Поселения славян располагались преимущественно по берегам озер и рек. Жили они семьями в домах-полуземлянках.

Хозяйство и основные занятия древних славян в период до формирования Древнерусского государства

Земледелие  Ремесла  Животноводство  Промыслы Торговля

• Земледелие

Основная сфера деятельности – земледелие (на севере — подсека; на юге — перелог). Значительная часть территорий, на которых проживали древние славяне, не подходила для обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур, но особая подсечно-огневая система упрощала земледелие в лесной зоне на севере.

Способы использования земли:

1) Подсечно-огневая система  – форма примитивного земледелия, доминирующая в лесной зоне, для насаждений площадки расчищали путем вырубки и последующего выжигания деревьев и кустарника. Грунт в лесной зоне не относится к плодородным, а зола, образованная после выжигания, обогащает почву – обеспечивает урожайность на ближайшие несколько лет. Когда участок терял плодородность, его бросали – он снова зарастает лесом за 30-40 лет, выбирается новый для расчистки («переложная система»). С таким способом земледелия связано периодическое перемещение поселений славян на новое место – ближе к новому участку («кочевое земледелие»). Переложная система применялась и в лесостепи, и в лесах.

2) Переложно-залежная система
 (переложная) — почва восстанавливает своё плодородие естественным путём: на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения, затем участок оставляли на 2—4 года до полного восстановления травяного покрова.

Пашенное земледелие — стадия в развитии земледелия, использование пахотных орудий для обработки земли: деревянное рало (с VIII в.) плуг (с IX в.) соха (с XIII в.)

Для обработки земли использовали: борону-суковатку, соху, топор, мотыгу, плуг. Для рыхления грунта плуг применяли в лесостепи, степи. Севернее основным орудием являлась соха. Славяне выращивали просо, рожь, ячмень, бобы, горох, технические культуры – лен и коноплю. 

Соха («рало») – орудие с широкой рассохой (рабочая часть), железными сошниками, лопаткой, оглобли, в которые была запряжена лошадь. Обрабатывала грунт неглубоко, до 12 см, что объяснялось небольшой глубиной плодородного слоя в лесной местности.
Плуг – орудие, обеспечивающее более глубокую обработку, переворачивает пласт (в отличие от сохи – она просто срезает слой и отваливает в сторону), повреждает сорняки, поднимает семена прошлых лет. Использовался в степи и лесостепи – территориях с более плодородными почвами. 
Борона-суковатка – вспомогательное орудие в подсечно-огневой системе земледелия, состоящее из бревен с сучками. Цель использования: защита от высыхания грунта, борьба с сорняками, выравнивание поверхности участка. 
Мотыга (сапа, тяпка, мотыка) – простое ручное орудие, состоящее из деревянной рукоятки и рабочей части из металла, камня или дерева. 

 

• Ремесла славян

    Ремесло — мелкое ручное производство изделий (железоделательное, кузнечное, гончарное, ткацкое, столярное, кожевенное, ювелирное и др.).

  1. В связи с необходимостью изготавливать орудия труда для обработки почвы, активно развивалось кузнечное дело – оно находилось на втором месте после земледелия в списке важнейших занятий древних славян. К VII-IX веку известны первые металлургические поселения. Кузнец был почитаемой персоной, а его деятельность считалась практически колдовской. 
  2. Второй популярный вид ремесла – гончарное дело. Производство изделий из глины позволяло обеспечить бытовые нужды жителей поселения. На высокий уровень техники гончары вышли только к периоду Древней Руси, до этого качество продукции не было совершенным – стенки посуды были довольно толстыми, просматривались примеси в глине. 
  3. Деревообработка (плотницкое дело) – распространенный вид деятельности ремесленников в лесной зоне. Из дерева строили, изготавливали посуду, орудия труда, украшения. 
  4. Ювелирное дело достигло высокого уровня техники тоже к периоду Древней Руси, ранние славяне не производили сложные изделия, техника была примитивной. 
  5. Ткачество: древние славяне лесной зоны выращивали коноплю и лен, чтобы получать ткани для пошива одежды. 
  6. Скорняжное дело.

Кузнецы и гончары стали первыми ремесленниками, которые не обрабатывали землю! Продукты питания они получали путем обмена. 

• Животноводство (скотоводство)

Славяне знали животноводство, но оно играло вспомогательную, подсобную роль. Занимались разведением мелкого (коз, овец) и крупного рогатого скота, домашней птицы, лошадей (первоначально на мясо, затем в качестве тяглового животного). 

• Промыслы

  • Охота: лесная территория богата зверями, славяне охотились на кабанов, птицу, пушного зверя, лосей, что удовлетворяло потребность в мясе.
  • Собирательство: грибы, ягоды.
  • Рыболовство: славяне занимали территории с развитой речной сеткой – селились тоже на берегах рек. Рыба – важный продукт для древних славян. 
  • Бортничество (собирательство меда лесных пчел): производство меда обеспечивало не только собственные потребности населения, медом активно торговали. Во времена Руси пчеловодство защищалось на государственном уровне, что подтверждает «Русская правда». 

• Торговля

Торговали медом, воском, мехом, изделиями из железа. Вывоз (экспорт) - меха, воск. Ввоз (импорт) - шёлк, оружие, пряности, благовония, драгоценности.


Общественный строй восточных славян

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

•  Рост населения и совершенствование орудий труда  вели к распаду племён на несколько родственных. Они селились в небольших посёлках, которые объединялись в союзы (территориальные, или соседские). Основу общественного строя восточных славян сначала  составляла родовая, затем соседская община

Родовая община – совокупность людей, которые состояли в родстве и вместе вели хозяйство. Возглавлял общину родовой глава (владыка).
Территориальная (соседская) община – совокупность людей, которых объединяет место проживания, а не родственные связи. Община характеризуется автономностью, определенным набором занятий, наличием административного центра, определенной иерархии. Главой общины выступал старейшина. Главу избирали на общественном собрании – вече. 

 РОДОВАЯ ОБЩИНА    СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА 
        ↑                                                  ↑
родственные связи           хозяйственные связи

Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. 

Возглавляли общины вожди, которые по своему положению стояли выше племенных князей.

Кроме того, важнейшими элементами политической организации славянских племён были совет старейшин и вече (народное собрание) — общее собрание свободного мужского населения. На собраниях решались вопросы: решение споров за земельные наделы, проблемы порядка использования участков, определялись размеры повинностей, выбор старейшин. 

• Сохранение относительной самостоятельности общинников, а также таких элементов военной демократии, как вече, кровная месть и др.

Общины объединялись в племена, племена - в союзы племен -  княжества под руководством князя.  Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка — «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах.

VI—VIII вв. — процесс формирования первых племенных военных союзов у восточных славян во главе с вождями (князьями). Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью (натуральным или денежным побором). Необходимость сбора дани объяснялась интересами содержания дружины -  отряда профессиональных воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя (князя), гарантировавшей мирный труд общинников. Военную дружину возглавлял вождь или князь.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал — владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.

•  Шло формирование новой господствующей социальной группы — крупных собственников земли (из близких князю людей из его дружины и представителей родовой знати).

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

В случае военной опасности сражалось все мужское население - народное ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские.

Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI—VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре—апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).


Верования восточных славян

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Велес — покровитель скотоводства; Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл — бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.

Язычество (от церковно-славянского «языцы» — народы, иноземцы) - вера во множество богов.

Славянское язычество – система верований, основанная на базовых религиозных верованиях (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм), мифологии. 

Тотемизм – вера в общего предка, которым могло выступать как животное, так и растение.
Магия – вера в силу обрядов. Существовала особая группа волхвов или кудесников, считало, что они обладали магическими способностями, могли проводить обряды. 
Фетишизм – вера в магическую силу предметов, поклонение им.
Анимизм – вера в духов, существование души не только в живых объектах.
Шаманизм – вера в наличие сверхъестественных сил у конкретного лица (шамана), который в своих обрядах обращается к силам природы.

Волхвы — служители языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей.

Особенности славянского язычества:

  • Поскольку богов было много, каждая община могла поклоняться тому, кого избрала по определенным причинам.
  • Храмов и культовых сооружений в славян не было, для проведения культов использовали капища – место, где устанавливали идола (скульптурное изображение божества).
  • Касты жрецов не было. Процесс формирования жречества остановило введение монотеистической (единобожие) христианской религии. 
  • Объектом особого поклонения была природа и природные явления.
  • Славянское язычество знало жертвоприношения. 
  • Волхвов не возвышали, не почитали, как во многих культурах, к ним обращались по необходимости. В основном, по бытовым причинам – так называемая «бытовая магия» касалась личных отношений. 
  • Особое значение имел культ предков, отраженный в погребальном обряде древних славян-язычников. После смерти совершалась тризна (поминки), после чего покойного сжигали. 

Збручский идол – наиболее яркая иллюстрация язычества славян, найден в селе Гусятин на реке Збруч, в 1848 году. На нем вырезаны изображения, которые демонстрирую систему мировосприятия славян. На нижнем ярусе – подземный мир, на среднем – мир живых людей, на верхнем – боги. 

Культ предков: почитание чуров, щуров, пращуров, домовых, поклонение различным духам.

Поклонение явлениям природы (вера в русалок, водяных, леших, полевиков и др.) и богам.

Славянский пантеон*

Божество

Чему покровительствовал?

Роль в пантеоне

Перун - бог грома, молний, войны

Гром, молния, покровитель князя, воинов

Верховный бог

Хорс или Хорос

Воплощал собой Солнце

Одно из основных божеств пантеона

Дажьбог (Ярило, Хорос) - бог Солнца

Покровительствовал Солнцу, смене сезонов

Входил в пантеон князя Владимира Великого

Мокошь - богиня плодородия и покровительница рода

Ткачество

Единственное женское божество в пантеоне Владимира Великого

Стрибог - бог ветра

Ветер

Связан с атмосферными явлениями

Велес - покровитель скотоводства

Скот

Считался также покровителем поэзии, сказаний – есть споры, относительно его роли в пантеоне

Сварог - бог неба

Кузнечное дело

Не был включен в пантеон Владимира

Симаргл - бог подземного мира

   

*перечислены только основные боги, но пантеон включал еще ритуально-календарных покровителей, региональных божеств, мог включать персонажей, известных из литературных источников.

Пантеон в таком виде оформился после реформы Владмимира Святого в 980 году.