ОГЭ по обществознанию включает в себя 24 задания: 17 заданий с кратким ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 2–5, 7–11, 13, 14, 16–18 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Его номер Вы должны записать в специально отведённом месте и затем перенести в бланк № 1.
В каждом из заданий 15 и 19 ответ Вы должны записать в виде последовательности цифр (например, 1432) без пробелов и разделительных символов, а в задании 20 – в виде слова (словосочетания).
Ответы на каждое из заданий 1, 6, 12, 21–24 нужно самостоятельно сформулировать и записать на бланке № 2 в развёрнутой форме. Проверять их выполнение будут эксперты на основе специально разработанной системы критериев.
В экзаменационной работе представлены шесть тематических блоков-модулей: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право.
Рассмотрим общие подходы к выполнению заданий ОГЭ в 9 классе разных типов.
Можно рекомендовать следующую последовательность интеллектуальных действий при выполнении заданий 2–5, 7–11, 13, 14, 16–18:
– прочитайте внимательно условие задания;
– уясните вопрос (требование);
– установите, к какой области содержания относится вопрос (требование) и припомните соответствующую информацию из обществоведческого курса;
– попытайтесь сократить объём необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия);
– проанализируйте все предложенные варианты ответа;
– выберите верный ответ;
– убедитесь в его правильности.
Возможны несколько логических путей выполнения подобных заданий. Во-первых, проектирование возможного правильного ответа и поиск его среди предложенных вариантов (например, в ситуации распознания понятия по существенным признакам или проявлениям), во-вторых, анализ предложенных вариантов ответа применительно к условию и требованию задания. Возможен также анализ предложенных вариантов ответа с целью исключить заведомо неверные варианты ответа и выявить единственный правильный вариант. Выбор логического пути выполнения конкретного задания определяется особенностями мышления человека и глубиной его знаний.
Пример 1.
Нина очень торопилась и перебегала оживлённую магистраль на красный свет. Её остановил работник правоохранительных органов и объяснил, что она совершила правонарушение. Какое правонарушение совершила Нина?
1) уголовное
2) дисциплинарное
3) гражданское
4) административное
Используя предложенный выше алгоритм, мы приходим к единственному верному ответу – 4.
Содержание, структура и проявления понятий, а также их связи фиксируются в форме суждений. Задания на анализ истинности суждений используются в экзаменационной работе под номерами 3, 5, 9, 11, 14, 18.
Пример 2.
Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. В Конституции закреплены права, свободы и обязанности гражданина.
Б. Конституция – это свод всех законов, действующих в государстве.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Выполнение подобного задания начнём с вычленения и определения основного понятия. В нашем примере это «конституция». Вспомним, что конституция – основной закон государства, в котором установлены основы государственного строя, взаимоотношений власти и граждан, форма государства. Теперь проанализируем каждое из суждений, соотнося его содержание с определением основного понятия. Первое суждение верно, а второе – нет (поскольку конституция – это основной закон, а не свод всех законов). Остается только выбрать правильный ответ, здесь – 1.
Задание 15
В каждом варианте экзаменационной работы задание 15 предполагает установление соответствия двух рядов информации. Рассмотрим пример задания.
Пример 3.
Установите соответствие между характерными чертами и сферами культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФОРМЫ (ОБЛАСТИ)
КУЛЬТУРЫ
А) стремление к достоверности 1) наука
Б) обоснованность предположений 2) искусство
В) субъективность
Г) чувственное отражение реальности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
Ответ:
Мы видим, что необходимо установить соответствие между характерными чертами и формами (областями) культуры. Основание классификации характерных черт задано в условии – это широкое понятие «формы (области) культуры», которое включает в том числе науку и искусство. Они названы в условии задания и образуют второй уровень классификационной схемы. Уточним содержание этих понятий. Наука – это сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, о закономерностях развития природы, общества и мышления; науку отличает стремление к достоверному отражению реальности. Искусство – художественное творчество, проявляющееся в различных видах; в основе искусства как одного из способов осознания мира лежит воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах.
После того, как мы уточнили суть каждой из названных форм культуры, выполнить это задание несложно. Стремление к достоверности, обоснованность предположений – характерные черты науки; субъективность, чувственное отражение реальности – это характерные черты искусства.
Задание 19
Задание 19 проверяет умение сопоставлять социальные объекты, процессы и выявлять черты их сходства и различия.
Пример 4.
В приведённом списке указаны черты сходства семьи и других малых групп и отличия семьи от других малых групп. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) общность интересов
2) ведение совместного хозяйства
3) кровнородственная связь
4) прямые личные контакты
Черты сходства Черты различия
Как выполнять подобные задания? Можно говорить о двух возможных логических путях. Первый основан на понимании различий видовых и родовых связей и признаков понятий. В данном примере речь идёт о малой группе и семье как одной из разновидностей малых групп. Требуется, по сути, выявить в предложенном списке родовые признаки понятия «малая группа» и видовые признаки семьи как малой группы.
Вспомним родовые признаки малой группы (небольшая численность; общие цели или задачи; общая деятельность; непосредственное взаимодействие и воздействие друг на друга её членов, на основе чего возникают эмоциональные отношения и групповые нормы) и видовые признаки семьи (основана на родстве, браке или усыновлении; члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью и взаимной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание). Соответственно, родовые признаки малой группы являются чертами сходства, а видовые признаки малой группы – чертами различия.
Прочтём задание, соотнося каждую из предложенных позиций с отмеченными признаками. Следовательно, общность интересов, прямые личные контакты – это общие черты, а ведение совместного хозяйства, кровнородственная связь – черты различия.
Таким образом, ответ:
Черты сходства Черты различия
1 4 2 3
Второй логический путь базируется на прямом сравнении семьи с другими малыми группами. Данный путь не является оптимальным.
Задание 20
Задание 20 направлено на выявление структурных элементов понятия с помощью схем и таблиц.
Пример 5.
Заполните пропуск в таблице.
Орган государственной власти Полномочия
… Российской Федерации Разработка и исполнение государственного
бюджета
Федеральное Собрание Разработка и принятие федеральных
Российской Федерации законов Российской Федерации
Ответ: ______________________.
Скорее всего, это конкретное задание не вызовет трудностей у хорошо подготовленных экзаменуемых – в условии приведена общеизвестная функция Правительства Российской Федерации.
Можно предложить следующий алгоритм выполнения подобных заданий:
1) выявить область обществоведческого знания, понятие из которой требуется определить (обратите внимание на название таблицы и отдельных столбцов): в нашем примере речь идёт о политике (органах государственной власти);
2) проанализировать полностью заполненную строку таблицы (в нашем примере приведено одно из полномочий Федерального Собрания Российской Федерации);
3) выявить в условии существенные признаки искомого понятия (в нашем случае это указание на разработку и исполнение государственного бюджета);
4) привлекая обществоведческие знания, определить ветвь государственной власти (в примере – исполнительная), в рамках которой осуществляются подобные полномочия, и вспомнить, какой орган государственной власти Российской Федерации осуществляет указанные полномочия. Так мы приходим к ответу: Правительство Российской Федерации.
Рекомендуем также при самопроверке правильности выполнения задания обращать внимание на указание в условии того, слово или словосочетание требуется записать.
В случае если требуется записать слово, а у Вас получилось словосочетание (и наоборот), ещё раз проанализируйте задание и проверьте себя, подумайте, какие существуют синонимы для термина, указанного в Вашем ответе.
Каждое из семи заданий с развёрнутым ответом проверяет определённое умение на различном обществоведческом содержании. Есть некоторые общие правила, соблюдение которых можно рекомендовать для успешного выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить требование, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом обратите внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.). Это необходимо для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов участник экзамена приводит, например, пять-шесть). Дело в том, что существует чёткая зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.
Задание 1
Задание 1 проверяет освоение ключевых обществоведческих понятий.
Пример 6.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Страта, доход, власть, демократия, собственность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Итак, нужно выписать два понятия, соответствующих требованию задания (в нашем примере – относящихся к политической жизни общества), и раскрыть смысл любого ОДНОГО ИЗ НИХ. Вам предоставляется возможность выбрать более «знакомое» понятие.
Смысл может быть раскрыт в любом количестве предложений произвольной конструкции (по Вашему усмотрению). Вы обязательно должны указать существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия и/или отличающие его о других понятий.
При раскрытии смысла понятия рекомендуется учитывать некоторые правила:
– следует указать существенные признаки понятия / важнейшие функции соответствующего социального объекта;
– не следует давать характеристику родовой принадлежности тем же понятием, смысл которого должен быть раскрыт (например, «социальная группа – это группа людей…»);
– не следует раскрывать смысл понятия через отрицание (например, «рыночная экономика – это экономика, в которой нет преобладания государственной собственности на средства производства…») или только через этимологию слова (например, «слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь», которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»)»), метафору или аллегорию (например, «налоги в государстве подобны парусам корабля…»).
В нашем примере в правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) понятия: власть, демократия;
2) смысл понятия, например: власть – возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей / демократия – политический режим, при котором источником власти является сам народ.
Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.
Обратите внимание на инструкцию по записи ответа. Ответ может быть записан на черновике, но затем его необходимо перенести в бланк № 2.
Задание 6
Задание 6 проверяет основы финансовой грамотности. Вам предлагают некую ситуацию, которую необходимо проанализировать с позиции сохранности или преумножения личных финансов, рисков определённых действий, соблюдения правил безопасного поведения и т.п.
Пример 7.
Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
В задаче приведено сообщение клиенту банка. Это сообщение необходимо проанализировать с точки зрения рисков для личных финансов клиента и на основании этого анализа определить, как клиенту правильно действовать в сложившейся ситуации.
Проанализируем информацию. Сообщение о блокировке карты, подписанное банком, получено от неизвестного абонента, что уже заставляет усомниться в его подлинности. По этому неизвестному телефону предлагается сообщить конфиденциальную информацию, дающую неустановленному лицу доступ к управлению счётом клиента банка, – номер и PIN-код карты. Таким образом, опасность состоит в передаче мошенникам управления своим счётом и находящимися на нём деньгами, т.е. есть риск потерять все деньги на счёте. Как правильно действовать в такой ситуации?
Обратиться в службу безопасности банка и, безусловно, не сообщать неустановленному лицу никакой конфиденциальной информации.
Осталось четко сформулировать ответ:
1) ответ на первый вопрос (опасность), например: опасность заключается в том, что Роман Р. рискует потерять все деньги на счёте, т.к. скорее всего сообщение написали мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги;
2) ответ на второй вопрос, например: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код; обратиться на "горячую линию" для клиентов и/или в службу безопасности банка.
Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Обратите внимание на инструкцию по записи ответа. Ответ может быть записан на черновике, но затем его необходимо перенести в бланк № 2.
Подчеркнём, что никаких заданий на расчёт процентов, налогов, пенсий, курса валюты и т.п. в КИМ ОГЭ-2022 нет.
Для успешного выполнения задания 12 необходимо проанализировать результаты опроса, представленные в графическом виде.
Пример 8.
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности). Можно было дать несколько вариантов ответа. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется
а) сходство и
б) различие.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей – изображения с заштрихованными столбцами и пояснения, называемого легендой диаграммы. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый столбец диаграммы, а по шкале на оси у можно определить, сколько респондентов выбрали каждый вариант ответа.
Прежде всего внимательно изучите диаграмму:
– проанализируйте сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить, в данном случае – знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности);
– прочитайте легенду диаграммы, соотнесите её с соответствующими столбцами (в нашем примере представлены данные опроса двух возрастных групп и пять позиций, каждая из которых соответствует определённой отрасли права);
– установите, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа;
– в случае необходимости можно записать соответствующее число над каждым столбцом.
Далее необходимо сравнить число респондентов каждой группы, давших каждый из ответов, и определить, какие ответы дало примерно одинаковое число представителей двух (или более, в зависимости от гистограммы) групп, а в каких ответах мнения представителей разных групп заметно разошлись. Целесообразно отметить на гистограмме эти сходства и различия мнений.
Примерно равные доли опрошенных в возрасте 31–45 лет и 46–60 лет назвали конституционное, административное, уголовное и процессуальное право.
Теперь предложим объяснение любого из выявленных сходств в ответах респондентов. Например, абсолютное большинство людей являются участниками дорожного движения, поэтому им необходимо знать правила дорожного движения, относящиеся к административному праву; ИЛИ каждый гражданин должен знать свои права и обязанности, основы конституционного строя; ИЛИ граждане должны уметь защищать свои права в суде, потому каждый гражданин должен знать основы процессуального права; ИЛИ люди любого возраста боятся оказаться жертвами преступлений, потому считают необходимым и знание уголовного права. Может быть высказано любое уместное предположение с точки зрения зафиксированного вывода о сходстве.
Перейдем к различиям.
В нашем примере можно отметить, что граждане возрасте 46–60 лет в большей мере, чем граждане в возрасте 31–45 лет, считают, что человеку нужно знание гражданского права.
правило, к 46–60 годам многие граждане владеют различной собственностью, поэтому вопросы владения, пользования и распоряжения волнуют их несколько больше, чем граждан более молодого возраста.
Запомните, что при выполнении данного задания
– не следует подменять выводы простым описанием данных диаграммы;
– нужно сравнивать позиции групп опрошенных (это могут быть группы, выделенные по возрасту (как в примере 8), полу, профессии, уровню образования, месту проживания и т.п.), а не сами ответы (для примера 8 – отрасли права) между собой.
Задания 21–24
Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста. Вы должны прочитать текст и выполнить следующие задания:
– составить план текста (задание 21);
– найти в тексте ответы на поставленные вопросы (задание 22);
– используя обществоведческие знания, привести примеры / выполнить другие познавательные действия (задание 23);
– используя обществоведческие знания, систематизировать и конкретизировать предложенную социальную информацию, сделать корректные выводы.
Прочитайте текст из демонстрационного варианта.
Задание 21 требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи. Очень важно понимать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным. Система оценивания не задаёт какого-то конкретного числа пунктов плана, но в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определённая логика – именно на основе её понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.
Задание 22 предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём могут быть опущены длинноты и подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.
Задание 23 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.
Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.
Задание 24 предполагает формулирование и аргументацию участником экзамена собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.
Рекомендуем активно использовать задания из Открытого банка заданий ФИПИ, поскольку варианты ОГЭ формируются именно из данного банка.
Распределение заданий ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
Каждое задание проверяет определённое умение.
Задание 1 – умение знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Задания 4, 9, 11, 14, 15, 18, 20 – умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства).
Задания 2, 3, 6, 8, 13, 17 – умение приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Задания 5 и 12 – умения осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения и диаграммы/таблицы и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
Задания 7, 10, 16 – умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Задание 19 – умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять черты их сходства и различия.
Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных её источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21–23); составлять на их основе план (задание 21); приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах (задание 23); анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, соотносить её с собственными знаниями (задание 24).
Если, готовясь к экзамену, вы испытываете затруднения с выполнением некоторых заданий, встречаете незнакомые понятия и термины, обращайтесь за советом к учителю, тем более что при систематической подготовке у вас есть такая возможность. Выполнять задание, не понимая его, крайне неэффективно. Ищите ответы на сложные вопросы в учебнике, словарях и справочной литературе. Желательно отметить использованный источник, чтобы потом в случае необходимости вернуться к нему.