Но до чего же красива река Лобань! Просто как девочка-подросток играет и поет на перекатах. А то шлепает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди темных елей. Или притворится испуганной и жмется к высокому обрыву. Но вот перестает играть и заботливо поит корни могучего соснового бора.

Давно сел и сижу на берегу, на бревнышке. Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом. Наверное, и птицы, и рыбы думают обо мне, что это какая-то коряга, а коряги они не боятся. Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю. Слышу – к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву.
Корова входит в воду и долго пьет. Потом поднимает голову и стоит неподвижно, и смотрит на тот берег. Колокольчик ее умолкает. Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки.

Из леса с того берега выходит лосиха. Я замираю от счастья. Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш берег, оглядывается. И к ней выбегает лосенок. Я перестаю дышать. Лосенок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. Лосенок забегает с другого бока. Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде, показывает, как надо пить воду. Лосенок окунает мордочку, но вода после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. Все-таки немного пьет и замечает корову. А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосенок пугается. А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты.
Начинается закат. Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок.
Ну и где же такая река Лобань? А вот возьму и не скажу. Она не выдумана, она есть. Я в ней купался. Я жил на ее берегах.

Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. Только путь к Лобани очень длинный и надо много сапогов сносить, пока дойдешь. Хотя можно и босиком.
Надо идти вверх и вверх по Волге – матери русских рек, потом будут ее дочки: сильная, суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь вливается Лобань.

Вы поднимаетесь по ней, идете по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берез и осин и вот выходите к тому бревнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. Вот и все. Идти больше никуда не надо и незачем. Надо сидеть и ждать. И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее.

И редкие птицы будут лететь по середине Лобани, и будут забывать о своих делах, засмотревшись в ее зеркало. Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. Крылышки у рыбок слабые и маленькие, поэтому летят недолго.

Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая – красивая, спокойная, добрая. И вот такая течет по ней река Лобань.

Проблемы текста Крупина про реку Лобань

  1. В чем заключается красота природы?
  2. Как мир природы влияет на душу человека?
  3. Что дает человеку созерцание красоты природы?
  4. Как нужно относиться к природе?

Пример сочинения ЕГЭ по тексту В. Крупина: "Но до чего же красива река Лобань! Просто как девочка-подросток играет и поет на перекатах".

Как мир природы влияет на душу человека? Над этим вопросом размышляет В. Крупин в предложенном для анализа тексте.

Чтобы ответить на вопрос, автор описывает красоту родного края, в частности, реку Лобань. Его завораживает пение редких птиц, которые забывают о своих делах, засмотревшись в зеркало реки; плеск рыб, тревожащих водную гладь; старые деревья, упавшие в реку и мешающие ей плавно течь, однако создающие такое музыкальное журчание, что можно уснуть. Не случайно В. Крупин одушевляет реку, называет ее «девочкой-подростком», ведь она, как человек, «играет и поет на перекатах», «шлепает босиком» по траве, «прячется среди темных елей», «притворяется испуганной». Описания автора помогают понять: природа живая, она, как и человек, может радоваться и грустить, может успокоить и осчастливить наблюдающего.

Однако благотворное влияние природа может оказать лишь на того, кто не нарушает ее покой. Если не суетиться, не тревожить ее обитателей, то можно увидеть первозданную красоту, животных в их естественной среде обитания. Так, автор описывает свои наблюдения за лосихой и ее детенышем, которые не боятся постороннего, за коровой, которая пасется на берегу и звенит колокольчиком, за рыбами, которые принимают неподвижного наблюдателя за корягу, потому и не пугаются, не уплывают прочь. Своими описаниями автор пытается донести до читателя следующую мысль: природа может «открыться» лишь тому, кто готов терпеливо ждать, кто не вмешивается в ее жизнь, а просто наблюдает. И тогда человек поймет, что «идти больше никуда не надо и незачем».

Точка зрения автора предельно ясна. В. Крупин убежден: природа может успокоить человека, помочь ему забыть все «боли», «обиды» и «скорби», сделать его счастливым.

Я согласная с позицией автора. Действительно, природа благотворно влияет на человека, приносит ему счастье, помогает обрести гармонию. Созвучную мысль можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: всё приобретённое отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять».

 

Попался такой текст на ЕГЭ? Пишите в комментариях, какую проблему и аргументы выбрали!