Рассмотрим приемы выполнения заданий ЕГЭ по химии новых линий в 2022 году, разработанных ФИПИ.
Задания линии 5
В основе выполнения задания 5 лежит знание номенклатуры и классификации неорганических веществ.
При сохранении прежнего контролируемого элемента содержания претерпела изменения форма предъявления условия задания: в девяти пронумерованных ячейках таблицы размещены формулы и названия неорганических веществ. Важно заметить, что названия веществ могут быть как систематические, так и тривиальные. Вероятность встретить какое-либо тривиальное название вещества, которое не изучается в школьном курсе, отсутствует, а вот название, редко используемое в настоящее время, возможна.
Могут встретиться названия: щелочей – едкое кали, едкий натр, гашеная известь; солей – малахит и пирит, железный купорос и питьевая сода, нашатырь и калийная селитра; оксидов – веселящий газ, угарный газ, негашёная известь и др.
Для выполнения задания экзаменуемым необходимо установить соответствие между тремя указанными в условии классами/группами веществ и представителями этих классов, формулы/названия которых приведены в ячейках таблицы.
Выполнение данного задания может осуществляться разными способами. Можно начать с определения классов/групп всех веществ, приведённых в таблице.
Другой вариант – находить в таблице представителей только тех классов или групп веществ, которые указаны под буквами А, Б и В. Минус данного подхода заключается в необходимости трижды просматривать названия/формулы всех девяти веществ, указанных в ячейках. Только так можно быть уверенным, что задание выполнено верно.
Для отработки материала, востребованного при выполнении данного задания, можно использовать таблицу с тремя колонками, где приведены формулы и названия веществ, для которых активно используются тривиальные названия: поочерёдно закрывая колонки, проверять знание формул и/или названий. Возможно использование карточек, на одной стороне которой написана формула вещества, а на другой – его название (систематическое/тривиальное). Прокомментируем пример выполнения задания.
Пример 1.
Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулу: А) оснóвного оксида; Б) кислой соли; В) щёлочи.
1 NaHSO4
2 Ba(OH)2
3 N2O
4 серный ангидрид
5 силан
6 негашёная известь
7 Be(OH)2
8 нашатырь
9 Cr(OH)3
Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены выбранные вещества, под соответствующими буквами.
А Б В
Ответ:
А) Оксиды можно разделить на две группы: несолеобразующие и солеобразующие. В свою очередь, солеобразующие делятся на оснóвные, амфотерные и кислотные. Важное значение имеет химический характер элемента, образующего оксид, а также его степень окисления.
Кислотные оксиды образованы в основном неметаллами или металлами в высоких степенях окисления (+5, +6 и +7). Неметаллы в низкой степени окисления дают несолеобразующие оксиды, например N2O, NO, CO. Металлы в степени окисления +1 и +2 образуют преимущественно оснóвные оксиды; исключение – амфотерные оксиды, к которым относятся ZnO, BeO, SnO, PbO и др. Амфотерными также являются оксиды металлов в степени окисления +3 и +4. В соответствии с этими правилами к оснóвным оксидам относится оксид кальция – негашеная известь – СаO (6).
Б) Кислые соли образуют только многоосно́вные кислоты при неполном замещении атомов водорода в молекуле кислоты. Среди представленных веществ кислой солью является гидросульфат кальция NaHSO4 (1).
В) К щелочам относятся основания, образованные щелочными и щелочноземельными металлами. Щелочноземельным металлом является барий.
Следовательно, среди приведённых веществ основанием является только Ba(OH)2. Таким образом, щёлочь – Ba(OH)2 (2).
Ответ: 612
Задания линии 21
В заданиях линии 21 контролируется усвоение темы (раздела) – гидролиз солей; среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.
При выполнении задания можно опираться на контекст, который раскрывает основные понятия, используемые в задании (рН и молярная концентрация), и иллюстрирует сведения о среде растворов.
Первый шаг в выполнении данного задания предполагает анализ состава веществ по формулам и определение типа гидролиза у солей, приведённых в перечне.
Для осуществления этого шага рекомендуем учащимся составлять уравнение реакции гидролиза и подчёркивать тот ион, который подвергается гидролизу. Этот шаг поможет установить ионы, которые и определяют среду раствора. Её следует записать рядом с каждым веществом. В перечне веществ также могут находиться кислоты и/или щёлочи, определение среды в растворах которых, как правило, не вызывает затруднений.
Следует заметить, что соли, которые образованы слабым основанием и слабой кислотой, в заданиях 2022 г. не встречаются. Также не может встретиться и задание, в котором два вещества образованы разнозарядными катионами одного элемента, например CrCl2 и CrCl3. Не встречаются и задания, в которых приведены две кислые соли.
После того как вспомогательные записи, отражающие среду каждого из четырёх растворов веществ, сделаны, целесообразно подписать пронумерованные формулы под указанными в рамке пятью разновидностями среды растворов. Данный шаг помогает затем безошибочно перенести номера веществ в соответствующее поле с учётом требования условия: возрастания или уменьшения значения рН. Хотелось бы подчеркнуть, что в рамках апробации данного задания немало ошибок было допущено именно в результате невнимательного прочтения данного требования условия. Для устранения ошибок, связанных с отражением в ответе некоторой тенденции (возрастание/убывание, увеличение/уменьшение), подобные ключевые слова целесообразно подчёркивать. Приведем пример задания 21 и прокомментируем его решение.
Пример 2.
Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные.
Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V).
pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.
Шкала pH водных растворов электролитов
pH 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
кислотная среда←↓→ щелочная среда
нейтральная
сильно слабо слабо сильно
кислая кислая щелочная щелочная
Для веществ, приведённых в перечне, определите среду их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).
1) K2SO4
2) Fe(NO3)2
3) Na2CO3
4) НBrO3
Запишите номера веществ в порядке возрастания значения pH их водных растворов.
Ответ: ☐ → ☐ → ☐ → ☐
Сначала определим характер среды растворов приведенных солей. Для получения правильного ответа установим природу кислот и оснований, которыми образованы эти соли.
1) K2SO4 образована сильным основанием и сильной серной кислотой, такие соли не подвергаются гидролизу. Среда раствора этой соли нейтральная, pH ~ 7.
2) Fe(NO3)2 образована слабым основанием и сильной азотной кислотой, такие соли
подвергаются гидролизу по катиону:
Fe2+ + H2O ⇄ FeOH+ + H+
Среда раствора этой соли слабокислая, pH < 7.
3) Na2CO3 образована сильным основанием и слабой угольной кислотой, такие соли подвергаются гидролизу по аниону:
CO32−+ H2O ⇄ HCO3− + OH−
Среда раствора этой соли слабощелочная, pH > 7.
4) НBrO3 – сильная кислота. При одинаковой молярной концентрации вещества концентрация ионов водорода [H+] в растворе сильной кислоты будет больше, чем в растворе соли Fe(NO3)2. Следовательно, pH раствора НBrO3 меньше, чем pH раствора Fe(NO3)2 той же концентрации.
Расставим вещества в порядке возрастания значения pH их водных растворов:
4) НBrO3 → 2) Fe(NO3)2 → 1) K2SO4 → 3) Na2CO3
Задания линии 23
В заданиях линии 23 контролируется усвоение темы – обратимые и необратимые химические реакции; химическое равновесие; расчёты количества вещества, массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ.
Именно новый акцент в условии задания, предусматривающий учёт количественной составляющей происходящих с веществами изменений, позволил с другой стороны посмотреть на состояние химического равновесия. Рассмотрим один из вариантов решения данного задания.
Пример 3.
В реактор постоянного объёма поместили оксид серы(IV) и кислород.
В результате протекания обратимой реакции в реакционной системе
2SO2(г) + О2(г) ⇄ 2SO3(г)
установилось химическое равновесие. Используя данные, приведённые в таблице, определите исходную концентрацию SO2 (X) и равновесную концентрацию O2 (Y).
Реагент SO2 O2 SO3
Исходная концентрация,
(моль/л) 0,6
Равновесная концентрация,
(моль/л) 0,3 0,4
Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,2 моль/л
2) 0,3 моль/л
3) 0,4 моль/л
4) 0,6 моль/л
5) 0,7 моль/л
6) 0,8 моль/л
Запишите выбранные номера в таблицу под соответствующими буквами.
Х Y
Ответ:
Добавим в приведённую таблицу ещё одну строку и впишем Х и Y в ячейки в соответствии с условием задания.
Реагент SO2 O2 SO3
Исходная концентрация, (моль/л) Х 0,6
Прореагировало (моль/л) (–) /
Образовалось (моль/л) (+)
Равновесная концентрация, (моль/л) 0,3 Y 0,4
Рассмотрим оксид серы(VI). Его исходная концентрация равна 0 моль/л, так как соединения не было в исходной смеси. Поскольку объём реактора неизвестен, предположим, что он равен 1 л. Тогда в ходе реакции образовалось 0,4 моль SO3.
Реагент SO2 O2 SO3
Исходная концентрация, (моль/л) 0,6 0
Прореагировало (моль/л) (–) /
Образовалось (моль/л) (+) +0,4
Равновесная концентрация, (моль/л) 0,3 0,4
По уравнению реакции количество вещества образовавшегося SO3 равно количеству вещества прореагировавшего сернистого газа (SO2).
Реагент SO2 O2 SO3
Исходная концентрация, (моль/л) 0,6 0
Прореагировало (моль/л) (–) /
Образовалось (моль/л) (+) –0,4 +0,4
Равновесная концентрация, (моль/л) 0,3 0,4
По уравнению реакции количество вещества прореагировавшего кислорода (О2) в 2 раза меньше, чем количество вещества образовавшегося SO3.
Реагент SO2 O2 SO3
Исходная концентрация, (моль/л) 0,7 0,6 0
Прореагировало (моль/л) (–) /
Образовалось (моль/л) (+) –0,4 –0,2 +0,4
Равновесная концентрация, (моль/л) 0,3 0,4 0,4
Определяем исходную концентрацию SO2 (Х). В начале реакции его концентрация была Х, но после того, как прореагировало 0,4 моль (в таблице –0,4), стало в состоянии равновесия – 0,3 моль/л: следовательно, исходная концентрация SO2 равна 0,7 моль/л.
Определяем равновесную концентрацию кислорода (Y): исходная была равна 0,6 моль/л, а израсходовано 0,2 моль/л, следовательно: 0,6 – 0,2 = 0,4 моль/л. Находим соответствующие значения в предложенных вариантах и записываем в поле ответа.
Х Y
Ответ: 5 3
Как видно из представленного решения, применения новых понятий и навыков от экзаменуемых не требуется. Основная суть решения заключена в понимании количественных соотношений, которые отражены в уравнении реакции с помощью коэффициентов. Важную роль играет и логическое мышление, которое нужно продемонстрировать при анализе приведённых в таблице данных.
Задания линии 28
Задачи, расположенные в экзаменационном варианте на данной линии, предусматривают проверку умения выполнять: расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Именно два последних вида расчёта являются основными в данных задачах.
Приведём пример решения задания 28, в котором требуется вычислить массовую долю выхода продукта (η) от теоретически возможного.
Задание 28-1.
При взаимодействии 11,2 г железа с избытком хлора получено 26 г соли. Определить выход продукта реакции в процентах от теоретически возможного. Запишите число с точностью до целых.
Ответ: __________________%
Решение:
1. Запишем уравнение протекающей реакции:
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
2. Вычислим количество вещества железа и полученной соли:
n(Fe) = 11,2 г : 56 г/моль = 0,2 моль
nпракт. (FeCl3) = 26 г : 162,5 г/моль = 0,16 моль
3. По уравнению реакции: nтеор. (FeCl3) = n(Fe) = 0,2 моль
4. Определим выход продукта реакции:
η(FeCl3) = nпракт.(FeCl3) : nтеор.(FeCl3) ∙ 100% = 0,16 моль : 0,2 моль ∙ 100% = 80%
Ответ: 80 %
Расчёты в данной задаче могут быть выполнены и иным путём.
3. Известно, что по уравнению реакции: nтеор. (FeCl3) = n(Fe) = 0,2 моль
После определения n(Fe) можно найти n(FeCl3), которую теоретически можно было бы получить в результате реакции:
mтеор. (FeCl3) = 0,2 ∙ 162,5 г/моль = 32,5 г
И тогда ещё одним действием находим выход продукта реакции от теоретически возможного.
4. Определим выход продукта реакции:
η(FeCl3) = mпракт.(FeCl3) : mтеор.(FeCl3) ∙ 100% = 26 : 32,5 моль ∙ 100% =80%
Приведём пример другого задания, в котором предусмотрены вычисления массы продукта реакции, с учётом примесей, содержащихся в техническом образце исходного вещества.
Задание 28-2.
Вычислите объём газа (н.у.), полученного действием избытка раствора соляной кислоты на 200 г технического сульфида цинка, в котором массовая доля несульфидных примесей составляет 3%. Запишите число с точностью до десятых.
Ответ: __________________л.
Решение:
1. Составим уравнение химической реакции:
ZnS + 2HCl = H2S + ZnCl2
2. Определим массу примесей в техническом сульфиде цинка:
m(прим.) = m(техн.) ∙ ω(прим.)
m(прим.) = 200 г ∙ 3 : 100 = 6 г
3. Вычислим массу и количество вещества чистого сульфида цинка:
m(ZnS) = 200 г − 6 г = 194 г
n(ZnS) = 194 г : 97 г/моль = 2 моль
4. По уравнению реакции: n(H2S) = n(ZnS) = 2 моль
5. Вычислим объём сероводорода:
V(H2S) = 2 моль ∙ 22,4 л/моль = 44,8 л
Ответ: 44,8 л.