Ярослав I Мудрый (годы правления 1019—1054) — сын великого князя киевского Владимира I. В молодости правил в Ростовской земле, где основал г. Ярославль (1010 г.), а затем в Великом Новгороде. Знал 8 языков, много читал не только днём, но и при свечах ночью. Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству. 

Наместниками киевского великого князя в различных центрах Руси были его братья и сыновья-посадники (от слова «посадить», т. е. назначить). Территории, отданные в правление сыновьям киевского князя, назывались «волости». Границы волостей, сохраняя преемственность с рубежами бывших племенных союзов, претерпевали изменения в результате освоения и присоединения новых территорий, в ходе междоусобиц и разделов земель между княжескими сыновьями.

12 сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015–1019). Во вспыхнувшей междоусобице по его приказу безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав сумел изгнать «Святошку Окаянного» — зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе, который впоследствии получил прозвище Мудрый, Киевская Русь достигла наивысшего могущества.

Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике.

После смерти брата, Мстислава Тмутараканского, в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси. В 1043 г. его старший сын совершил последний поход на Византию, закончившийся неудачей.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром (от греч. «софия» — мудрость). Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона — русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении (смерти. — Авт.) царя нашего».

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир, — Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Похоронен в мраморной гробнице в Софийском соборе в Киеве. В надписи на стене этого храма назван цесарем (царём).


 

Направление деятельности Его реализация
Борьба с местным обособлением • 1024—1026 гг. — подавление волнений в Суздальской земле.
• Посажение во все крупные города и земли своих сыновей, от которых требовалось беспрекословное повиновение.
Создание письменного русского законодательства «Русская Правда» — основной закон Древнерусского государства (включала «Правду Ярослава» (1015—1016 гг.) и «Правду Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого
— Изяслава, Святослава, Всеволода) (ок.1072 г.)):
— Отмена кровной мести, определены де нежные штрафы за различные преступления.
— Закреплено социальное неравенство: деление людей по имущественному и должностному положению.
— Зафиксирована связь наказания и социального положения человека в обществе.
— Определено устройство вотчин — крупных землевладений, передаваемых по наследству.
Усиление роли Киева • 1037—1041 гг.— строительство Софийского собора.
• 1051 г.— закладка Киево-Печерского монастыря.
• 1051 г. — назначение киевлянина Илариона митрополитом без ведома константинопольского патриарха Русская право славная церковь становилась более независимой от Константинополя.
Укрепление внешнеполитического положения Древнерусского государства • Осуществление военных походов:
— в Прибалтику;
— в польско-литовские земли;
— в Византию;
• 1036 г. — окончательный разгром под Киевом печенегов.
Повышение международного авторитета Руси Установление широких династических связей с европейскими и византийским дворами (дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за французского (Анна), норвежского (Елизавета), венгерского (Анастасия) королей)
Новые социально-экономические
условия (развитие натурального
хозяйства возможность для
удельных князей содержать
собственную дружину и аппарат управления, вкладывать
значительные средства
в развитие удельных городов)
Династические споры
          ↓
Ожесточённые усобицы
          ↓
Ослабление экономики удельных княжеств, народные восстания, смена власти.

Сложный порядок наследования власти: на ряду с сыновьями права на престол предъявляли братья умершего князя.

            ↓ ↓ ↓
Усиление разногласий удельных князей не только с великим киевским князем, но и друг с другом.
             ↓ ↓ ↓
1097 г. — Любечский съезд князей - решено: не вмешиваться в дела друг друга на территории, доставшейся правителю от отца «...каждо да держит отчину свою» → усложнение системы управления страной.

Натуральное хозяйство — замкнутое хозяйство, ориентированное на удовлетворение собственных потребностей и существующее за счёт собственных ресурсов.
Удельный князь — правитель удельного княжества (удела), являвшегося составной частью великого княжества.


«Русская Правда»

Одним из важнейших источников по социально-экономической жизни Руси является «Русская Правда». В ней законодательно закрепляется система феодальных отношений Древнерусского государства.

Традиция связывает ее составление с именем Ярослава Мудрого. «Русская Правда» — сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды». Их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава».

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Во главе Древнерусского государства стоял киевский великий князь, опиравшийся на военную силу — дружину. Совещательный орган при князе назывался Боярской думой. С членами думы обсуждались государственные вопросы и принимались решения по важным вопросам и текущим делам.

Киевскому князю подчинялись правители других княжеств. Территория Древней Руси состояла из уделов (частей) во главе с удельными (местными) князьями. Удельные князья подчинялись киевскому князю и опирались на собственную удельную дружину. Такая система государственной власти характерна для Средневековья и называется вассалитетом.

Великий князь был владельцем всех земель в государстве. Он наделял (жаловал) своих дружинников вотчинами (земли, отдававшиеся человеку во владение и закреплявшиеся за его потомками).

Земледельческое население Древней Руси объединялось в соседскую общину — вервь. Свободных общинников называли людьми, или смердами. Община состояла из одного или нескольких поселений. В состав общины входили смерды-земледельцы и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники).

Временно зависимого крестьянина называли закупом. Это был человек, получивший от землевладельца купу (кипу) — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда и обязанный вернуть или отработать купу с процентами. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув купу.

Другой вид зависимого человека — рядович, т. е. человек, заключивший с феодалом определенный договор — ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. В Древнерусском государстве существовало рабство, не игравшее значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами, или челядью. Рабами становились пленники. Было распространено временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.

«Русской правдой» руководствовались судьи княжеских и церковных судов. Она отменила варварский обычай кровной мести и ввела судебное наказание.

По сравнению с другими европейскими раннефеодальными кодексами «Русская правда» отличалась более высоким уровнем гуманизма. Смертная казнь допускалась лишь в отношении лиц, совершивших самые тяжкие преступления, и только в случае, если человека застали в момент совершения преступления. Высшей мерой наказания по «Русской правде» было изгнание преступника из общины, лишение всего имущества и защиты со стороны сограждан и закона. Таких людей называли изгоями.


Правда Ярославичей

Первые признаки феодальной раздробленности Древнерусского государства появились в 1054 г. после смерти Ярослава Мудрого. В 1054-1068 гг. Киевская Русь находилась в совместном управлении сыновей Ярослава (триумвират Ярославичей) — Изяслава, Святослава и Всеволода. Братья пересмотрели «Русскую правду» и утвердили «Правду Ярославичей». Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину.

Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали феодально-зависимые смерды, холопы, челядь.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу феодального государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов.

Ярославичи совместно принимали решения о замещении освободившихся княжеских престолов. В 1068 г. триумвират распался, и между претендентами на киевский престол началась ожесточенная борьба.

Для того чтобы навести порядок в стране, уменьшить вражду между правителями, урегулировать вопросы престолонаследования, начали созываться общерусские княжеские съезды. На княжеских съездах рассматривались княжеские споры, решались вопросы внешней политики. Наиболее значимым для древнерусской истории был съезд в городе Любиче (1097 г.), созванный с целью объединить княжеские дружины для борьбы против разорявших Русь половцев.


Владимир Мономах

В 1113 г., после смерти сына Изяслава Ярославича — Святополка II, который был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти (при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бесконтрольное ростовщичество), вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на княжение переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125 гг. правления), внука Ярослава Мудрого.

Прозвище Мономах получил по названию рода своей матери — дочери византийского императора Константина Мономаха. 

Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной частью «Русской Правды». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. С его именем позднее стали связывать появление на Руси короны русских царей — шапки Мономаха — и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет».

Князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.) - он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель. Похоронен в Софийском соборе в Киеве.

Направление деятельности Его реализация
Восстановление единства Руси • 1116—1120 гг. — усобица с Глебом Минским: Минск отнят у Глеба, его самого при везли в Киев.
• Написание «Поучения», в котором осуждались усобицы и содержался призыв к единству русской земли.
Ограничение произвола ростовщиков 1113 г.— введение в действие «Устава Владимира Мономаха» — завершающей части «Русской Правды»: в законодательном по рядке ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.
Обеспечение внешней безопасности Организация успешных походов против половцев (1103 г., 1107 г., 1111 г., 1116 г., 1120 г.)
Градостроительство • Обустройство Киева.
• 1108 г. — основание города Владимира на реке Клязьме, который через 49 лет стал центром Владимиро-Суздальского княжества
Продолжение политики укрепления династических связей с Европой Владимир Мономах был женат на дочери английского короля Гарольда II — Гите


Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125–1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода феодальной раздробленности.

Княжение Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.) было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 территории Древнерусского государства. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на отдельные княжества.

Разрушение единого государства сделало Русь беззащитной перед монгольским нашествием, что привело к тяжелым последствиям.