Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа, из них: 8 заданий с ответом в виде одной цифры, 5 заданий с ответом в виде слова или словосочетания, 14 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр. Работа содержит 3 задания с развёрнутым ответом, в двух из которых, в заданиях 12 и 28, требуется записать полный обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Продолжительность ОГЭ по географии
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
На экзамене по географии разрешается пользоваться линейкой, непрограммируемым калькулятором и географическими атласами для 7–9 классов любого издательства.
Список тем ОГЭ - элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
В скобках темы, как они были сформулированы в учебниках.
1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы : масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть.
(Изображение земной поверхности. Источники географической информации. Разнообразие современных карт)
1.2 Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
(Развитие географических знаний о Земле. Освоение Земли человеком. Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья. Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. Важнейшие географические открытия и путешествия в XX в.)
ЗНАТЬ: основные этапы географического освоения Земли имена выдающихся путешественников, исследователей, ученых, внесших большой вклад в изучение территории материков, океанов, России (Бартоломеу Диаш; Васко да Гама; Давид Ливингстон; Генри Мортон Стэнли; В.В. Юнкер, Н.Н.; Вавилов; Джон Кабот; Уильям Баффин; Христофор Колумб; Америго Веспуччи; Фернан Магеллан; Фрэнсис Дрейк; И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский; Иван Федоров и Михаил Гвоздев; Витус Беринг; Алексей Чириков; Г.И. Шелихов; Александр Гумбольт; Руал Амундсен; Роберт Пири; Абел Тасман; Джеймс Кук; Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев; Руал Амундсен; Роберт Скотт; П.П. Семенов-Тян-Шанский; Н.М. Пржевальский; В.А. Обручев и др.) о совершенных ими географических открытиях (задание 1).
2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА ЗЕМЛИ
2.1 Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
(Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия)
2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка
(Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Рельеф Земли. Основные формы рельефа – горы и равнины. Рельеф дна океанов. Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры)
2.3 Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли
(Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Воды суши. Озёра и их происхождение. Ледники. Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Система океанических течений)
2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды
(Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Зависимость температуры от географической широты. Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы)
2.5 Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов
(Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши)
2.6 Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные
(Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности, целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность)
Нужно ЗНАТЬ/ ПОНИМАТЬ годовое (орбитальное) и суточное движения Земли и их следствия
Необходимо знать, что угол наклона земной оси к плоскости орбиты в течение года не изменяется. При движении Земли вокруг Солнца в течение года происходит смена времен года; Солнце может в течение года стоять в зените на любой параллели между тропиками, полярные день/ночь наблюдаются между полюсами и Полярными кругами, продолжительность светового дня/ночи и границы их распространения изменяются в течение года; географическим следствием Суточного вращения Земли является смена дня и ночи и отклонение воздушных потоков и движущихся тел от их первоначального направления в Северном полушарии вправо, в Южном — влево. (задания 17; 28-29).
УМЕТЬ
- сравнивать высоту Солнца над горизонтом на одной территории в течение суток и года на разных широтах;
- сравнивать продолжительность светового дня на разных территориях в течение года и суток, сравнивать время восхода солнца в разные сезоны года и на разных территориях
- устанавливать взаимосвязи между продолжительностью светового дня, углом падения солнечных лучей и положением Земли на орбите/между положением территории относительно нулевого меридиана и временем суток (задания 16-17).
Основные понятия и термины: Орбитальное (годовое) вращение Земли. Суточное вращение Земли, линия перемены дат, часовые пояса, Земная ось и географические полюсы. Пояса освещённости; Северный и Южный Полярный круг; Северный и Южный тропик; Гринвичский (нулевой) меридиан; день весеннего равноденствия; день летнего солнцестояния; день осеннего равноденствия; день зимнего солнцестояния; Линия перемены дат.
3. МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ
3.1 Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и Мирового океана на Земле
(История Земли как планеты. Формирование современного рельефа)
3.2 Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы
(Человечество на Земле. Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира)
3.3 Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы
(Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. Северная Америка. Евразия. Географическое положение и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий для жизни людей. Природные зоны. Население и политическая карта)
Нужно ЗНАТЬ/ ПОНИМАТЬ происхождение материков и впадин океанов, соотношение суши и океана на Земле, историю Земли как планеты
УМЕТЬ
- сравнивать материки и океаны по площади территории (акватории)
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
- приводить примеры крупнейших регионов и стран мира
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли
Основные понятия и термины: материк, часть света, акватория, остров, полуостров, залив, пролив, геологические эры, литосферные плиты, океаническая впадина, океанические течения Для успешного выполнения заданий необходимо запомнить площадь территории (акватории) материков и океанов.
4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
4.1 Влияние хозяйственной деятельности людей на природу
(Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей)
4.2 Основные типы природопользования Степень воздействия человека на природу на разных материках
4.3 Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере
Нужно ЗНАТЬ/ ПОНИМАТЬ
- классификацию и использование природных ресурсов, особенности влияния различных видов хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем, способы их решения.
При выполнении заданий 15, базирующихся на содержании данной темы, необходимо знать типологию природных ресурсов.
УМЕТЬ
- применять знания о влиянии различных видов хозяйственной деятельности на природу и его последствиях для решения практико-ориентированных задач.
При выполнении задания 15 важно понимать, как различные виды хозяйственной деятельности человека могут повлиять на компоненты природных комплексов. Нужно иметь представление о технологических особенностях различных видов хозяйственной деятельности — сельского хозяйства, промышленности, транспорта и т. д.
При выполнении заданий 28 необходимо вспомнить существенные признаки понятия: природные ресурсы, ООПТ и др. или привести соответствующий пример географического явления, объекта или вида хозяйственной деятельности, рационального или нерационального природопользования.
В задании 29 важно уметь спрогнозировать экологические последствия того или иного вида хозяйственной деятельности, объяснить особенности природопользования.
Основные понятия и термины: Природные ресурсы: возобновляемые, невозобновляемые; исчерпаемые, неисчерпаемые; антропогенные воздействие на природу, рекультивация земель, терриконы, оборотное водоснабжение, деградация почв, парниковый эффект, кислотные дожди.
5. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
5.1 Особенности географического положения России
(Характеристика географического положения России)
5.1.1 Территория и акватория, морские и сухопутные границы
(Государственные границы территории России. История освоения и заселения территории России. Водные пространства, омывающие территорию
России)
5.1.2 Часовые пояса
(Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России)
5.1.3 Административно-территориальное устройство России
(Административно-территориальное устройство Российской Федерации)
5.2 Природа России
(Общая характеристика природы России)
5.2.1 Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа
(Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России)
5.2.2 Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота
(Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Климатические пояса и типы климата России)
5.2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны
(Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Озёра. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники. Водные ресурсы в жизни человека)
5.2.4 Природно-хозяйственные различия морей России
5.2.5 Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв
(Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв)
5.2.6 Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
(Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России)
5.3 Население России Население России
5.3.1 Численность, естественное движение населения
(Численность населения и её изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного прироста/убыли)
5.3.2 Половой и возрастной состав населения
(Характеристика половозрастной структуры населения России)
5.3.3 Размещение населения. Основная полоса расселения
(Географические особенности размещения населения России)
5.3.4 Направления и типы миграции
(Миграции населения в России. Показатели миграционного прироста/убыли)
5.3.5 Народы и основные религии России
(Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России)
5.3.6 Городское и сельское население. Крупнейшие города
(Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация. Городское и сельское население)
5.4 Хозяйство России
(Хозяйство России)
5.4.1 Особенности отраслевой и территориальной
структуры хозяйства России
(Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование)
5.4.2 Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов
5.4.3 География отраслей промышленности
(Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и лёгкая промышленность. Лесной комплекс. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Металлургический комплекс. Чёрная и цветная металлургия. Машиностроительный комплекс. Особенности размещения. ВПК. Химическая промышленность)
5.4.4 География сельского хозяйства
(Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство)
5.4.5 География важнейших видов транспорта
(Транспорт. Виды транспорта. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда)
5.5 Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал
(Районы России Европейская часть России. Центральная Россия, Северо-Западный район, Европейский Север. Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы. Поволжье, Крым, Северный Кавказ. Уральский район. Южные моря России: транспортное значение, ресурсы. Азиатская часть России. Западная Сибирь: моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы)
5.6 Россия в современном мире Россия в мире
Нужно ЗНАТЬ/ ПОНИМАТЬ
- особенности географического положения России и отдельных её регионов (задание 2)
- административно-территориальное устройство России (задание 27)
УМЕТЬ
- использовать знания об особенностях географического положении России в описании положения и взаиморасположения географических объектов и явлений в пространстве (задания 28, 29)
- использовать географические знания и умения для решения практико-ориентированных задач по определению различий во времени отдельных территорий России, расположенных в разных часовых зонах (задание 19)
При выполнении задания 19 важно определить, как расположены регионы по отношению друг к другу. В задании указаны три региона, расположенные в разных часовых зонах. Жители самого восточного из них будут встречать Новый год первыми, а самого западного — последними. При выполнении заданий 2, 27, 30 необходимо пользоваться картами школьных атласов. Важно, выбрать нужную карту и найти на ней нужный объект, для этого необходимо иметь общее представление о том, в какой части нашей страны находятся различные субъекты Российской Федерации, с какими странами и где граничит Россия.
Основные понятия и термины: Экономико-географическое положение, геополитическое положение, Государственная сухопутная граница, Государственная морская граница, Государственная территория, анклав, часовая зона (пояс), Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).
Система оценивания выполнения отдельных заданий ОГЭ по географии и экзаменационной работы в целом
Верное выполнение каждого задания с кратким ответом оценивается 1 баллом. За выполнение задания 12 с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов, выполнение заданий 28 и 29 с развёрнутым ответом оценивается 1 баллом.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 31.