С прошлого года демо вариант на официальном сайте ФИПИ не изменился.
Работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 заданий. Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом; часть 2 содержит 5 заданий, которые необходимо выполнить на компьютере.
На выполнение работы по информатике отводится 2 часа 30 минут (150 минут). Вы можете самостоятельно определять время, которое отводите на выполнение заданий, но рекомендуемое время на выполнение заданий части 1 – 30 минут, на выполнение заданий части 2 – 2 часа (120 минут).
Ответы к заданиям 1–12 записываются в виде числа, слова, последовательности букв или цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Результатом выполнения каждого из заданий 13–15 является отдельный файл. Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланке ответов № 1 был записан под правильным номером.
Часть 1
Ответами к заданиям 1–10 являются число, слово, последовательность букв или цифр. Ответы сначала укажите в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
1 В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ученик написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».
Ученик удалил из списка название одного животного, а также лишние запятую и пробел – два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе удалённое название животного.
Ответ:
ТЮЛЕНЬ
Поскольку один символ кодируется двумя байтами, из текста удалили 16:2=8 символов. Заметим, что лишние запятая и пробел занимают четыре байта. Значит, название животного, которое удалили из списка, должно состоять из шести букв, поскольку (16 − 4) : 2 = 6 символов. Из всего списка только одно название животного состоит из 6 букв — тюлень.
2 От разведчика было получено следующее сообщение.
001001110110100
В этом сообщении зашифрован пароль – последовательность русских букв. В пароле использовались только буквы А, Б, К, Л, О, С; каждая буква
кодировалась двоичным словом по следующей таблице.
А Б К Л О С
01 100 101 111 00 110
Расшифруйте сообщение. Запишите в ответе пароль.
Ответ:
ОБЛАКО
Сопоставляя символы их кодам, расшифруем сообщение:
00 100 111 01 101 00 = ОБЛАКО.
3 Напишите наименьшее число x, для которого истинно высказывание:
(x > 16) И НЕ (x нечётное).
Ответ:
18
4 Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
A B C D E
A 1 4 3 7
B 1 2 5
C 4 2 3
D 3 5 3 2
E 7 2
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е, проходящего через пункт С. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице. Каждый пункт можно посетить только один раз.
Ответ:
8
Найдём все варианты маршрутов из A в E, проходящих через пункт С, и выберем самый короткий.
A—B—C—D—E: длина маршрута 8 км.
A—C—B—D—E: длина маршрута 13 км.
A—C—D—E: длина маршрута 9 км.
Самый короткий путь: A—B—C—D—E. Длина маршрута 8 км.
5 У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. умножь на b
(b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая умножает его на b.
Алгоритм для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд.
Найдите значение числа b, при котором из числа 6 по алгоритму 11211 будет получено число 82.
Ответ:
10
6 Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.
Алгоритмический язык
алг
нач
цел s, t
ввод s
ввод t
если s > 10 или t > 10
то вывод "YES"
иначе вывод "NO"
все
кон
Паскаль
var s, t: integer;
begin
readln(s);
readln(t);
if (s > 10) or (t > 10)
then
writeln("YES")
else
writeln("NO")
end.
Бейсик
DIM s, t AS INTEGER
INPUT s
INPUT t
IF s > 10 OR t > 10 THEN
PRINT "YES"
ELSE
PRINT "NO"
ENDIF
Python
s = int(input())
t = int(input())
if (s > 10) or (t > 10):
print("YES")
else:
print("NO")
C++
#include <iostream>
using namespace std;
int main(){
int s, t;
cin >> s;
cin >> t;
if (s > 10 || t > 10)
cout << "YES" << endl;
else
cout << "NO" << endl;
return 0;
}
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных вводились следующие пары чисел (s, t):
(1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (–11, –12); (–11, 12); (–12, 11); (10, 10); (10, 5).
Сколько было запусков, при которых программа напечатала «YES»?
Ответ:
5
7 Доступ к файлу rus.doc, находящемуся на сервере obr.org, осуществляется по протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7.
Запишите в ответе последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
1) obr.
2) /
3) org
4) ://
5) doc
6) rus.
7) https
Ответ:
7413265
8 В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» – символ «&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.
Запрос Найдено страниц
(в тысячах)
Рыбак | Рыбка 780
Рыбак 260
Рыбак & Рыбка 50
Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Рыбка?
Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.
Ответ:
570
9 На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К.
По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К, проходящих через город В?
Ответ:
10
10 Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах
счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной
системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы
счисления указывать не нужно.
2316, 328, 111102
Ответ:
35
Часть 2
Задания этой части (11–15) выполняются на компьютере. Ответами к заданиям 11, 12 являются слово или число, которые следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Результатом выполнения заданий 13–15 является отдельный файл (для одного задания – один файл). Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
11 В одном из произведений А.П. Чехова, текст которого приведён в подкаталоге каталога Проза, героиня произносит такую фразу: «Сегодня я в мерехлюндии, невесело мне, и ты не слушай меня». С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора или браузера выясните имя этой героини.
Ответ:
МАША
12 Сколько файлов с расширением .txt содержится в подкаталогах каталога Проза? В ответе укажите только число.
Ответ:
1
Не забудьте перенести все ответы на задания 1–12 в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.
13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трёх слайдов на тему «Бурый медведь». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, образе жизни и среде обитания бурых медведей. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.
Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена.
Требования к оформлению презентации
1. Ровно три слайда без анимации. Параметры страницы (слайда): экран (16:9), ориентация альбомная.
2. Содержание, структура, форматирование шрифта и размещение изображений на слайдах:
● первый слайд – титульный слайд с названием презентации; в подзаголовке титульного слайда в качестве информации об авторе презентации указывается идентификационный номер участника экзамена;
● второй слайд – основная информация в соответствии с заданием, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 2:
• заголовок слайда;
• два блока текста;
• два изображения;
● третий слайд – дополнительная информация по теме презентации, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 3:
• заголовок слайда;
• три изображения;
• три блока текста.
На макетах слайдов существенным является наличие всех объектов, включая заголовки, их взаимное расположение. Выравнивание объектов, ориентация изображений выполняются произвольно в соответствии с замыслом автора работы и служат наилучшему раскрытию темы.
В презентации должен использоваться единый тип шрифта.
Размер шрифта: для названия презентации на титульном слайде – 40 пунктов; для подзаголовка на титульном слайде и заголовков слайдов – 24 пункта; для подзаголовков на втором и третьем слайдах и для основного текста – 20 пунктов.
Текст не должен перекрывать основные изображения или сливаться с фоном.
Ответ:
13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.
Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста – 1 см.
Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала.
Основной текст выровнен по ширине; в ячейках первого столбца таблицы, применено выравнивание по левому краю, в ячейках второго и третьего столбцов – по центру. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным, курсивным шрифтом и подчёркиванием. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице по центру горизонтали.
При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.
Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.
Углерод – один из химических элементов периодической таблицы Менделеева. На Земле в свободном виде встречается в виде алмазов и графита, а также входит в состав многих широко известных природных соединений (углекислого газа, известняка, нефти). В последние годы учёные искусственным путём получили новую структуру углерода (графен).
Вещество Плотность, Температура
кг/м3 воспламенения, °C
Графит 2100 700
Алмаз 3500 1000
Ответ:
Углерод – один из химических элементов периодической таблицы Менделеева. На Земле в свободном виде встречается в виде алмазов и графита, а также входит в состав многих широко известных природных соединений (углекислого газа, известняка, нефти). В последние годы учёные искусственным путём получили новую структуру углерода (графен).
Вещество Плотность, Температура
кг/м3 воспламенения, °C
Графит 2100 700
Алмаз 3500 1000
14 В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.
A B C D
1 Округ Фамилия Предмет Баллы
2 С Ученик 1 Физика 240
3 В Ученик 2 Физкультура 782
4 Ю Ученик 3 Биология 361
5 СВ Ученик 4 Обществознание 377
В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B – код фамилии ученика; в столбце C – выбранный учеником предмет; в столбце D – тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
1. Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования из округов с кодами «В», «Зел» и «З».
Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение соответствия данных определённому сектору диаграммы) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
Ответ:
Решение для OpenOffice.org Calc и для Microsoft Excel
Задание допускает много способов решения. Ниже приведено одно из возможных решений.
Подготовительная часть.
В ячейку Е2 запишем формулу
=ЕСЛИ(И(C2="информатика"; D2>600); 1;0))
или
=IF(AND(C2="информатика"; D2>600); 1;0)
(Здесь и далее первая формула используется для русскоязычного интерфейса, вторая – для англоязычного.)
В ячейку F2 запишем формулу
=ЕСЛИ(C2="информатика"; D2; 0)
или
=IF(C2="информатика"; D2; 0)Скопируем эти формулы во все ячейки диапазона Е3:F1001.
Задание 1.
В ячейку H2 запишем формулу
=СУММ(E2:E1001)
Или
=SUM(E2:E1001)Задание 2.
В ячейку I2 запишем формулу
=СЧЁТЕСЛИ(F2:F1001; ">0")
или
=COUNTIF(F2:F1001; ">0")
В ячейку I3 запишем формулу
=СУММ(F2:F1001)
или
=SUM(F2:F1001)
В ячейку H3 запишем формулу
=I3/I2Возможны и другие варианты решения.
Например, при выполнении задания 1 можно упорядочить данные так, чтобы нужные строки стояли подряд, а потом подсчитать их количество, используя нумерацию строк.
Если задание выполнено правильно и при выполнении задания использовались файлы, специально подготовленные для проверки выполнения данного задания, то должны получиться следующие ответы.
На первое задание: 32.
На второе задание: 546,82.
На третье задание:Секторы диаграммы должны визуально соответствовать соотношению 132:29:108.
Порядок следования секторов может быть любым.
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.
15.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.
У Робота есть девять команд. Пять команд – это команды-приказы. Четыре из них управляют перемещениями Робота:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
Также у Робота есть команда-приказ закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие – одна из команд проверки условия.
Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.
Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с верхним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у её левого конца.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены и левее вертикальной стены, кроме клетки, в которой находится Робот перед выполнением программы.
Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным.
Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.
Сохраните алгоритм в файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Ответ:
Команды исполнителя будем записывать полужирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|».
|Пропускаем клетку, в которой стоит Робот.
вправо
|Двигаемся вправо, пока не дойдём до прохода в горизонтальной стене.
|Закрашиваем пройденные клетки.
нц пока не сверху свободно
закрасить
вправо
кц
|Двигаемся дальше до горизонтальной стены.
нц пока сверху свободно
вправо
кц
|Двигаемся вправо, пока не дойдём до вертикальной стены.
|Закрашиваем пройденные клетки.
нц пока справа свободно
закрасить
вправо
кц
|Двигаемся вниз, пока не дойдём до прохода в вертикальной стене.
|Закрашиваем пройденные клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц
|Двигаемся дальше до вертикальной стены.
нц пока справа свободно
вниз
кц
|Двигаемся вниз, до конца вертикальной стены.
|Закрашиваем пройденные клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц
Возможны и другие варианты решения.
15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 4, но не кратных 7. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 4 и не кратное 7.
Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000.
Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 4, но не кратных 7.
Пример работы программы:
Входные данные Выходные данные
4 2
16
28
26
24
Ответ:
Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль:
var n, i, a, k: integer;
begin
readln(n);
k := 0;
for i := 1 to n do
begin
readln(a);
if (a mod 4 = 0) and (a mod 7 <> 0) then k := k + 1;
end;
writeln(k)
end.
Возможны и другие варианты решения.
Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты.
№ Входные данные Выходные данные
1 3 1
4
7
28
2 4 3
28
16
4
24
3 5 3
24
28
4
44
2
Система оценивания ОГЭ по информатике
Верное выполнение каждого задания части 1 и заданий 11 и 12 части 2 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий эталону верного ответа.
Ответы к заданиям
Номер Правильный
задания ответ
1 ТЮЛЕНЬ
2 ОБЛАКО
3 18
4 8
5 10
6 5
7 7413265
8 570
9 10
10 35
11 МАША
12 1
Критерии оценивания выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом
13.1 Указания по оцениванию
Представлена презентация из трёх слайдов по заданной теме, соответствующая условию задания по структуре, содержанию и форме
Структура
Презентация состоит ровно из трёх слайдов.
Информация на слайдах размещена по образцу на рисунках макетов соответствующих слайдов согласно заданию.
Презентация имеет название, которое вынесено на титульный слайд.
Слайды 2 и 3 имеют заголовки, отвечающие теме презентации и содержанию слайдов.
Изображения и текст соответствуют теме презентации в целом и содержанию каждого конкретного слайда.
Текст может быть скопирован из текстового файла в условии задачи либо создан автором решения в соответствии с темой презентации
Шрифт
В презентации используется единый тип шрифта.
Размер шрифта: для названия презентации на
титульном слайде – 40 пунктов; для подзаголовка
на титульном слайде и заголовков слайдов –
24 пункта; для подзаголовков на втором и третьем
слайдах и для основного текста – 20 пунктов.
Текст не перекрывает основных изображений,
не сливается с фоном - 2 балла
Изображения
Изображения размещены на слайдах согласно заданию, соответствуют содержанию слайдов.
Изображения не искажены при масштабировании (пропорции сохранены).
Изображения не накладываются друг на друга, не перекрывают текста или заголовка
Представлена презентация из трёх слайдов, при этом второй и третий слайды содержат иллюстрации и текстовые блоки, соответствующие заданной теме. В презентации допущено суммарно не более одной ошибки в структуре слайда, или выборе шрифта, или при размещении изображений. Однотипные ошибки считаются за одну систематическую.
ИЛИ
Представлена презентация из двух слайдов по заданной теме, в которой нет ошибок по структуре, выбору шрифта или при размещении изображений - 1 балл
Не выполнены условия, соответствующие критериям на 1 или 2 балла - 0 баллов
Максимальный балл - 2
13.2 Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Правильным решением является текст, соответствующий заданному образцу. Задание выполнено правильно - 2 балла
При проверке задания контролируется выполнение следующих элементов
Основной текст
• Текст набран шрифтом размером 14 пунктов.
• Верно выделены все необходимые слова полужирным, курсивным шрифтом и подчёркиванием.
• Междустрочный интервал не менее одинарного, но не более полуторного. Интервал между текстом и таблицей должен быть не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.
• Текст в абзаце выровнен по ширине.
• Правильно установлен абзацный отступ (1 см), не допускается использование пробелов для задания абзацного отступа.
• Разбиение текста на строки осуществляется текстовым редактором (не используются разрывы строк для перехода на новую строку).
• Допускается всего не более пяти ошибок, среди них: орфографических (пунктуационных) ошибок, ошибок в расстановке пробелов между словами, знаками препинания, пропущенные слова
Таблица
• Таблица имеет необходимое количество строк и столбцов.
• Ширина таблицы меньше ширины основного текста.
• Текст в ячейках заголовка таблицы набран полужирным шрифтом.
• В первом столбце таблицы применено выравнивание по левому краю, в ячейках второго и третьего столбцов – по центру.
• В обозначениях «м3» и «°C», используется соответственно верхний индекс для символов «3», цифры «0» или буквы «o» (или специальный символ с кодом – B316 или B016 ).
• Таблица выровнена на странице по центру горизонтали.
• Допускается всего не более трёх ошибок: орфографических (пунктуационных) ошибок, а также ошибок в расстановке пробелов между словами, знаками препинания, пропущенные слова
Не выполнены условия, позволяющие поставить 2 балла - ставится 1 балл.
При выполнении каждого элемента задания (основного текста или таблицы) допущено не более трёх нарушений требований, перечисленных выше.
ИЛИ
Полностью верно выполнен основной текст, но количество ошибок, допущенных в таблице, превышает три, либо таблица отсутствует.
ИЛИ
Таблица выполнена полностью верно, но отсутствует основной текст, либо количество ошибок в основном тексте превышает три.
Оценка в 1 балл также ставится в случае, если задание в целом выполнено верно, но имеются существенные расхождения с образцом из условия, например вертикальный интервал между текстом и таблицей составляет более полутора строк текста, таблица или её столбцы (строки) выполнены явно непропорционально
Не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла - 0 баллов
Максимальный балл - 2
14 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Решение для OpenOffice.org Calc и для Microsoft Excel
Задание допускает много способов решения. Ниже приведено одно из возможных решений.
Подготовительная часть.
В ячейку Е2 запишем формулу
=ЕСЛИ(И(C2="информатика"; D2>600); 1;0))
или
=IF(AND(C2="информатика"; D2>600); 1;0)
(Здесь и далее первая формула используется для русскоязычного интерфейса, вторая – для англоязычного.)
В ячейку F2 запишем формулу
=ЕСЛИ(C2="информатика"; D2; 0)
или
=IF(C2="информатика"; D2; 0)
Скопируем эти формулы во все ячейки диапазона Е3:F1001.
Задание 1.
В ячейку H2 запишем формулу
=СУММ(E2:E1001)
Или
=SUM(E2:E1001)
Задание 2.
В ячейку I2 запишем формулу
=СЧЁТЕСЛИ(F2:F1001; ">0")
или
=COUNTIF(F2:F1001; ">0")
В ячейку I3 запишем формулу
=СУММ(F2:F1001)
или
=SUM(F2:F1001)
В ячейку H3 запишем формулу
=I3/I2
Возможны и другие варианты решения.
Например, при выполнении задания 1 можно упорядочить данные так, чтобы нужные строки стояли подряд, а потом подсчитать их количество, используя нумерацию строк.
Если задание выполнено правильно и при выполнении задания использовались файлы, специально подготовленные для проверки выполнения данного задания, то должны получиться следующие ответы.
На первое задание: 32.
На второе задание: 546,82.
На третье задание:
Секторы диаграммы должны визуально соответствовать соотношению 132:29:108.
Порядок следования секторов может быть любым
Указания по оцениванию
Задание содержит три оцениваемых элемента: нужно определить два числовых значения и построить диаграмму. Первые два элемента считаются выполненными верно, если верно найдены требуемые числовые значения.
Диаграмма считается построенной верно, если её геометрические элементы правильно отображают представляемые данные, отображаемые данные определены правильно и явно указаны на диаграмме тем или иным способом, диаграмма снабжена легендой.
Во всех случаях допустима запись ответа в другие ячейки (отличные от тех, которые указаны в задании) при условии правильности полученных ответов.
Также допустима запись верных ответов в формате с большим или меньшим, чем указано в условии, количеством знаков
Верно выполнены все три оцениваемых элемента - 3 балла
Не выполнены условия, позволяющие поставить 3 балла. При этом верно выполнены два оцениваемых элемента - 2 балла
Не выполнены условия, позволяющие поставить 2 или 3 балла. При этом верно выполнен один оцениваемый элемент - 1 балл
Не выполнены условия, позволяющие поставить 1, 2 или 3 балла - 0 баллов
Максимальный балл 3
15.1 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Команды исполнителя будем записывать полужирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|».
|Пропускаем клетку, в которой стоит Робот.
вправо
|Двигаемся вправо, пока не дойдём до прохода в горизонтальной стене.
|Закрашиваем пройденные клетки.
нц пока не сверху свободно
закрасить
вправо
кц
|Двигаемся дальше до горизонтальной стены.
нц пока сверху свободно
вправо
кц
|Двигаемся вправо, пока не дойдём до вертикальной стены.
|Закрашиваем пройденные клетки.
нц пока справа свободно
закрасить
вправо
кц
|Двигаемся вниз, пока не дойдём до прохода в вертикальной стене.
|Закрашиваем пройденные клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц
|Двигаемся дальше до вертикальной стены.
нц пока справа свободно
вниз
кц
|Двигаемся вниз, до конца вертикальной стены.
|Закрашиваем пройденные клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц
Возможны и другие варианты решения.
Указания по оцениванию
Алгоритм правильно работает при всех допустимых исходных данных - 2 балла
При всех допустимых исходных данных верно следующее:
1) выполнение алгоритма завершается, и при этом Робот не разбивается;
2) закрашено не более 10 лишних клеток;
3) остались незакрашенными не более 10 клеток из числа тех, которые должны были быть закрашены - 1 балл
Задание выполнено неверно, т.е. не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла - 0 баллов
Максимальный балл 2
15.2 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль:
var n, i, a, k: integer;
begin
readln(n);
k := 0;
for i := 1 to n do
begin
readln(a);
if (a mod 4 = 0) and (a mod 7 <> 0) then k := k + 1;
end;
writeln(k)
end.
Возможны и другие варианты решения.
Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты.
№ Входные данные Выходные данные
1 3 1
4
7
28
2 4 3
28
16
4
24
3 5 3
24
28
4
44
2
Указания по оцениванию
Предложено верное решение. Программа составлена правильно и правильно работает на всех приведённых выше тестах. Программа может быть записана на любом языке программирования - 2 балла
Программа выдаёт неверный ответ на одном из тестов, приведённых выше - 1 балл
Программа выдаёт на тестах неверные ответы, отличные от описанных в критерии на 1 балл - 0 баллов
Максимальный балл 2