:
1) равновесная цена уменьшилась;
2) одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния: благодаря внедрению новых высокопроизводительных технологий сократилось время производства одного автомобиля, что позволило увеличить количество произведённых автомобилей;
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном однозначном указании изменения спроса и равновесной цены.)

22 В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.
Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.
Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z?
Каков тип экономической системы страны Z?
Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные?
Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) 

Ответ:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: рыночная;
3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация образования;
(Ответ на каждый из вопросов 1-3 засчитывается только при наличии правильного однозначного указания типа общества, типа экономической системы и тенденции развития образования. Если в ответе на вопрос указано несколько различных типов, тенденций, то такой ответ на конкретный вопрос не засчитывается.)
4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно.

23 Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Ответ:
1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической памяти, патриотизма, детства и семьи;
3) в Конституции закреплена ценность российской культуры, разнообразия культур народов России;
4) в Конституции закреплён социальный характер Российского государства.

Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задания 24 и 25.

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Политические партии».

24 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.) 

Ответ:
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных организаций:
  а) наличие программы;
  б) наличие устава;
  в) наличие организационной структуры;
  г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
  а) представительство интересов большинства социальных групп;
  б) политическая социализация;
  в) участие в выборах (электоральная функция) и др.
4. Классификации политических партий:
  а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.);
  б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
  в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);
  г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
  а) однопартийная система;
  б) двухпартийная система;
  в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.

25 NEW  Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно- следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2 партий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни российского общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Ответ:
1) в демократическом обществе важно учитывать властно значимые интересы различных социальных групп и организаций, представляемые разными политическими партиями
ИЛИ
политический плюрализм и многопартийность вытекают из свободы слова и права человека участвовать в политической деятельности;
2) партия «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР);
3) - волонтерский центры «Единой России» развернуты во всех регионах страны и объединяют десятки тысяч студентов разных вузов;
- КПРФ приняла участие в выборах в Государственную Думу;
- лидер ЛДПР в телепередаче представил позицию партии по актуальным внешнеполитическим вопросам.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

Разбор ответов к ЕГЭ по обществознанию

Часть 1

Количество правильных ответов в формулировках заданий 2, 4, 5, 7–12, 14, 16 не фиксируется, их может быть от двух до четырех.

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 9 и 12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе на задания 1, 9 и 12 значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы.

Правильное выполнение каждого из заданий 6, 13, 15 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение каждого из заданий 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 14, 16 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Номер     Правильный
задания    ответ
1           16
2           125
3           11122
4           346
5           234
6           11123
7           456
8           345
9           123
10         134
11         235
12         135
13         33112
14         145
15         13212
16         124

Часть 2

Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

17 Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.)
Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) - Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность;
2) ответ на второй вопрос, например: когда государство оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами;
3) ответ на третий вопрос, например: именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Даны правильные ответы на три вопроса - 2 балла

Даны правильные ответы только на два любых вопроса - 1 балл

Дан правильный ответ только на один любой вопрос.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 2


18 Автор пишет об отношениях между правом и государством. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство». (В объяснении смысла/определения понятия «государство» должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) - Баллы

В правильном ответе должно быть приведено объяснение, например: государство – обладающая суверенитетом на определённой территории организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём порядок и стабильность.

Может быть дано другое объяснение смысла понятия

Указания по оцениванию

В качестве правильного может быть принято объяснение, ориентированное на признаки понятия, раскрытые в любом действующем учебнике 6–11 классов из федерального перечня Минпросвещения России.
Не засчитывается:
– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию

Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указано не менее двух существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) - 2 балла

Смысл понятия в целом объяснён, НО в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий.
ИЛИ В ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу - 1 балл

В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.
ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.
ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла -  0 баллов

Максимальный балл - 2


19 Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) -  Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы (примеры и соответствующие отрасли):
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание (конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный медицинский осмотр при заключении трудового договора (трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).

Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие действия, регулируемые другими отраслями  права.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

Указания по оцениванию

Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов (примеров и соответствующих отраслей) приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы, содержащие неточности/ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:
– если таких элементов два или более, то за ответ выставляется 0 баллов;
– если такой элемент один, то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям Правильно приведены три примера с указанием отрасли права для каждого из них - 3 балла 

Правильно приведены два-три примера с указанием отрасли права только для двух из них - 2 балла

Правильно приведены один–три примера с указанием отрасли права только для одного из них - 1 балл

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 3


20 Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) - Баллы

В правильном ответе могут быть следующие суждения:
1) право закрепляет форму государственного устройства, политический режим и форму правления определённого государства;
2) право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, которые представляют государственные органы;
3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;
4) посредством права осуществляется государственная правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет потребность в регламентации (юридического характера) определённых отношений. Таким образом, при помощи правотворческой деятельности государства создаются законы, указы и иные рациональные юридические формы;
5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических требований;
6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.

Могут быть приведены другие суждения в соответствии с требованием задания. Засчитываются только суждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

Указания по оцениванию

Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы/позиции, содержащие неточности/ ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:
– если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;
– если такой элемент/позиция один (одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям

Приведены три суждения (в соответствии с требованием задания) - 3 балла

Приведены только два суждения (в соответствии с требованием задания) - 2 балла

Приведено только одно суждение (в соответствии с требованием задания) - 1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 3


21 На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) - Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: благодаря внедрению новых высокопроизводительных технологий сократилось время производства одного автомобиля, что позволило увеличить количество произведённых автомобилей;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.)
Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном однозначном указании изменения спроса и равновесной цены.)

Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Указания по оцениванию

1) Ответ на первый вопрос засчитывается только в случае правильного однозначного указания изменения равновесной цены.
2) Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании обстоятельства (фактора) с объяснением при отсутствии дополнительных неверных обстоятельств (факторов) и объяснений

Даны правильные ответы на три вопроса - 3 балла

Даны правильные ответы только на два любых вопроса - 2  балла

Дан правильный ответ только на один любой вопрос - 1  балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 3


22 В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.
Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза. Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) - Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: рыночная;
3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация образования;
(Ответ на каждый из вопросов 1-3 засчитывается только при наличии правильного однозначного указания типа общества, типа экономической системы и тенденции развития образования. Если в ответе на вопрос указано несколько различных типов, тенденций, то такой ответ на конкретный вопрос не засчитывается.)
4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно.

(Могут быть приведены другие характеристики. Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при правильном указании двух или более верных характеристик при отсутствии неверных характеристик.)

Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа

Правильно даны ответы на четыре вопроса - 4 балла

Правильно даны ответы только на три любых вопроса 3 балла

Правильно даны ответы только на два любых вопроса 2  балла

Правильно дан ответ только на один любой вопрос - 1  балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 4


23 Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)   - Баллы

Могут быть приведены такие подтверждения:
1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической памяти, патриотизма, детства и семьи;
3) в Конституции закреплена ценность российской культуры, разнообразия культур народов России;
4) в Конституции закреплён социальный характер Российского государства.

Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии с требованием задания.

Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!

На основе Конституции Российской Федерации приведены три подтверждения при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки - 3 балла

На основе Конституции Российской Федерации приведены только два подтверждения при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки - 2 балла

На основе Конституции Российской Федерации приведено только одно подтверждение при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки.
ИЛИ На основе Конституции Российской Федерации приведены два-три подтверждения при наличии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки - 1 балл

Ни одно подтверждение не сформулировано на основе Конституции Российской Федерации.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 3


Вам необходимо подготовить доклад по теме «Политические партии».

24 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

При анализе ответа учитывается:
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
− наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
− количество подпунктов каждого пункта;
− корректность формулировок пунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных организаций:
  а) наличие программы;
  б) наличие устава;
  в) наличие организационной структуры;
  г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
  а) представительство интересов большинства социальных групп;
  б) политическая социализация;
  в) участие в выборах (электоральная функция) и др.
4. Классификации политических партий:
  а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.);
  б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
  в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);
  г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
  а) однопартийная система;
  б) двухпартийная система;
  в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Наличие любых двух из пунктов плана № 2, 3 и 4 в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

№ Критерии оценивания ответа на задание 24 - Баллы

24.1 Раскрытие темы по существу - 3 балла

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта - 3 балла

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта - 2 балла

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволяет раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта - 1  балл

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.
ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) - 0

Указания по оцениванию

  1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
  2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла

24.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана - 1 балл

Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей - 1 балл

Все иные ситуации - 0 баллов

Максимальный балл - 4  балла


25 Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) обоснование;
(Засчитывается только обоснование, содержащее несколько связанных между собой распространённых предложений, раскрывающих связи объектов / процессов (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве обоснования).)
2) ответ на вопрос;
(Ответ на вопрос засчитывается только при корректном указании названий трёх партий при отсутствии некорректных названий партий или названий несуществующих в Российской Федерации партий.)
3) примеры, иллюстрирующие реализацию различных функций каждой из указанных в пункте 2 политических партий (всего три примера).
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

Обоснование
Приведено корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания в нескольких распространённых предложениях, которое не содержит ошибок, неточностей и раскрывает причинно-следственные и(или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов - 2 балла

Приведено в целом корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания в нескольких распространённых предложениях, которое содержит отдельные неточности / иные недостатки, не искажающие сущность обосновываемого тезиса, И/ИЛИ не полностью раскрывает причинно- следственные и(или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов - 1 балл

Все иные ситуации, включая обоснование, приведённое в одном предложении или словосочетании И/ИЛИ обоснование, приведённое без опоры обществоведческие знания, на бытовом уровне -  0 баллов

Ответ на вопрос
Дан правильный ответ на вопрос: указано необходимое количество требуемых объектов при отсутствии неверных позиций - 1 балл

Все иные ситуации, включая отсутствие данного в явном виде ответа на вопрос, оформленного как самостоятельный элемент - 0 баллов

Примеры
В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены три примера при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки - 3 балла

В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены только два примера при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки - 2 балла

В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведён только один пример при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки.
ИЛИ В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены два-три примера при наличии одного или более дополнительных (сверх требуемых трёх), содержащих неточности/ошибки  - 1 балл

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла - 0 баллов

Максимальный балл - 6 баллов