В 2022 году в ЕГЭ по русскому языку изменились три задания - №1, 16 и 19. Это значит, что тренировочные варианты по ним прошлых лет не актуальны! Используйте только варианты 2022 года, размещенные у нас на сайте. Все эти задания и ответы разработал ФИПИ.
Задание 1 с ответами
1. Прочитайте текст и выполните задание.
Взаимодействие человека с природой, с ландшафтом не всегда длится столетиями и тысячелетиями и не всегда носит «природно-бессознательный» характер. След в природе остаётся не только от сельского труда человека, и труд его не только формируется природой: иногда человек сознательно стремится преобразовать окружающий его ландшафт, сооружая сады и парки. Сады и парки создают своего рода «идеальное» взаимодействие человека и природы, «идеальное» для каждого этапа человеческой истории, для каждого творца садово-паркового произведения.
И здесь мне бы хотелось сказать несколько слов об искусстве садов и парков, <…> не всегда до конца понималось в своей основе его истолкователями, специалистами (теоретиками и практиками садоводства).
Садово-парковое искусство – наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение кажется на первый взгляд странным. С ним как будто бы трудно согласиться. Почему, в самом деле, садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература в целом, философия, театр, живопись и т.д.? Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.
(Д.С. Лихачёв)
1 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст написан языком художественной литературы, поскольку основной задачей автора является эстетическое воздействие на читателя при помощи создания художественных образов.
2) Автор рассуждает об идеальном взаимодействии человека и природы посредством создания садов и парков.
3) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используется тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (природа, ландшафт, садово-парковое искусство).
4) Формы условного и повелительного наклонений глаголов помогают автору привлечь внимание адресата.
5) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов, вводная конструкция, риторический вопрос.
Ответ: 2345 <или> любая другая последовательность этих цифр.
2. Прочитайте текст и выполните задание.
Официально-деловой функциональный стиль русского литературного языка – это та его разновидность, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности. Он реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, различных документов (справок, удостоверений, доверенностей и проч.), в деловой переписке организаций. Из перечня речевых жанров следует, что основная форма его реализации письменная.
Несмотря на то что этот стиль подвергается серьёзным изменениям под влиянием социально-исторических сдвигов в обществе, он выделяется среди других функциональных разновидностей языка своей стабильностью, традиционностью, замкнутостью и стандартизованностью.
Названные черты официально-делового стиля отражаются не только в системе языковых средств, но и в неязыковых способах оформления конкретных текстов: в композиции, рубрикации, выделении абзацев и проч., т.е. в стандартизованном оформлении многих деловых документов.
Стандартизация деловой речи (прежде всего языка массовой типовой документации) – одна из наиболее приметных черт официально-делового стиля. Процесс стандартизации развивается в основном в двух направлениях: а) в широком использовании готовых, уже утвердившихся словесных формул, трафаретов, штампов (<…>, стандартных синтаксических моделей с отымёнными предлогами: в целях, в связи с, в соответствии с и т.д., что вполне закономерно, поскольку намного упрощает и облегчает процесс составления типовых текстов деловых бумаг); б) в частой повторяемости одних и тех же слов, форм, оборотов, конструкций, в стремлении к однотипности способов выражения мысли в однотипных ситуациях, в отказе от использования выразительных средств языка.
1 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (стиль, административно-правовая деятельность, жанр, синтаксическая модель и др.).
2) Логичность текста обеспечивается последовательным изложением мыслей: определение официально-делового стиля речи как разновидности русского литературного языка, основные черты официально-делового стиля речи, отражение особенностей официально-делового стиля речи на уровне языковых средств и неязыковых способах оформления, стандартизация деловой речи как основной признак официально-делового стиля и основные направления его развития.
3) Жанр текста – рецензия. Даются комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.); обобщённая аргументированная оценка явления; выводы о значимости работы.
4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизацией речи, широким использованием канцелярских оборотов.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как главной целью является передача знаний о явлении (об официально-деловом стиле речи) с помощью раскрытия системы понятий.
Ответ: 125 <или> любая другая последовательность этих цифр.
3. Прочитайте текст и выполните задание.
Вы идёте в парк, чтобы отдохнуть – без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу, парк открывает вам все новые виды: поляны, боскеты, аллеи, перспективы, – и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя. Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших весенних листьев под ногами. Слышится пение птиц или лёгкий треск сучка вблизи, какие-то звуки настигают вас вдали издали и создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих впечатлений создаёт особую симфонию – красок, объёмов, звучаний и даже ощущений, которые приносят вам воздух, ветер, туман, роса…
«Но причём тут человек?» – спросят меня. Ведь это то, что приносит вам природа, то, что вы можете воспринять, и <…> с большей силой, в лесу, в горах, на берегу моря, а не только в парке.
Нет, сады и парки – это тот важный рубеж, на котором объединяются человек и природа. Сады и парки одинаково важны – и в городе, и за пределами города. Не случайно так много чудеснейших парков в родном нашем Подмосковье. Нет ничего более захватывающего, увлекающего, волнующего, чем вносить человеческое в природу, а природу торжественно, «за руку» вводить в человеческое общество: смотрите, любуйтесь, радуйтесь.
(По Д.С. Лихачёву)
1 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Автор рассуждает о значении садов и парков как связующего звена между человеком и природой.
2) Наряду с общеупотребительной лексикой, отражающей проблематику текста (сады, парки, поляны, человек, природа), используются специальные термины (боскеты, симфония), позволяющие точно и последовательно изложить информацию.
3) Вопросно-ответная форма изложения позволяет привлечь внимание читателя к проблеме, которая имеет общественный, гуманитарный характер.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.
5) Текст относится к художественному стилю, поскольку основная задача автора – эстетическое воздействие на читателя при помощи создания художественных образов.
Ответ: 134 <или> любая другая последовательность этих цифр.
4. Прочитайте текст и выполните задание.
Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить.
Испокон веков был обычай на большие праздники – Рождество, Крещение, Пасху, а также в родительские субботы – посылать в тюрьмы подаяние арестованным. Булочные получали заказы от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек.
Наживались на этих подаяниях главным образом булочники и хлебопекарни. Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком.
Во-первых, он при заказе никогда не посылал за́вали арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; <…>, у него вёлся особый счёт, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.
Кроме того, по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испечёнными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу вёрст, а уже перед само́й едой оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах, – и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.
(По В.А. Гиляровскому)
За́валь – залежавшийся, непроданный товар, обычно плохой по качеству.
1 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Первое предложение (Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить.) – это тезис, который доказывается в тексте.
2) Лексика характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной используются специальная терминология (калачи, сайки, подаяние, пища), речевые штампы – клише (основатель булочной, деньги нажить, особым образом).
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых уточняющие члены предложения, ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
4) В предложениях третьего абзаца (Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком.) и четвёртого абзаца (И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.) передано отношение автора текста к Ивану Филиппову.
5) Разговорная (нажить, барыш) и устаревшая (жертвователь, верста) лексика, фразеологизмы (испокон веков; с пылу, с жару) помогают передать колорит эпохи.
Ответ: 1345 <или> любая другая последовательность этих цифр.
5. Прочитайте текст и выполните задание.
Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах
При трансляции рекламы уровень громкости её звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утверждённой федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.
Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой <…> телепрограммы или телепередачи осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, так и в результате проведения проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьёй 35.1 настоящего Федерального закона.
1 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст соответствует основному требованию, предъявляемому к деловым бумагам, – предельная точность и однозначность информации, исключающая разные толкования содержания.
2) Усложнённость синтаксиса создаётся за счёт распространения предложений причастными оборотами и однородными членами предложения.
3) Официальность тона обеспечивается путем полного отказа от разговорной и эмоционально-оценочной лексики, средств выразительности. В тексте используются уже утвердившиеся готовые словесные формулы.
4) В последнем абзаце текста излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, аргументируется и доказывается их правильность, анализируются примеры – таким образом, слушатели подводятся к необходимым выводам.
5) В тексте употребляются цепочки слов в форме родительного падежа (при трансляции рекламы, уровня громкости звука, уровня громкости звука телепрограммы или телепередачи, методики измерения уровня громкости звука, выявление превышения уровня громкости звука и др.).
Ответ: 1235 <или> любая другая последовательность этих цифр.
Задание 16 с ответами
1.
16 Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Представленные на выставке работы в той или иной степени отражают все основные тенденции современного прикладного искусства.
2) Со двора раздались громкие встревоженные голоса и сразу же послышался детский плач.
3) В весеннем воздухе легкая паутина трепещет и сплетается и создаёт замысловатые узоры.
4) Теперь уже по обе стороны просёлочной дороги были видны как покосившиеся заборы так и невспаханные огороды.
5) Для праздничной иллюминации обычно используют или электрические гирлянды или фонари.
Ответ: 245 <или> любая другая последовательность этих цифр.
2.
16 Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Мы собирали в лесу не только грибы но и бруснику и голубику.
2) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.
3) Ударило морозцем и по лесам и полям и закружила метель по дорогам.
4) Он был знатоком оперы джаза и современной эстрадной музыки.
5) Около реки лес был значительно гуще и состоял из ольхи и берёзы.
Ответ: 134 <или> любая другая последовательность этих цифр.
3.
16 Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Закат освещал молодую рощу и сквозь верхушки зелени струился густой розовый пар.
2) Отсюда открывался широкий вид на по́йму реки и огромный старинный величественный собор.
3) Творчество М.В. Ломоносова стало определяющим как для русского классицизма так и для всей последующей русской литературы.
4) Ветер то затихал то начинал бушевать с новой силой.
5) Кусок дерева или камень или металл будили его воображение и служили материалом для поделок.
Ответ: 134 <или> любая другая последовательность этих цифр.
4.
16 Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Густой снег стал валить почти сплошной мокрой лавиной.
2) Трёхэтажный серый дом был виден из-за небольшой рощи.
3) Закат пышно пылает на кронах деревьев золотит их старинной позолотой.
4) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток.
5) Снег был покрыт жёсткой сухой плёночкой и лёгкий холодный ветерок змейками курился по этому насту и насмешливо сыпал в лица и спины прохожим.
Ответ: 345 <или> любая другая последовательность этих цифр .
5.
16 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Ни ясные звёзды ни паруса далёких яхт ни звуки моря не трогали в этот вечер моё сердце.
2) В прошлом столетии гавань стала тесна для заполнявших её кораблей и была выстроена новая.
3) Над глубокими свежими и пушистыми снегами простирается удивительно нежное небо.
4) Значение и силу слова в предназначении человека отчётливей и глубже понимали наши предки.
5) Снег осторожно ложился на чугунные перила мостов на меховые шинели и спины спящих извозчиков.
Ответ: 35 <или> 53 .
Задание 19 с ответами
1.
19 Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда путешественники поняли (1) что они сбились с пути (2) перед их взором открылась панорама (3) бескрайнего пшеничного поля (4) край которого (5) уходил в необозримую даль (6) и смыкался с бездонным небом.
Ответ: 124 <или> любая другая последовательность этих цифр.
2.
19 Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда часы пробили восемь (1) она спустилась с верхнего этажа (2) встречать гостей (3) которые уже собрались в саду в этот тихий осенний вечер (4) и о чём-то оживлённо беседовали.
Ответ: 13 <или> 31.
3.
19 Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Фильм по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», снятый кинорежиссёром С.Ф. Бондарчуком, – шедевр (1) за который (2) любишь советские фильмы (3) и без (4) которого (5) отечественный и мировой кинематограф был бы неполон.
Ответ: 1.
4.
19 Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В непогожие дни (1) когда над тундрой бушует пурга (2) и (3) даже ко всему привычные собаки не решаются показываться из своих убежищ (4) было особенно приятно гостить в маленьком тёплом домике.
Ответ: 14 <или> 41.
5.
19 Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась так очевидно (4) который (5) получил то (6) что хотел (7) который был доволен судьбой и самим собой.
Ответ: 1467 <или> любая другая последовательность этих цифр.