Рассмотрим, каким темам и заданиям ОГЭ по географии в этом году нужно уделить большее внимание.
Раздел 1. Источники географической информации
В заданиях по разделу 1 необходимо продемонстрировать умения определять географические координаты, расстояния и направления по топографическим картам (задания 7, 9 и 10); определять особенности рельефа местности по профилю, соотносить профиль рельефа местности с его изображением на фрагменте топографической карты (задание 11); использовать географические знания для решения практических задач с использованием топографических карт (задание 12), а также знание результатов выдающихся географических открытий и путешествий (задания 1, 27, 28).
Раздел 2. Природа Земли и человек
Тема 3. Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
Освоение этой темы проверяется в задании 17, в котором требуется сравнить продолжительность светового дня или высоту Солнца над горизонтом в разных населённых пунктах на основе информации об их географическом положении (географические координаты указаны в таблице). В некоторых вариантах задания 29 требуется применить знания о движениях Земли для объяснения особенностей продолжительности времён года или светового дня, изменения угла падения солнечных лучей на разных широтах в разное время года применительно к конкретной ситуации, представленной в тексте.
Тема 4. Земная кора и литосфера
Выполняя задание 8, Вы должны показать понимание закономерностей залегания горных пород. Чем ниже расположен на схеме слой горных пород, тем он древнее. В задании 21 требуется выделить существенные признаки географических объектов и явлений литосферы, в некоторых заданиях 28 и 29 требуется осуществить классификацию, в том числе и горных пород, объяснить особенности рельефа, тектонического или геологического строения географических объектов, о которых говорится в тексте.
Тема 5. Гидросфера. Воды суши
Выполняя задания 21 и некоторые варианты заданий 13 и 28 по этой теме, Вы можете продемонстрировать умение определять солёность вод, владение географическими понятиями, такими как режим реки, бассейн реки, дельта и т.д.
Тема 6. Атмосфера. Погода и климат
При выполнении заданий 5 и 6 Вы должны продемонстрировать умение читать карту погоды и использовать её для прогнозирования погоды. Для успешного выполнения заданий 21 и 28 наряду с признаками циклонов и антициклонов Вам необходимо повторить признаки и других географических понятий; географические термины. Объяснять существенные признаки географических объектов и явлений (информация о которых дана в тексте), связанных с погодой и климатом, Вам предстоит при выполнении задания 29. В задании 18 необходимо проанализировать климатограмму и определить на карте климатических поясов положение пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме.
Тема 7. Биосфера
Тема 8. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность
Освоение содержания этих двух тем проверяется в задании 1 (для его выполнения необходимы фактологические знания по всем разделам), а также 28 и 29, о которых говорилось выше.
Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны
Знания по этим темам проверяются в заданиях 1, 4, 13, 20, 27, 28 и 30. Для успешного выполнения задания 1 по темам этого раздела Вам необходимо вспомнить информацию о численности населения Земли, отдельных регионов и стран; о столицах и площади территории крупных стран, о размещении населения мира. Для успешного выполнения задания 4 требуется приводить примеры формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания. Выполняя задания 20, 27 и 28, нужно устанавливать связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран. В заданиях 20 и 30 потребуется распознавать объекты (страны) по их характерным признакам. Помните, что успешному выполнению указанных заданий будет способствовать не только знание предметного содержания этого раздела и его применения для решения различных задач, но и умение находить информацию на определённой карте атласа.
Раздел 4. Природопользование и геоэкология
Знания по этим темам проверяются в заданиях 4, 14, 15, 28 и 29.
Для выполнения задания 4 повторите учебный материал об особо охраняемых природных территориях России. Для определения их положения, а также выявления связи между особенностями природы и географическим распространением стихийных и антропогенных природных явлений (задание 14) используйте различные тематические карты. При повторении материала этого раздела необходимо акцентировать внимание на отличии рационального природопользования от нерационального, примерах разных типов природопользования и влияния различных отраслей хозяйства на окружающую среду, мер по предотвращению неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Весь этот материал Вам пригодится при выполнении заданий 15, 28. В задании 29 может потребоваться объяснить особенности воздействия на окружающую среду различных отраслей хозяйства, рациональность или нерациональность природопользования на конкретных территориях, используя предлагаемый текст.
Раздел 5. География России
Знания по этим темам проверяются в заданиях 2, 3, 4, 15, 19, 20, 28 29 и 30.
При выполнении задания 2 Вам необходимы знания об особенностях географического положения России (о морских и сухопутных границах, территориальной принадлежности островов и т.п.), политико-административном делении России (задание 27). Знания о различии во времени на территории России пригодятся для определения поясного времени (задание 19). Знание особенностей природы России: рельефа, климата, почв – Вы можете продемонстрировать, выполняя задания 3 и 4. Умение определять регион России проверяется в задании 20, в котором краткие описания взяты из жизненных ситуаций (используются рекламные лозунги туристических компаний) а также в задании 30, где нужно определить регион России по совокупности признаков. Объяснять особенности климата, рельефа, внутренних вод, природных зон России, закономерности их распространения нужно в задании 29.
По теме «Население России» в заданиях 22–23 нужно определять по представленным статистическим данным (графика или таблицы) демографические показатели, коэффициенты естественного и миграционного прироста населения. В задании 13 требуется проводить расчёты по статистическим показателям; в задании 24 необходимо сравнить регионы России по средней плотности населения; в задании 25 предлагается определить по карте численность населения городов и сравнить города по этому показателю. Для этого нужно применить умение читать карты. Знания об особенностях размещения важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства и об основных видах транспорта России Вы сможете продемонстрировать, выполняя задания 26–29.
Во многих заданиях экзаменационной работы в качестве ответов требуется либо выбрать, либо указать субъекты в составе Российской Федерации. Таким образом, знание географического положения субъектов Российской Федерации, умение определить особенности их природы, населения, хозяйства, используя карты атласа и источники информации, представленные в работе, поможет успешно выполнить многие задания.
Трудные темы и подводные камни ОГЭ по географии
Хотим обратить Ваше внимание на некоторые «трудные» для участников ОГЭ прошлых лет вопросы и темы, проверяемые в экзаменационной работе.
К «трудным» можно отнести некоторые темы раздела «Природа России» – в частности, «Основные типы почв, их распространение в России», отдельные вопросы по теме «Климат России» так же содержат в себе «подводные камни». Повторяя материал по этой теме, вспомните основное свойство почвы – её плодородие, от каких природных факторов оно зависит и как изменяется плодородие почвы в разных частях на территории России.
При повторении терминов и понятий по теме «Атмосфера. Погода и климат» обратите внимание на коэффициент увлажнения (К увл). С помощью карты атласа определите регионы России с различными значениями этого показателя.
Определению географических координат на уроках географии в 5–9 классе уделяется достаточно времени. В экзаменационной работе даётся обратная задача: по географическим координатам нужно определить местоположение объекта (в задании 7). Затруднение у экзаменуемых вызывает определение объектов, расположенных в Южном полушарии. Ещё одна из причин допущенных ошибок – неумение выбирать наиболее подходящий источник информации. При определении объектов с указанными географическими координатами для получения правильного ответа следует выбрать карту как можно более крупного масштаба, так как на мелкомасштабной карте определение может быть не таким точным.
При измерении расстояний по карте в задании 9 допускаются ошибки, которые связаны с тем, что экзаменуемые, определив с помощью масштаба карты расстояние на местности, не умеют округлять полученные числа, как это требуется в задании (округляют до сотен метров, хотя в задании требуется округлить до десятков метров). Используйте соответствующие математические правила округления.
Сложности при определении рельефа местности на определённом участке и узнавании профиля, построенного по определённому отрезку (задание 11), обозначенному на топографической карте, возникают при определении абсолютных высот точек, особенно если они расположены между горизонталями.
На основе чтения топографической карты в задании 12 Вам необходимо решить конкретную проблему (выбрать участок, подходящий для указанной цели). Требуется выбрать параметры сравнения участков и либо определить экспозицию склонов и найти дорогу, либо проанализировать характер поверхности и рельеф участков, обозначенных на карте. Нужно научиться определять экспозицию склонов (какой склон имеет северную экспозицию, а какой – южную), крутизну склонов, характер растительности на обозначенных участках.
Часто допущенные ошибки связаны с формой записи ответа. Во-первых, в своём ответе следует обязательно записать номер участка, который Вы выбрали.
Например, если в задании от Вас требуется выбрать участок для игры в футбол, сначала запишите номер выбранного Вами участка. Если Вы не запишете номер участка, ответ не может быть засчитан.
Во-вторых, при обосновании своего выбора приведите доводы, которые относятся к выбранному Вами участку; можно при этом сравнить его с другими.
Например: «Для игры в футбол подходит участок № 1. Это участок горизонтальный, не имеет уклона, и на нём нет кустов, как, например, на участке 2, на котором они будут мешать играть в футбол». Помните, что Вы должны подобрать критерии, которым должен отвечать участок для игры в футбол, и применить эти критерии для оценки обозначенных на карте участков и выбора, наиболее подходящего из них.
Вычисляя в задании 23 показатели рождаемости, естественного и миграционного прироста с использованием статистических данных таблиц и графиков, экзаменуемые ошибочно считают, что миграционный или естественный прирост населения может иметь только положительное значение. При повторении нужно особое внимание уделить понятиям «эмиграция», «иммиграция». Кроме того, типичные ошибки при чтении графиков и таблиц часто связаны с тем, что некоторые экзаменуемые путают понятия «максимальный» и «минимальный». Помните также, что общее изменение численности населения страны (ΔЧН) является суммой величин естественного и миграционного прироста: Естественный прирост + Миграционный прирост = Изменение численности населения; ЕП + МП = ΔЧН.
При повторении темы «Население России» следует ещё раз обратить внимание на особенности размещения населения. Нужно знать, что наибольшая средняя плотность населения – в регионе (субъекте Российской Федерации), который располагается в пределах Основной полосы расселения. Типичное заблуждение многих участников экзамена связано с ложным представлением о том, что в азиатской части страны повсеместно плотность населения очень низкая. Большим подспорьем при выполнении задания может быть соответствующая тематическая карта атласа.
Выполнение задания 15, в котором следует указать примеры рационального и нерационального природопользования, верные утверждения о природных и антропогенных причинах возникновения геоэкологических проблем, вызывает определённую трудность, связанную с незнанием некоторых терминов. Повторите, что такое террасирование склонов, продольная и поперечная распашка склонов, оврагообразование, эрозия почв. Ознакомьтесь с мерами, которые могут приниматься, чтобы предотвратить развитие и уменьшить последствия негативных для ведения хозяйства природных явлений – селей, лавин, оврагообразования и т.п. в разных регионах России.
При выполнении заданий с развёрнутым ответом 28–29 по этой теме нужно уметь объяснить причины возникновения экологических проблем или перспективы использования ресурсосберегающих технологий на конкретных территориях как с применением информации из текста, так и с привлечением ранее полученных знаний.
Задания 27–29 выполняются с использованием текста. Для обучающихся, выполнявших эти задания, оказалось трудным указать, к какой группе по происхождению относится то или иное полезное ископаемое, выделить из формулировки вопроса признак, по которому требуется провести классификацию. Также трудности вызвала необходимость применить знания о терминах, понятиях к конкретным объектам или явлениям, о которых идёт речь в тексте, например: отраслевой состав химической промышленности; климатообразующий фактор и т.д. Часто в ответах на задание 29 (в котором необходимо использовать ранее приобретённые географические знания для решения проблем, выявленных при анализе текста) не полностью раскрывается цепочка взаимосвязей, не полностью отражается та или иная зависимость, закономерность.
В целом отметим, что наиболее сложными темами в содержании курсов географии при выполнении экзаменационной работы ОГЭ традиционно оказываются: внутренние воды, почвы, климат, источники географической информации, химическая промышленность.
Важно при выполнении заданий максимально использовать предоставленные источники географической информации или суметь выбрать источник, наиболее подходящий для решения конкретной проблемы.
Запись ответов ОГЭ по географии
При выполнении работы типичные ошибки могут быть вызваны не только недостаточным владением географическим материалом, но и неверной записью ответа. Так, ошибки при выполнении заданий 3, 8, 19 и 25 могут быть связаны с неверно установленным порядком изменения показателя – записью последовательности, обратной требуемой (например, запись по возрастанию вместо записи по убыванию и наоборот).
В экзаменационной работе ОГЭ используются разные типы заданий, различающиеся по форме записи ответов. Остановимся на рекомендациях по их выполнению.
В восьми заданиях 1, 4, 5, 6, 11, 16, 17 и 18 следует записать ответ в виде одной цифры, то есть из четырёх предлагаемых вариантов нужно выбрать один ответ.
Задания 3, 8, 19 и 25 – задания на установление правильной последовательности. Для успешного выполнения задания 3 необходимо иметь представление о распределении тепла по поверхности России, распространении болот и заболоченных земель, о типах климата на территории России, о распространении типов почв. При выполнении задания целесообразно использовать физическую, климатическую, почвенную карты, карту природных зон.
Для определения различия в поясном времени территорий в задании 19 необходимо с помощью карты часовых зон установить правильную последовательность, в которой жители разных регионов встречают Новый год.
В задании 25 необходимо сравнить численность населения в указанных городах России и расположить города в порядке увеличения в них численности населения. Города на карте обозначаются пунсонами разных диаметров в зависимости от численности населения. При выполнении этого задания имейте в виду, что для получения более точной информации можно использовать карты более крупного масштаба – не России, а отдельных регионов.
Выполняя задание 8, необходимо учесть, что более древние слои горных пород расположены снизу, более молодые – сверху.
В заданиях на установление последовательности важно в ответе указать последовательность объектов (типов почв, городов, регионов, горных пород) именно в том порядке, который обозначен в условии этих заданий.
К заданиям с другой формой записи ответа (с записью в таблицу ответа из двух цифр) относятся задания 14, 15, 21, 24 и 26. В их условии указано число элементов верного ответа – 2.
При выполнении задания 14 на определение территории, где необходимы меры по защите людей от стихийных бедствий, нужно применить знания по темам «Литосфера», «Климат» и др., обязательно использовать различные карты атласа: «Строение земной коры», «Рельеф», «Климатические пояса» и т.д.
Выполняя задание 15, следует помнить, что суть рационального природопользования заключается не в отказе от некоторых видов хозяйственной деятельности, а в научном изучении и прогнозировании её последствий, принятии заблаговременных мер для предотвращения отрицательных последствий, компенсации нанесённого природе ущерба.
Для успешного выполнения задания 21 необходимо в высказываниях выделить существенные признаки понятий из курса физической и социально-экономической географии (тектоническое строение, погода, климат, циклональный тип погоды, режим реки; урбанизация, воспроизводство населения, миграция) и узнать их в тексте.
Выполняя задание 24, нужно исходить из того, что наибольшая средняя плотность населения – в регионах, которые располагаются в пределах Основной полосы расселения. Помните, что в азиатской части страны не повсеместно плотность населения очень низкая. Большим подспорьем при выполнении задания может быть соответствующая тематическая карта атласа «Плотность населения».
Для выполнения задания 26 необходимо систематизировать знания об особенностях основных отраслей хозяйства России, крупных центрах и регионах размещения важнейших отраслей промышленности, регионах размещения производства сельскохозяйственной продукции, об основных видах транспорта, а также знать особенности природы, населения, хозяйства природно-хозяйственных зон и районов России. Вы также можете использовать соответствующие тематические или комплексные карты географических атласов при выполнении этого задания.
Один из типов заданий – на установление соответствия позиций. К нему относится задание 20. Его успешное выполнение требует знания особенностей природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России, а также географических особенностей природы отдельных стран. В случае необходимости ответ на задание также можно проверить с помощью карт атласа.
В заданиях 7, 10, 27 и 30 ответ следует записать в виде слова или словосочетания.
При определении объекта по географическим координатам в задании 7 целесообразно выбрать вместо мелкомасштабной крупномасштабную карту, на которой параллели и меридианы проведены более часто (например, не мира, а материка, не России, а региона), что позволит более точно определить географические координаты.
В задании 30 представлены географические текстовые описания природных зон, регионов и городов России, стран мира. Выполняя это задание, необходимо применить страноведческие знания или знания о регионах, природных зонах, полученные при изучении общих разделов курса географии. При выполнении этих заданий постарайтесь в описании выделить все признаки, а затем подобрать объект, который соответствует всем выделенным признакам. При определении страны или региона России (города, природной зоны) все признаки, упомянутые в кратком описании, могут быть проверены по картам.
В заданиях 9, 13, 22 и 23 ответ следует записать в виде числа. Обращайте внимание на то, есть ли в формулировке вопроса слова о необходимости округлить полученное число при записи ответа. При подготовке для выполнения задания 9 повторите правила округления чисел из курса математики и используйте эти правила при необходимости.
В задании 13 необходимо произвести расчёт количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы: следует определить удельный вес какого-либо показателя, характеризующего население, в общей численности населения или долю промышленного (сельскохозяйственного) производства в общем объёме производства в процентах; вычислить изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой в тропосфере. Нужно помнить, что промилле (‰) – одна тысячная доля (единица измерения солёности вод в морях), процент (%) – одна сотая доля.
В экзаменационной работе ОГЭ можно выделить несколько блоков заданий, выполняемых с использованием одного источника информации. Это задания 5–6; 9–12; 16–17; 22–23; 27–29 (задания 12, 28 и 29 являются заданиями с развёрнутым ответом). Как выполнять некоторые из них, мы уже разобрали выше.
Задания 5–6 выполняются с использованием карты погоды.
В задании 5 требуется определить по карте погоды территории, находящиеся под воздействием циклона или антициклона. Необходимо знать определение этих понятий, уметь узнавать обозначения циклона и антициклона на карте погоды и внимательно прочитать условные обозначения на представленной карте. Приступая к выполнению задания, помните, что циклон представляет собой огромный воздушный вихрь, в центре которого пониженное атмосферное давление, а антициклон – огромный воздушный вихрь в нижних слоях атмосферы с повышенным давлением в центре. На карте погоды они показаны как области низкого (Н) и высокого (В) атмосферного давления соответственно.
Выполняя задание 6, особое внимание следует обратить на перемещение тёплого или холодного атмосферного фронтов, которое приводит к резким изменениям погоды. Важно обратить внимание также на направление движения циклонов и антициклонов, которые обозначены на карте погоды стрелками.
Задания 9–12 выполняются с использованием фрагмента топографической карты.
При выполнении задания 9 на определение расстояния между точками на карте важно уметь пользоваться масштабом карты, не допускать ошибок в измерениях. Для отработки умения определять по карте расстояния следует использовать карты разного масштаба. Важно обратить внимание на то, что в задании требуется провести измерение между центрами условных знаков и полученный результат округлить до десятков метров, применяя правила округления чисел. В задании 10 при определении направления используйте стрелку «север-юг», имеющуюся на карте. Ответ запишите в виде слова, например «север». В ответах на это задание в Демонстрационном варианте можно посмотреть возможные формы записи ответа.
Выполняя задание 11, в котором требуется выбрать профиль рельефа местности, соответствующий указанному на карте отрезку, сначала необходимо по топографической карте определить общее направление изменения рельефа (понижения, повышения), найти речную долину, холм или впадину на карте в пределах рассматриваемого отрезка. Затем определить по карте с помощью горизонталей, на какой абсолютной высоте расположены точки А и В. Сопоставьте изменения высот точек по линии профиля на карте и на изображении профиля, выберите верный ответ. Следует иметь в виду, что чем больше расстояние между горизонталями, тем меньше уклоны поверхности и менее крутыми являются склоны. Обратите внимание на бергштрихи, обозначения высот горизонталей и высот точек
В задании 12 на основе чтения топографической карты нужно решить конкретную проблему (выбрать участок, подходящий для указанной цели, и объяснить свой выбор). Для успешного выполнения задания продумайте критерии, по которым Вы будете выбирать участки. Например, для фруктового сада нужно выбрать участок, находящийся на склоне южной экспозиции и недалеко от дороги, чтобы было удобно вывозить урожай. Учитесь по карте определять особенности рельефа – наличие на участке склона и экспозицию этих склонов. Для этого можно схематически рисовать для разных участков профили рельефа, учиться определять экспозицию имеющихся на участке склонов. Это также поможет выполнить задание 11 экзаменационной работы. Обращайте внимание на обозначение дорог на топографических картах. Это второй критерий при выборе участка для нового фруктового сада. Определяйте не только характер рельефа – наличие склона, его расположение, но и характер растительности обозначенных на карте участков. Это важно при выполнении заданий, в которых требуется выбрать участок для игры в футбол или катания на санках с горки.
Задания 16–17 выполняются с использованием текста.
Для успешного выполнения задания 16 необходимо применить знание географических закономерностей (например, изменение температуры воздуха в зависимости от географической широты), суметь соотнести закономерности с конкретными данными, указанными в таблице и не полагать, что закономерности справедливы в любое время для любой территории. Помните, что указанная в верном ответе закономерность обязательно должна подтверждаться имеющимися в таблице данными. Другими словами, вывод о проявлении этой закономерности должен быть основан на представленной в задании информации. Выполняя задание 17, необходимо применить данные о географическом положении объектов для определения продолжительности светового дня и высоты Солнца для определённой территории в определённое время.
Задания 22–23 выполняются с использованием статистических данных.
Выполняя задания 22–23, надо иметь в виду, что миграционный и естественный прирост могут иметь не только положительное значение. Необходимо чётко знать определения понятий «эмиграция», «иммиграция».
Задания 27–29 выполняются с использованием текста.
Для выполнения задания 27 необходимо внимательно прочитать текст и найти в нём название географического объекта. Имейте в виду, необходимо не просто использовать название географического объекта, которое упоминается в тексте, а определить, где происходят географические события или явления. Например, в тексте назван город, а в задании требуется определить субъект Российской Федерации. Затем необходимо связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников (учебника и географического атласа). При использовании школьного атласа важно выбрать карту соответствующего содержания, на которой будет изображён искомый географический объект. На географической карте следует найти этот объект и дать ответ.
Для выполнения задания 28 нужно вспомнить определения основных географических терминов и понятий, о которых говорится в тексте задания; если требуется, привести примеры, подтверждающие то или иное высказывание, содержащееся в тексте. При подготовке к экзамену целесообразно составить схемы понятий, связанных с одним содержанием – например, с отраслями хозяйства или с одной отраслью; с климатом и климатообразующими факторами и т.п.
В задании 29 нужно объяснить географические особенности объекта или явления, о котором говорится в тексте. Важно соотнести вопрос с изученным материалом и с текстом, связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, охарактеризовать и конкретизировать текст или отдельные его положения, которые требуется объяснить. Перед ответом на вопрос важно понять, какие именно связи между географическими объектами или явлениями требуется объяснить, как эти связи проявляются на территории, о которой говорится в тексте. Запомните: оценивается ответ на конкретный вопрос, а не общие рассуждения, связанные с темой вопроса.
Запись ответов ОГЭ в бланк
Немаловажно не только ответить правильно, но и по правилам записать ответ в бланк.
Ответы к заданиям с кратким ответом записываются в виде числа, слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр. Сначала их следует записать в поле ответа в тексте работы, затем перенести в бланк ответов № 1.
Если ответ на задание имеет единицу измерения, то при переносе ответа на бланк следует записать только полученное число. Единицы измерения в ответе указывать не надо. При выполнении заданий следуйте указаниям о том, как записывать ответы в бланк ответов № 1.
Развёрнутые ответы на задания 12, 28 и 29 записываются на бланке ответов № 2.
Сначала следует записать номер задания, а затем ответ на него.