Задание 1 ВПР по обществознанию в 7 классе содержит вопрос об одном из прав гражданина РФ.
Задание 1, № 1
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Труд свободен».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей трудовой деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место труда в нём. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план.
1) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома? Для чего Вы трудитесь дома?
2) В каких видах общественно полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает, как и где ему работать, какую профессию получить; никто не может заставить человека трудиться вопреки его желаниям. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах своего труда должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают содержание труда подростка дома;
— объяснение того, каковы цель и/или значение своего домашнего труда (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 2
В ст. 29 Конституции РФ записано:
«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова... Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. ...».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».
2. Составьте рассказ о способах поиска, получения и распространения информации, используя следующий план:
1) Какими способами Вы ищите и получаете необходимую информацию? Для чего Вы ее получаете?
2) В каких способах распространения информации Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает, что ему думать или говорить по тому или иному поводу, если только его слова не нарушают права других людей. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о способах поиска, получения и распространения информации должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают способы получения и поиска информации подростком;
— объяснение того, каковы цель и/или значение Вашего поиска информации (перечисленных обучающимся способов деятельности);
— указание одного или нескольких видов общественно полезных способов распространения информации, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 3
В ст. 34 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Свобода предпринимательской деятельности».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей предпринимательской деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время. Составьте рассказ о своих способностях к экономической деятельности, используя следующий план:
1) Какие у Вас есть способности к экономической деятельности? Какое имущество Вам потребуется для реализации своих способностей?
2) В каких видах экономической деятельности Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый человек может использовать свои умения и имущество, чтобы заниматься законной деятельностью, приносящей прибыль. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о своих способностях к экономической деятельности должен включать в себя:
— указание одной или нескольких способностей, которые необходимы для осуществления предпринимательской деятельности;
— объяснение того, какое имущество Вам для этого необходимо;
— указание одного или нескольких видов экономической деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 4
В ст. 38 Конституции РФ записано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей».
2. Проанализируйте, что Вы знаете о том, как государство реализует защиту семьи, материнства и детства. Составьте рассказ о важности государственной поддержки семьи, используя следующий план:
1) Какие существуют способы государственной поддержки семьи? Для чего государство осуществляет поддержку семьи?
2) Какими мерами государственной поддержки пользовалась или могла бы воспользоваться Ваша семья?
В чём Вы видите пользу такой поддержки для себя и своей семьи?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: родители, с одной стороны, обладают приоритетом в решении как воспитывать своих детей, но, с другой стороны, это прямая обязанность родителей, невыполнение которой может привести к лишению родительских прав. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о важности государственной поддержки семьи должен включать в себя:
— указание одного или нескольких способов государственной поддержки семьи;
— объяснение того, каковы цель и/или значение государственной поддержки семьи (перечисленных обучающимся способов);
— указание одной или нескольких мер государственной поддержки, которыми пользовалась или могла бы воспользоваться семья подростка;
— объяснение пользы от такой поддержки для самого себя и своей семьи.
Задание 1, № 5
В ст. 39 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом».
2. Проанализируйте свои знания о мерах государственной социальной поддержки граждан. Составьте рассказ о видах социального обеспечения, используя следующий план:
1) Какие Вы знаете меры государственного социального обеспечения граждан? Зачем государство оказывает социальную поддержку гражданам?
2) Какими видами социального обеспечения пользуются или могли бы пользоваться члены Вашей семьи?
В чём Вы видите пользу таких мер социальной поддержки для себя и членов Вашей семьи?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: в случаях предусмотренных законом, любой гражданин может получать пенсию или пособие, пользоваться льготами. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах социального обеспечения должен включать в себя:
— указание одной или нескольких мер государственного социального обеспечения граждан;
— объяснение того, зачем государство оказывает социальную поддержку гражданам (перечисленных обучающимся видов социального обеспечения);
— указание одного или нескольких видов социального обеспечения, которыми пользуются или могли бы пользоваться члены семьи подростка или он сам;
— объяснение значения мер социальной поддержки для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 6
В ст. 42 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду».
2. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место деятельности по заботе об окружающей среде в нём. Составьте рассказ о видах своей деятельности по заботе об окружающей среде, используя следующий план.
1) Как Вы заботитесь об окружающей среде? Для чего Вы это делаете?
2) В каких видах деятельности по заботе об окружающей среде Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый человек имеет право жить в условиях соответствующих экологическим нормам и стандартам. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах своей деятельности по заботе об окружающей среде должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают заботу об окружающей среде подростка;
— объяснение того, каковы цель и/или значение деятельности по заботе об окружающей среде (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности по заботе об окружающей среде, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности по заботе об окружающей среде для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 7
В ст. 43 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на образование».
2. В подростковом возрасте главная деятельность — это учёба в школе. Проанализируйте своё свободное от учёбы в школе время и место дополнительного образования в нем. Составьте рассказ о видах дополнительного образования, используя следующий план:
1) Какие виды дополнительного образования существуют? Для чего люди получают дополнительное образование?
2) Какие виды дополнительного образования Вы могли бы получать или получаете?
В чём Вы видите пользу дополнительного образования для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый человек может получить знания всеми законными способами. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах своего труда должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов дополнительного образования;
— объяснение того, каковы цель и/или значение дополнительного образования (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких видов дополнительного образования, которое получает или может получить подросток;
— объяснение значения дополнительного образования для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 8
В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Свобода творчества».
2. В школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место творчества в нем. Составьте рассказ о видах своей творческой деятельности, используя следующий план:
1) Чем Вы занимаетесь, когда осуществляете творческую деятельность дома? Для чего Вы занимаетесь творческой деятельностью дома?
2) В каких видах общественно полезного творчества Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает на какую тему и как ему писать рассказы, стихи, рисовать картины. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах своей творческой деятельности должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают содержание творчества подростка дома;
— объяснение того, каковы цель и/или значение своего домашнего творчества (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких видов общественно полезной творческой деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах творчества для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 9
В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на доступ к культурным ценностям».
2. В школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место участия в культурной жизни в нём. Составьте рассказ о своем участии в культурной жизни, используя следующий план:
1) Каким образом Вы участвуете в культурной жизни? Для чего Вы участвуете в культурной жизни?
2) Какие учреждения культуры Вы могли бы посетить или посетили?
В чём Вы видите пользу посещения учреждений культуры для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый может свободно читать литературные произведения, слушать музыку, посещать театры и музеи. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о своем участии в культурной жизни должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают участие подростка в культурной жизни;
— объяснение того, каковы цель и/или значение своего участия в культурной жизни (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких учреждений культуры, которые могли бы или посетили подростки;
— объяснение значения посещения учреждений культуры для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 10
В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия».
2. В школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место заботы о сохранении исторического и культурного наследия в нем. Составьте рассказ о видах заботы о сохранении исторического и культурного наследия, используя следующий план:
1) Каким образом Вы заботитесь о сохранении исторического и культурного наследия? Для чего Вы заботитесь о сохранении исторического и культурного наследия?
2) О каком памятнике культуры или истории Вы могли бы позаботиться или заботились?
В чём Вы видите пользу такой деятельности для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый должен прилагать максимум усилий для того, чтобы исторические и культурные памятники сохранились и были доступны следующим поколениям людей. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах своей заботы о сохранении исторического и культурного наследия должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают заботу подростка о сохранении культурного и исторического наследия;
— объяснение того, каковы цель и/или значение данного вида деятельности (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности по сохранению исторического и культурного наследия, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности по сохранению исторического и культурного наследия для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 11
В ст. 45 Конституции РФ записано: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
2. Проанализируйте свои познания в области защиты своих прав и свобод. Составьте рассказ о способах защиты прав и свобод, используя следующий план:
1) Какие существуют способы защиты прав и свобод подростков? Для чего необходимо защищать права и свободы подростков?
2) Кто, помимо самого подростка, может осуществлять защиту его прав и свобод?
В чём Вы видите пользу такой защиты для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: в государстве действуют правоохранительные органы, которые обеспечивают права и свободы граждан, пресекают их нарушения и наказывают лиц, которые нарушают права и свободы. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о способах защиты прав и свобод должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают содержание способов защиты прав и свобод подростка;
— объяснение того, каковы цель и/или значение защиты прав и свобод подростков (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких субъектов, которые могут осуществлять защиту прав и свобод подростков;
— объяснение пользы защиты прав и свобод подростков для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 12
В ст. 48 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».
2. Составьте рассказ о видах юридической помощи, используя следующий план:
1) Какие Вы знаете виды юридической помощи гражданам? Для чего оказывается юридическая помощь?
2) В каких ситуациях Вам могла бы потребоваться или потребовалась юридическая помощь?
В чём Вы видите пользу юридической помощи для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый человек может получить профессиональные разъяснения своих прав и свобод в той или иной ситуации, обрести защиту своих прав и свобод у квалифицированного юриста. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах юридической помощи должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают юридическую помощь гражданам;
— объяснение того, каковы цель и/или значение юридической помощи (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одной или нескольких ситуаций, когда юридическая помощь может потребоваться или потребовалась подростку;
— объяснение значения юридической помощи для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 13
В ст. 35 Конституции РФ записано: «Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Право частной собственности охраняется законом».
2. Составьте рассказ о своей частной собственности, используя следующий план:
1) Какой частной собственностью Вы владеете? Для чего Вы ее используете?
2) Каким образом Вы бы могли распорядиться или уже распорядились своей собственностью с пользой для общества? В чём Вы видите пользу такого распоряжения своей собственностью для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый в праве на законных основаниях быть хозяином той или иной вещи или интеллектуальной собственности; никто не вправе произвольно отнять или использовать данную собственность без разрешения. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о своей частной собственности должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов частной собственности, которыми владеет подросток подросток;
— объяснение того, каковы цель и/или польза от ее использования (перечисленных обучающимся видов собственности);
— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки с использованием своей собственности;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности с использованием своей собственности для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 14
В ст. 26 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на пользование родным языком».
2. Составьте рассказ о языках, помимо родного, на которых Вы общаетесь, которые Вы учите или используете для творчества, используя следующий план:
1) Какими языками Вы владеете или учите, помимо родного? Для чего Вы учите другие языки или где используете неродной Вам язык, которым владеете?
2) В каких видах общественно полезной деятельности Вы могли бы участвовать или участвовали, используя неродной Вам язык? В чём Вы видите пользу изучения или владения другим, помимо родного, языком для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает, какой язык для него родной и где его использовать для коммуникации с другими людьми. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о неродных языках должен включать в себя:
— указание одного или нескольких языков, которые изучаются подростком помимо родного или которыми он владеет, помимо родного;
— объяснение того, каковы цель и/или значение изучения или использования неродного языка подростком (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки, используя неродной им язык;
— объяснение пользы владения и изучения других, помимо родного, языков для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 15
В ст. 30 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на объединение... для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на объединение».
2. Взрослые могут многое рассказать о политических партиях и общественных движениях, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место тех или иных объединений в нем. Составьте рассказ об объединениях и сообществах, куда Вы входите, помимо школы, используя следующий план:
1) В какие объединения и сообщества Вы входите, помимо школьного класса? Для чего Вы входите в них?
2) В каких видах общественно полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали в рамках данного сообщества или объединения? В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый может создавать или входить в состав тех или иных сообществ или объединений, если они своей деятельностью не нарушают закон. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах своего труда должен включать в себя:
— указание одного или нескольких сообществ или объединений, куда входит подросток;
— объяснение того, каковы цель и/или значение своего участия в данных сообществах или объединениях;
— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки в рамках данного сообщества или объединения;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 16
В ст. 38 Конституции РФ записано: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».
2. Сейчас Вы еще не достигли совершеннолетия, но обязанности помогать своим родителям и другим членам семьи, прежде всего моральные, у Вас уже есть. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место оказания помощи своим родителям и другим членам семьи в нём. Составьте рассказ о видах своего труда, направленного на помощь семье, используя следующий план:
1) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома, помогая родителям? Для чего Вы помогаете родителям?
2) В каких видах полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали с целью оказать помощь другим членам семьи, помимо родителей? В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: если родители совершеннолетнего и трудоспособного человека стали нетрудоспособными, его обязанность оказывать им помощь и поддержку. В случае невыполнения данных обязанностей суд может обязать детей помогать родителям или выплачивать им алименты. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах своей помощи семье должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают содержание помощи подростка родителям дома;
— объяснение того, каковы цель и/или значение своей помощи родителям (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких видов полезной деятельности, направленной на помощь другим членам семьи, помимо родителей, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 17
В ст. 32 Конституции РФ записано: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Отправление правосудия».
2. Некоторые взрослые работают в юридической сфере — судьями, адвокатами и т. д. Но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте свой уровень правовой культуры. Составьте рассказ о способах повышение своей правовой грамотности, используя следующий план.
1) Каким образом Вы можете повысить свой уровень правовой грамотности вне школы? Для чего Вы будете повышать свой уровень правовой культуры?
2) В каких ситуациях Вы бы могли или уже использовали свои познания в правовой сфере ?
В чём Вы видите пользу таких познаний для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: разрешение правовых споров, определение совершало ли лицо правонарушение или нет и какое следует назначить наказание. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о своей правовой культуре должен включать в себя:
— указание одного или нескольких способов, которыми подросток может повысить свой уровень правовой культуры вне школы;
— объяснение того, каковы цель и/или значение повышения правовой культуры (перечисленных обучающимся способов);
— указание одной или нескольких ситуаций, в которых подростки могли или использовали свои правовые познания на практике;
— объяснение пользы наличия правовых знаний для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 18
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей трудовой деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место труда в нём. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план.
1) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома? Для чего Вы трудитесь дома?
2) В каких видах общественно полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: Работодатель обязан выплачивать работникам равную заработную плату за равноценный труд без каких−либо прямых или косвенных преимуществ по признаку возраста, пола, вероисповедания и т. д. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах своего труда должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают содержание труда подростка дома;
— объяснение того, каковы цель и/или значение своего домашнего труда (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 19
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Право на отдых».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей трудовой деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место отдыха в нём. Составьте рассказ о видах своего отдыха, используя следующий план.
1) Чем Вы занимаетесь, когда отдыхаете дома? Для чего Вы отдыхаете дома?
2) В каких видах полезного для себя и окружающих отдыха труда Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: у каждого человека есть право на состояние покоя, либо времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма; время, свободное от работы или учебы. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах своего труда должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают содержание отдыха подростка вне школы;
— объяснение того, каковы цель и/или значение отдыха (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких видов общественно полезного или полезного для себя отдыха, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в полезных видах отдыха для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 20
В ст. 39 Конституции РФ записано: «Поощряются ... создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Поощряется благотворительность».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей благотворительной деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место помощи окружающим в нём. Составьте рассказ о видах своей помощи окружающим людям, используя следующий план.
1) Чем Вы занимаетесь, когда помогаете другим людям? Для чего Вы помогаете другим людям?
2) В каких видах волонтерской деятельности Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: государство приветствует безвозмездную помощь другим людям, оно может предоставлять специальные льготы и преимущества людям и организациям, которые оказывают населению такую помощь. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах своей помощи окружающим должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают содержание помощи подростка окружающим;
— объяснение того, каковы цель и/или значение своей помощи окружающим (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких видов волонтёрства, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в волонтерстве для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 21
В ст. 41 Конституции РФ записано: «В Российской Федерации ... поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Экологическое благополучие».
2. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место физической культуры и спорта в нём. Составьте рассказ о своих занятиях спортом и физической культурой, используя следующий план:
1) Какими видами спорта или физической культуры (фитнеса) Вы занимаетесь в свободное от учебы время? Для чего Вы занимаетесь этим?
2) В каких видах общественно полезного труда по популяризации спорта и здорового образа жизни Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1) Ответ на первый вопрос, например: состояние окружающей среды, которое отвечает нормативам предельного содержания в воздухе, воде и почве вредных веществ. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о спорте или физической культуре, которой занимается подросток, должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают занятие подростка спортом или физической культурой (фитнесом);
— объяснение того, каковы цель и/или значение данной деятельности (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности по популяризации спорта и здорового образа жизни, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности по популяризации спорта и здорового образа жизни для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 22
В ст. 17 Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
1. Как Вы понимаете смысл выражения «неотчуждаемость прав»?
2. Проанализируйте свои знания и свой опыт реализации прав и свобод человека. Составьте рассказ о собственном опыте реализации прав и свобод человека, используя следующий план.
1) Какими правами человека, гарантированными Конституцией РФ, Вы пользуетесь чаще всего? Для чего необходимо конституционное закрепление прав и свобод человека?
2) Какими конституционными правами человека и гражданина Вы пока не можете пользоваться? Как Вы считаете, почему некоторыми правами граждане РФ могут пользоваться только по достижении совершеннолетия?
Ответ:
1. Никто не вправе лишать человека его основных прав или ограничивать их без веских оснований.
2. Рассказ об опыте реализации прав и свобод человека должен включать в себя:
— указание одного или нескольких прав человека, которыми подростки пользуются чаще всего;
— объяснение того, для чего необходимо конституционное закрепление прав и свобод человека;
— указание одного или нескольких видов конституционных прав человека и гражданина, которыми не могут пользоваться подростки;
— объяснение причины того, что подростки не могут пользоваться некоторыми правами.
Задание 1, № 23
В ст. 43 Конституции РФ записано: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «общедоступность образования»?
2. Образование является одной из главных ценностей современного общества.
Проанализируйте имеющиеся у Вас возможности получения образования. Составьте рассказ о реализации Вами права на образование, используя следующий план.
1) На каком уровне образования находитесь Вы и другие российские школьники, обучающиеся в 7 классе? Каких результатов получения данного уровня образования Вы хотели бы достичь?
2) Какие дополнительные занятия (кружки, секции) посещаете Вы или Ваши одноклассники?
Какие имеющиеся в Вашем населённом пункте возможности для самообразования Вы используете или можете использовать?
Ответ:
1. Возможность каждого человека получить соответствующие знания и умения независимо от пола, расы, национальности, места жительства, состояния здоровья, вероисповедания, убеждений, социального положения и т. п.;
2. Рассказ о реализации права на образование:
— указание уровня образования, который получает подросток (основное общее).
— объяснение того, каковы личные цели/результаты (цель/результат) получения образования на данном этапе.
— указание одного или нескольких видов кружков/секций, которые посещает учащийся / его одноклассники.
— указание одного и/или нескольких мероприятий/ресурсов/организаций и т. п. Населённого пункта, дающих возможности/привлекающих к самообразованию.
Задание 1, № 24
В ст. 24 Конституции РФ записано: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
1. Почему нельзя распространять информацию о частной жизни человека без его согласия?
2. В повседневной жизни, на уроках Вы пользуетесь различной информацией. Составьте рассказ о роли информации в Вашей деятельности, используя следующий план.
1) Какими источниками информации Вы пользуетесь при подготовке к урокам? Каково значение их использования в Вашей учебной деятельности?
2) Какие правила существуют при использовании информации? Почему их важно соблюдать?
Ответ:
1. Личные данные человека нельзя использовать без его согласия, так как они могут содержать сведения, которые он хочет сохранить в тайне.
2. Рассказ о роли информации должен включать в себя:
— указание одного или нескольких источников информации, которые используются для подготовки к урокам;
— объяснение того, каково значение их использования в деятельности;
— указание одного или нескольких правил использования информации;
— объяснение важности использования таких правил.
Задание 1, № 25
В ст. 26 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл выражения «пользование родным языком».
2. Мы живём в многонациональной стране. Проанализируйте свой круг общения. Составьте рассказ о своём опыте общения, используя следующий план.
1) Какой язык является для Вас родным? Владеете ли Вы другим, неродным для Вас языком?
2) В каких ситуациях Вам приходилось общаться (или Вы общаетесь ежедневно) с людьми, чей родной язык отличается от Вашего родного языка? В чём Вы видите необходимость сохранения родных языков и уважения к родному языку других людей?
Ответ:
1. Каждый может получить возможность изучать родной язык в общеобразовательной школе; каждый может петь, декламировать стихи, писать, сочинять литературные произведения на своём родном языке ИЛИ каждый по своему желанию выбирает, на каком языке ему разговаривать с близкими в семье и с другими людьми в общественных местах для эффективного взаимодействия и диалога.
2. Рассказ об опыте общения должен включать в себя:
— указание своего родного языка;
— информацию о владении другим языком;
— указание ситуаций (одной или нескольких) общения с людьми, чей родной язык отличается от родного языка отвечающего;
— объяснение значения сохранения родных языков и уважения к родному языку других людей.
Задание 1, № 26
В ст. 32 Конституции РФ записано: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
1. Как Вы понимаете, что значит, «участвовать в управлении делами государства через своих представителей»?
2. Право выбирать своих представителей относится к политическим правам гражданина.
Составьте рассказ о роли политических прав в жизни общества, используя следующий план.
1) Какие политические права гарантированы гражданам РФ, помимо права на участие в управлении государством? Каково их значение для общественной жизни?
2) Как средства массовой информации участвуют в политической жизни общества? Какие крупные политические партии действуют в нашей стране?
Ответ:
1. Граждане РФ имеют право избирать депутатов в законодательные органы власти разных уровней.
2. Рассказ о роли политических прав в жизни общества должен включать в себя:
— указание одного или нескольких политических прав;
— объяснение того, каково значение перечисленных политических прав в общественной жизни;
— объяснение роли СМИ в политической жизни общества;
— указание одной или нескольких политических партий, действующих в России
Задание 1, № 27
В ст. 42 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду».
1. Как Вы понимаете смысл выражения «благоприятная окружающая среда»?
2. Проанализируйте свои знания и свой опыт в сфере экологии и природоохранной деятельности. Составьте рассказ, используя следующий план.
1) Какие неблагоприятные для окружающей среды факторы есть в Вашем населённом пункте? Можно ли оценить экологическую ситуацию в Вашем населённом пункте как благоприятную (поясните свой ответ)?
2) В каких видах общественно полезного труда, направленного на охрану окружающей среды, Вы участвовали или могли бы участвовать? В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1. Состояние окружающей среды (воздуха, воды, земли), не содержащее угрозы жизни и развитию человека и всех других биологических систем.
2. Рассказ о собственных экологических знаниях и опыте участия в природоохранных мероприятиях должен включать:
— указание одного или нескольких неблагоприятных для окружающей среды факторов, имеющихся в населённом пункте;
— оценка экологической ситуации в населённом пункте и пояснение;
— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности, направленной на охрану благоприятной окружающей среды, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 28
В ст. 42 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
1. Как Вы понимаете смысл выражения «благоприятная окружающая среда»?
2. Составьте рассказ о реализации права на благоприятную окружающую среду, используя следующий план.
1) Какие источники загрязнения окружающей среды есть в Вашем населённом пункте? Какие меры, по Вашему мнению, могли бы уменьшить ущерб окружающей среде?
2) Каким образом Вы участвовали или могли бы участвовать в природоохранных мероприятиях? В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1. Это такое состояние окружающей среды (воздуха, воды, земли), в которой ничего не угрожает жизни и развитию человека и всех других биологических систем.
2. Рассказ о реализации права на благоприятную окружающую среду должен включать в себя:
— указание одного или нескольких источников загрязнения окружающей среды в населённом пункте;
— указание одной или нескольких мер, которые могли бы уменьшить ущерб окружающей среде;
— указание одного или нескольких способов участия в природоохранных мероприятиях;
— объяснение пользы участия в экологической деятельности.
Задание 1, № 29
В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл словосочетания «культурные ценности».
2. Проанализируйте свои знания и опыт участия в культурной жизни общества. Составьте рассказ о собственном участии в культурной жизни и пользовании культурными ценностями, используя следующий план.
1) Какой(-ие) театральный(-ые) спектакль(-и) Вы смотрели в течение этого учебного года? Какие театральные постановки Вам интересно было бы посмотреть (объясните свой выбор)?
2) Какой(-ие) музей(-и) Вам интересен(-ны)? В чём Вы видите пользу посещения музеев Вами и Вашими сверстниками?
Ответ:
1. Нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, национальные традиции и обычаи, произведения культуры и искусства, имеющие историко-культурную значимость.
2. Рассказ о собственном участии в культурной жизни и пользовании культурными ценностями должен включать в себя:
— указание одного или нескольких театральных спектаклей;
— указание одного или нескольких спектаклей, которые обучающийся хотел бы посмотреть, и объяснение выбора;
— указание одного или нескольких музеев, которые интересны обучающемуся;
— объяснение пользы посещения музеев для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 30
В ст. 26 Конституции РФ записано: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «национальная принадлежность»?
2. Составьте рассказ о национальной принадлежности, используя следующий план.
1) Какие признаки характеризуют принадлежность человека к той или иной национальности? Почему, по Вашему мнению, человеку важно знать историю своего народа?
2) Каким образом люди разных национальностей могут жить в мире? В чём Вы видите положительные последствия такого содружества?
Ответ:
1. Характеристика статуса человека, связанная с его принадлежностью к определённой этнической общности.
2. Рассказ о национальной принадлежности должен включать в себя:
— указание не менее двух признаков принадлежности человека к той или иной национальности;
— объяснение того, почему человеку важно знать историю своего народа;
— указание того, каким образом могут мирно сосуществовать люди разных национальностей;
— объяснение положительных последствий содружества людей разных национальностей.
Задание 1, № 31
В ст. 29 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».
1. В чём состоит смысл выражения «право свободно… распространять информацию любым законным способом»?
2. Вы в повседневной жизни, на уроках пользуетесь различной информацией. Составьте рассказ о роли информации в Вашей деятельности, используя следующий план.
1) Какими источниками информации Вы пользуетесь при подготовке к урокам? Каково значение их использования в Вашей учебной деятельности?
2) Какие правила существуют при использовании информации? Почему их важно соблюдать?
Ответ:
1. Каждый может беспрепятственно использовать разные сведения независимо от формы их представления.
2. Рассказ о роли информации должен включать в себя:
— указание одного или нескольких источников информации, которые используются для подготовки к урокам;
— объяснение того, каково значение их использования в учебной деятельности;
— указание одного или нескольких правил использования информации;
— объяснение важности следования таким правилам.
Задание 1, № 32
В ст. 35 Конституции РФ записано: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «распоряжаться имуществом»?
2. Составьте рассказ о праве граждан РФ на частную собственность, используя следующий план.
1) Какие объекты могут находиться в частной собственности граждан РФ? Как граждане РФ могут приобрести имущество в собственность?
2) Какие обязанности есть у собственников? Как закон охраняет право собственности?
Ответ:
1. Возможность определять судьбу вещи путём изменения её принадлежности (дарения, купли-продажи, мены и т. п.).
2. Рассказ о праве граждан РФ на частную собственность должен включать в себя:
— указание одного или нескольких объектов, которые могут находиться в частной собственности гражданина РФ;
— объяснение того, как гражданин РФ может приобрести имущество в собственность;
— указание одной или нескольких обязанностей собственника;
— объяснение того, как закон охраняет право собственности.
Задание 1, № 33
В ст. 43 Конституции РФ записано: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «общедоступность образования»?
2. Проанализируйте своё отношение к учёбе. Составьте рассказ о своей учёбе, используя следующий план.
1) Какой вид работы на уроках (один или несколько) Вам нравится? Почему?
2) Какой вид работы на уроках (один или несколько) является трудным для Вас? В чём Вы видите причины трудностей?
Ответ:
1. Ответ на первый вопрос, например, возможность каждого человека получить соответствующие знания и умения независимо от пола, расы, национальности, места жительства, состояния здоровья, вероисповедания, убеждений, социального положения и т. п.
2. Рассказ о своей учебной деятельности должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов работы на уроках, которые нравятся обучающемуся;
— объяснение того, чем привлекательны, интересны для обучающегося указанный(-ые) им вид(ы) учебной деятельности;
— указание одного или нескольких видов работы на уроках, которые являются самыми трудными для обучающегося;
— объяснение причины трудности указанного(-ых) вида(-ов) учебной деятельности.
Задание 1, № 34
В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и …доступ к культурным ценностям».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл выражения «доступ к культурным ценностям».
2. Конституционное право каждого гражданина на участие в культурной жизни прежде всего связано с духовным развитием личности. Составьте рассказ о своих возможностях участия в культурной жизни, используя следующий план.
1) Какие объекты культуры действуют в Вашем населённом пункте? Для чего в населённых пунктах создают объекты культуры?
2) Какие театральные спектакли, новые кинофильмы, выставки, музеи Вы посещали в последние несколько месяцев? Почему для каждого человека важно читать книги?
Ответ:
1. Возможность каждого гражданина знакомиться с достижениями человечества в архитектуре, музыке, литературе, художественном творчестве и т. д., пользуясь библиотеками, архивами, посещая музеи, выставки, концертные площадки, театры.
2. Рассказ об участии в культурной жизни:
— указание одного или нескольких объектов культуры, которые действуют в населённом пункте;
— объяснение того, каковы цель и/или значение размещения объектов культуры в населённых пунктах;
— указание одного или нескольких театральных спектаклей / новых кинофильмов / выставок / музеев, посещённых обучающимся;
— объяснение того, почему для каждого человека важно читать книги.
Задание 1, № 35
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
1. Как Вы понимаете смысл выражения «свободно распоряжаться своими способностями к труду»?
2. Составьте рассказ о своей будущей профессии, используя следующий план.
1) Какая профессия Вас привлекает? Почему?
2) Какие качества личности являются самыми важными для людей выбранной Вами профессии? В чём значение этих качеств для успеха в данной профессии?
Ответ:
1. Каждый сам решает, как и где ему работать, какую профессию получить; никто не может заставить человека трудиться вопреки его желаниям.
2. Рассказ о своей будущей профессии должен включать в себя:
— указание той профессии, которая привлекает обучающегося;
— объяснение причины привлекательности этой профессии;
— указание одного или нескольких качеств личности, которые являются важными для выбранной профессии;
— объяснение значения данных(-ого) качеств(-а) для успеха в данной профессии.
Задание 1, № 36
В ст. 38 Конституции РФ записано: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «трудоспособные дети»?
2. Взрослые могут многое рассказать о своей заботе о нетрудоспособных родителях. Но и несовершеннолетние дети должны готовить себя к выполнению этой обязанности.
Проанализируйте своё отношение к родителям / старшим родственникам и степень заботы о них. Составьте рассказ о взаимоотношениях с родителями / со старшими родственниками, используя следующий план.
1) В какой деятельности Вы помогаете родителям уже сегодня? В чём родители помогают Вам?
2) Каким образом Вы могли бы участвовать или участвуете в заботе о бабушках/дедушках и других старших родственниках? В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1. Имеющие родителей совершеннолетние граждане, у которых есть законный источник средств к существованию.
2. Рассказ о взаимоотношениях с родителями должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают содержание возможной помощи подростка родителям;
— указание одного или нескольких видов деятельности, в которых родители помогают ребёнку;
— указание одного или нескольких способов участия в заботе о бабушках/дедушках и других старших родственниках;
— объяснение пользы участия в помощи старшим родственникам и заботе о них.
Задание 1, № 37
В ст. 41 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «охрана здоровья»?
2. Проанализируйте Ваши действия по укреплению своего здоровья. Составьте рассказ о том, каким образом Вы заботитесь о своём здоровье, используя следующий план.
1) Как сохранение здоровья связано с образом жизни человека? Какие Ваши действия позволяют сделать вывод о том, что Вы ведёте здоровый образ жизни?
2) Какое значение для здоровья человека имеет его физическая активность? Почему для сохранения своего здоровья человеку необходимо исключить курение и употребление спиртных напитков?
Ответ:
1. Это различные мероприятия, которые предпринимает государство по сохранению и укреплению здоровья населения, пропаганда здорового образа жизни, создание условий для занятий физической культурой и спортом, оказание своевременной медицинской помощи, проведение вакцинации населения.
2. Рассказ о заботе человека о своём здоровье должен включать в себя:
— объяснение взаимосвязи образа жизни и состояния здоровья человека;
— указание одного или нескольких действий обучающегося, свидетельствующих об его приверженности здоровому образу жизни;
— объяснение связи физической активности и здоровья человека;
— объяснение того, почему для сохранения здоровья человеку необходимо исключить курение и употребление спиртных напитков.
Задание 1, № 38
В ст. 42 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «благоприятная окружающая среда»?
2. Наше государство предпринимает активные действия для обеспечения благоприятной окружающей среды. Составьте рассказ о том, что может сделать каждый гражданин для сохранения благоприятной окружающей среды, используя следующий план.
1) Можно ли оценить экологическую ситуацию в Вашем населённом пункте как благоприятную? Объясните свой ответ.
2) Какие повседневные действия человека влияют на экологическую ситуацию в его населённом пункте? Каким образом каждый человек может внести вклад в улучшение экологической ситуации в своём населённом пункте?
Ответ:
1. Состояние окружающей среды (воздуха, воды, земли), которое не содержит угрозы жизни и развитию человека и всех других биологических систем.
2. Рассказ о сохранении благоприятной окружающей среды должен включать в себя:
— оценку экологической ситуации в своём населённом пункте как благоприятной / не вполне благоприятной / неблагоприятной;
— объяснение оценки экологической ситуации в своём населённом пункте;
— указание одного или нескольких конкретных действий людей, влияющих на экологическую ситуацию в своём населённом пункте;
— указание одного или нескольких действий, отражающих полезный вклад жителей населённого пункта в улучшение экологической ситуации.
Задание 1, № 39
В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «историческое и культурное наследие»?
2. Составьте рассказ об исполнении обязанности гражданина РФ заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, используя следующий план.
1) Какие объекты исторического и культурного наследия есть на территории субъекта РФ, в котором Вы проживаете? Почему важно, чтобы каждый бережно относился к памятникам истории и культуры?
2) В каких мероприятиях по сохранению памятников истории и культуры Вы могли бы участвовать или участвовали? В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
1. Сохранённая для потомков система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных предыдущими поколениями.
2. Рассказ об обязанности гражданина РФ заботиться о сохранении исторического и культурного наследия должен включать в себя:
— указание одного или нескольких объектов исторического и культурного наследия на территории субъекта проживания;
— объяснение важности того, чтобы каждый бережно относился к памятникам истории и культуры;
— указание одного или нескольких мероприятий по сохранению памятников истории и культуры, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение пользы участия в мероприятиях по сохранению памятников истории и культуры для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 40
В ст. 43 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «общедоступность образования»?
2. Проанализируйте свои знания и свой опыт обучения в школе. Составьте рассказ о собственном образовании, используя следующий план.
1) На каком уровне образования сейчас находитесь Вы и все семиклассники российских школ? Для чего Вам необходимо образование?
2) Какие способы/виды учебной деятельности Вы осуществляете на уроках? В каких секциях, кружках, объединениях Вы занимаетесь после школы?
Ответ:
1. Возможность каждого человека получить соответствующие знания и умения независимо от пола, расы, национальности, места жительства, состояния здоровья, вероисповедания, убеждений, социального положения и т. п.
2. Рассказ об образовании должен включать в себя:
— указание уровня образования, которое получает подросток (основное общее);
— объяснение того, в чём значимость получения образования для обучающегося;
— указание одного или нескольких видов учебной деятельности, используемой на уроках;
— указание одной или нескольких секций/кружков/объединений и т. п., в которых обучающийся занимается после уроков.
Задание 1, № 41
В ст. 35 Конституции РФ записано: «Право частной собственности охраняется законом».
1. Как Вы понимаете смысл понятия «право частной собственности»?
2. Вы уже обладаете некоторыми имущественными правами. Составьте рассказ об использовании имущественных прав, используя следующий план.
1) Какие имущественные права имеют подростки в 14 лет? Как эти права можно использовать в повседневной жизни?
2) Какие обязанности есть у собственников? Как закон охраняет право собственности?
Ответ:
1. Возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
2. Рассказ об использовании имущественных прав должен включать в себя:
— указание одного или нескольких имущественных прав 14-летних граждан в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
— объяснение того, как можно использовать перечисленные имущественные права;
— указание одной или нескольких обязанностей собственника;
— объяснение того, как закон охраняет право собственности.
Задание 1, № 42
В ст. 19 Конституции РФ записано: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «равные возможности для реализации».
2. Все мы знаем, что в школе каждый учащийся может изучать не только обязательные предметы, но и получать дополнительные возможности для реализации своих индивидуальных способностей и интересов. Проанализируйте свои обязательные и дополнительные школьные занятия. Составьте рассказ о реализации своих индивидуальных способностей и интересов, используя следующий план.
1) Какие свои способности и интересы Вы реализуете, благодаря обязательным и дополнительным урокам и занятиям? Какие дополнительные занятия Вы посещаете?
2) Какие трудности могут у Вас возникнуть при реализации своих способностей и интересов? Что Вы посоветуете сделать своим сверстникам, чтобы преодолеть эти трудности?
Ответ:
1. Равные возможности означают, что на пути реализации выбранного человеком жизненного пути не могут стоять никакие препятствия, связанные с его половой принадлежностью.
2. Рассказ об использовании имущественных прав должен включать в себя:
— указание способностей и интересов, которые учащийся реализует, благодаря обязательным и дополнительным урокам и занятиям;
— указание дополнительных занятий, посещение которых способствует реализации интересов и развитию способностей;
— указание трудностей, которые могут возникнуть при реализации своих интересов и развитии способностей;
— что подросток может посоветовать сделать своим сверстникам для преодоления этих трудностей.
Задание 1, № 43
В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «свобода творчества».
2. Все мы знаем, что каждый ребёнок в Российской Федерации имеет возможность заниматься любыми видами творчества. Подумайте, как связаны свобода творчества и развитие способностей ребёнка. Составьте рассказ о том, как Ваше образование способствует раскрытию творческих способностей, используя следующий план.
1) Какими видами творчества Вы занимаетесь? Почему Вы выбрали именно эти виды творчества?
2) Как школьные предметы способствуют развитию творческих способностей ребёнка? Раскройте взаимосвязь Ваших творческих занятий с выбором профессии в будущем.
Ответ:
1. Свобода самовыражения для человека, который занимается творческой деятельностью, свобода выбора стиля, направления, формы творчества и т. д..
2. — указание видов творчества, которыми занимается учащийся;
— указание причин выбора данных видов творчества;
— указание, как школьные уроки способствуют развитию творческих способностей ребёнка.
Задание 1, № 44
В ст. 32 Конституции РФ записано: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
1. Как вы понимаете, что значит, «участвовать в управлении делами государства через своих представителей»?
2. Право выбирать своих представителей относится к политическим правам гражданина.
Составьте рассказ о роли политических прав в жизни общества, используя следующий план.
1) Какие политические права гарантированы гражданам РФ, помимо права на участие в управлении государством? Каково их значение для общественной жизни?
2) Как средства массовой информации участвуют в политической жизни общества? Какие крупные политические партии действуют в нашей стране?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: граждане РФ имеют право избирать депутатов в законодательные органы власти разных уровней;
(Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) рассказ о роли политических прав в жизни общества должен включать в себя:
— указание одного или нескольких политических прав;
— объяснение того, каково значение перечисленных политических прав в общественной жизни;
— объяснение роли СМИ в политической жизни общества;
— указание одной или нескольких политических партий, действующих в России.
Задание 1, № 45
В ст. 43 Конституции РФ записано: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».
1. Как Вы понимаете смысл выражения «гарантируется общедоступность образования»?
2. Образование является одной из главных ценностей современного общества.
Проанализируйте имеющиеся у Вас возможности получения образования. Составьте рассказ о реализации Вами права на образование, используя следующий план.
1) На каком уровне образования находитесь Вы и другие российские школьники, обучающиеся в 7 классе? Каких результатов получения данного уровня образования Вы хотели бы достичь (объясните свой выбор)?
2) Какие дополнительные занятия (кружки, секции) посещаете Вы или Ваши одноклассники? Какие имеющиеся в Вашем населённом пункте возможности для самообразования Вы используете или можете использовать?
Ответ:
1. Ответ на первый вопрос: создаются условия для обеспечения каждому возможности получить соответствующие знания и умения независимо от пола, расы, национальности, места жительства, состояния здоровья, вероисповедания, убеждений, социального положения, материального положения и т. п.
2. Рассказ о реализации права на образование должен включать в себя:
— указание уровня образования, который получает подросток (основное общее);
— объяснение того, каковы личные цели/результаты (цель/результат) получения образования на данном этапе;
— указание одного или нескольких видов кружков/секций, которые посещает учащийся / его одноклассники;
— указание одного или нескольких мероприятий/ресурсов/организаций и т. п. населённого пункта, дающих возможности/привлекающих к самообразованию.
Задание 1, № 46
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
1. Как Вы понимаете смысл выражения «свободно распоряжаться своими способностями к труду»?
2. Составьте рассказ о роли труда в жизни современного человека, используя следующий план.
1) Какие профессии, относящиеся к сложному труду, по Вашему мнению, наиболее популярны в современном обществе? Почему?
2) Какие потребности человек удовлетворяет в процессе труда (укажите не менее двух потребностей)? Как трудовая деятельность связана с образом жизни человека (объясните свой ответ)?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает, как и где ему работать, какую профессию получить; никто не может заставить человека трудиться вопреки его желаниям.
2) рассказ о роли труда в жизни современного человека должен включать:
— указание одной или нескольких наиболее популярных профессий, относящихся к сложному труду.
— объяснение высокой популярности указанных профессий.
— указание не менее двух потребностей людей, которые удовлетворяются в процессе труда.
— объяснение того, как трудовая деятельность связана с образом жизни человека.
Задание 1, № 47
В ст. 43 Конституции РФ записано: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».
1. Как Вы понимаете смысл выражения в «гарантируется общедоступность образования»?
2. Составьте рассказ о реализации Вами права на образование, используя следующий план.
1) На каком уровне образования находитесь Вы и другие российские школьники, обучающиеся в 7 классе? Каких результатов получения данного уровня образования Вы хотели бы достичь (объясните свой выбор)?
2) Какие учебные предметы в школе вызывают у Вас особый интерес? Почему?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: государством создаются условия для обеспечения каждому возможности получить соответствующие знания и умения независимо от пола, расы, национальности, места жительства, состояния
здоровья, вероисповедания, убеждений, социального положения, материального положения и т. п.
2) рассказ о реализации права на образование должен включать в себя:
— указание уровня образования, который получает подросток (основное общее).
— объяснение того, каковы личные цели/результаты (цель/результат) получения образования на данном уровне.
— указание одного или нескольких учебных предметов, которые вызывают интерес обучающегося.
— описание того, чем интересны для обучающегося указанные им учебные предметы (или один учебный предмет).
Задание 1, № 48
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
1. Как Вы понимаете смысл выражения «свободно распоряжаться своими способностями к труду»?
2. Составьте рассказ о трудовой деятельности по профессии, которая Вам хорошо известна, используя следующий план.
1) Как называется это профессия? Что создаётся в результате труда работников этой профессии?
2) Какие средства труда использует работник? Какие знания необходимы работнику для успешного осуществления своих профессиональных функций (объясните свой ответ)?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает, как и где ему работать, какую профессию получить; никто не может заставить человека трудиться вопреки его желаниям.
2) рассказ о трудовой деятельности по профессии, которая хорошо известна обучающемуся, должен включать:
— название профессии.
— указание одного или нескольких результатов труда работников этой профессии.
— указание одного или нескольких используемых средств труда.
— объяснение того, какие знания необходимы работнику для успешного осуществления своих профессиональных функций.
Задание 1, № 49
В ст. 35 Конституции РФ записано: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «владеть имуществом»?
2. Составьте рассказ об использовании имущественных прав, используя следующий план.
1) Какие имущественные права имеют малолетние в возрасте от 6 до 14 лет? Какими способами, не противоречащими законодательству РФ, несовершеннолетний гражданин РФ может стать собственником имущества? (Назовите любые два таких способа.)
2) Какие обязанности есть у собственников? Как закон охраняет право собственности?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: возможность фактически обладать вещью, относиться к ней, как к своей, быть хозяином, иметь в собственности.
2) рассказ об использовании имущественных прав должен включать в себя:
— указание одного или нескольких имущественных прав малолетних в возрасте от 6 до 14 лет в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
— указание двух способов приобретения имущества несовершеннолетними (например, получение в дар, наследование).
— указание одной или нескольких обязанностей собственника.
— указание того, как закон охраняет право собственности.
Задание 1, № 50
В ст. 35 Конституции РФ записано: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «пользоваться имуществом»?
2. Составьте рассказ об использовании имущественных прав, используя следующий план.
1) Какие имущественные права имеют подростки в возрасте 14–16 лет? Какими способами, не противоречащими законодательству РФ, несовершеннолетний гражданин РФ может стать собственником имущества? (Назовите любые два таких способа.)
2) Какие обязанности есть у собственников? Как закон охраняет право собственности?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: возможность извлекать и использовать в своих интересах полезные свойства вещи / можно использовать, но не владеть, например жить в доме бабушки, ездить на автомобиле папы и т. д.
2) рассказ об использовании имущественных прав должен включать в себя:
— указание одного или нескольких имущественных прав 14–16-летних граждан в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
— указание двух способов приобретения имущества несовершеннолетними.
— указание одной или нескольких обязанностей собственника.
— указание того, как закон охраняет право собственности.
Задание 1, № 51
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
1. Как Вы понимаете смысл выражения «свободно распоряжаться своими способностями к труду»?
2. Составьте рассказ о трудовой деятельности по профессии, которая может быть отнесена прежде всего к умственному труду, используя следующий план.
1) Как называется эта профессия? Что создаётся в результате труда работников этой профессии?
2) Какие элементы творчества могут присутствовать в данном профессиональном труде? Какие знания необходимы работнику для успешного осуществления своих профессиональных функций (объясните свой ответ)?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает, как и где ему работать, какую профессию получить; никто не может заставить человека трудиться вопреки его желаниям.
2) рассказ о трудовой деятельности по профессии, которая может быть отнесена прежде всего к умственному труду, должен включать:
— название профессии.
— указание одного или нескольких результатов труда работников этой профессии.
— указание одного или нескольких элементов творчества, которые могут присутствовать в данном профессиональном труде.
— объяснение того, какие знания необходимы работнику для успешного осуществления своих профессиональных функций.
Задание 1, № 52
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Труд свободен».
1. Как Вы понимаете смысл этого конституционного положения?
2. Составьте рассказ о трудовой деятельности по профессии, которая Вам хорошо известна, используя следующий план.
1) Как называется эта профессия? Что создаётся в результате труда работников этой профессии?
2) Какие личные качества необходимы работнику для успешного осуществления своих профессиональных функций? В чём значение этих качеств для успеха в данной профессии?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает, как и где ему работать, какую профессию получить; никто не может заставить человека трудиться вопреки его желаниям.
2) рассказ о трудовой деятельности по профессии, которая хорошо известна обучающимся, должен включать в себя:
— название профессии.
— указание одного или нескольких результатов труда работников этой профессии.
— указание одного или нескольких личных качеств, которые являются важными для выбранной профессии.
— объяснение значения данных(-ого) качеств(-а) для успеха в данной профессии.
Задание 1, № 53
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».
1. Как Вы понимаете смысл этого конституционного положения?
2. Составьте рассказ о трудовой деятельности по профессии, которая может быть отнесена прежде всего к физическому труду, используя следующий план.
1) Как называется эта профессия? Какие личные качества необходимы работнику для успешного осуществления своих профессиональных функций (объясните свой ответ)?
2) В каких условиях приходится, как правило, работать представителям этой профессии? Как работодатели и сами работники (представители этой профессии) обеспечивают условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: рабочее место работника должно соответствовать требованиям охраны труда; работник должен получить полную достоверную информацию о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и т. п.
2) рассказ о трудовой деятельности по профессии, которая может быть отнесена прежде всего к физическому труду, должен включать:
— название профессии.
— объяснение того, какие личные качества необходимы работнику для успешного осуществления своих профессиональных функций.
— указание одного или нескольких условий труда работников этой профессии.
— указание одного или нескольких способов обеспечения условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Задание 1, № 154
В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и …доступ к культурным ценностям».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл выражения «доступ к культурным ценностям».
2. Проанализируйте свои знания и опыт участия в культурной жизни общества. Составьте рассказ о собственном участии в культурной жизни и пользовании культурными ценностями, используя следующий план.
1) Какие(-ое) культурные(-ое) мероприятия(-е) Вы посещали в течение учебного года? Какое культурное мероприятие Вам интересно было бы посетить (объясните свой ответ)?
2) Какой(-ие) музей(-и) Вам интересен(-ны)? В чём Вы видите пользу посещения музеев Вами и Вашими сверстниками?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: возможность каждого гражданина знакомиться с достижениями человечества в архитектуре, музыке, литературе, художественном творчестве и т. д., пользуясь библиотеками, архивами, посещая музеи, выставки, концертные площадки, театры.
2) рассказ о собственном участии в культурной жизни и пользовании культурными ценностями должен включать в себя:
— указание одного или нескольких культурных мероприятий.
— указание одного или нескольких культурных мероприятий, которые обучающийся хотел бы посетить, и объяснение выбора.
— указание одного или нескольких музеев, которые интересны обучающемуся.
— объяснение пользы посещения музеев для самого себя и своих сверстников.
Задание 1, № 55
В ст. 42 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «благоприятная окружающая среда»?
2. Составьте рассказ о реализации права на благоприятную окружающую среду, используя следующий план.
1) Какие неблагоприятные для окружающей среды факторы есть в Вашем населённом пункте? Можно ли оценить экологическую ситуацию в Вашем населённом пункте как благоприятную (объясните свой ответ)?
2) Каким образом Вы участвовали или могли бы участвовать в природоохранных мероприятиях? В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: состояние окружающей среды (воздуха, воды, земли), не содержащее угрозы жизни и развитию человека и всех других биологических систем.
2) рассказ о реализации права на благоприятную окружающую среду должен включать:
— указание одного или нескольких неблагоприятных для окружающей среды факторов, имеющихся в населённом пункте.
— оценка экологической ситуации в населённом пункте и объяснение.
— указание одного или нескольких способов участия в природоохранных мероприятиях.
— объяснение пользы участия в экологической деятельности.
Задание 1, № 56
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
1. Как Вы понимаете смысл выражения «свободно распоряжаться своими способностями к труду»?
2. Составьте рассказ о трудовой деятельности по профессии, которая Вам хорошо известна, используя следующий план.
1) Что это за профессия? Что создаётся в результате труда работников этой профессии?
2) Почему данный профессиональный труд можно назвать простым (или сложным)? Какие личные качества необходимы работнику для успешного осуществления своих профессиональных функций (объясните свой ответ)?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает, как и где ему работать, какую профессию получить; никто не может заставить человека трудиться вопреки его желаниям.
2) рассказ о трудовой деятельности по профессии, которая хорошо известна обучающемуся, должен включать:
— название профессии.
— указание одного или нескольких результатов труда работников этой профессии.
— объяснение того, почему данный профессиональный труд можно назвать простым (или сложным).
— указание одного или нескольких личных качеств и объяснение того, почему они необходимы работнику для успешного осуществления профессиональных функций.
Задание 1, № 57
В ст. 35 Конституции РФ записано: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «пользоваться имуществом»?
2. Составьте рассказ об использовании имущественных прав, используя следующий план.
1) Какие имущественные права имеют несовершеннолетние в 14 лет? Как эти права можно использовать в повседневной жизни (объясните свой ответ)?
2) Какие обязанности есть у собственников? Как закон охраняет право собственности?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: возможность извлекать и использовать в своих интересах полезные свойства вещи, использовать, не владея ею.
2) рассказ об использовании имущественных прав должен включать в себя:
— указание одного или нескольких имущественных прав 14-летних граждан в соответствии с Гражданским кодексом РФ. (Например, право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей)).
— объяснение того, как можно использовать перечисленные имущественные права.
— указание одной или нескольких обязанностей собственника.
— указание того, как закон охраняет право собственности.