Ответы к странице  118. Задание №1

Объясни, какие признаки весны и лета отражены в старинных названиях весенних и летних месяцев.

Ответ:

В старинных названиях месяцев весны и лета отражены характерные природные явления. Например, для весны:
• Март: протальник, потому что в марте тает снег; свистун из−за засвистывающего ветра в начале марта.
• Апрель: снегогон, потому что в апреле сходил последний снег; первоцвет, потому что начинали цвести растения.
• Май: травень, потому что в мае начинала расти трава; росеник из−за обильных майских рос.
Например, для лета:
• Июнь: светозар, потому что дни становятся светлыми, а ночи короткими; червень из−за насекомого червец, которое появляется в этом месяце на свет.
• Июль: липень, потому что в июле цвели липы; грозовик, потому что июль считали месяцем частых гроз.
• Август: зорничник, потому что в августе очень красочные зори; густоед, потому что август дарит земледельцу богатый урожай.
Также названия месяцам давали за то, как они влияли на деятельность человека.
Например:
• Март − дорогорушитель, потому что таявший снег разрушал санные дороги.
• Май − ранопашец, потому что май пора сева и работы в поле.
• Июнь − скопидом, потому что в июне было много работы в поле и от этого зависело, какой урожай будет в итоге.
• Июль − сенозарник, потому что в июле начинается массовая заготовка сена.
• Август − жнивень, потому что август был месяцем жатвы.
Ещё месяца называли в соответствии с их очередностью, например, март называли наследником февраля, май называли пролетень (пролетень − конец весны, преддверие лета), июль называли макушкой лета.

Ответы к странице  118. Задание №2

Назови по 2−3 весенних явления:
1) в неживой природе;
2) в живой природе.

Ответ:

Весенние явления в неживой природе:
1) таяние снега;
2) дождь;
3) ледоход.

Весенние явления в живой природе:
1) распускание почек;
2) сбор нектара насекомыми;
3) животные просыпаются из зимней спячки.

Страница  118. Задание №3

Расскажи, какие старинные праздники отмечают весенней и летней порой разные народы России.

Ответ:

Старинные праздники народов на Руси, которые отмечают весной и летом:
• Пасха, Воскресение Христово − главный весенний праздник. Каждый год Пасха бывает в разное время.
• Праздник Святой Троицы, который наступает через пятьдесят дней после Пасхи.
• Давным−давно март был первым месяцем нового года. Был в марте особый день − весеннее новогодние. Это 14 марта − день святой Евдокии, или Евдокия−Весновка.
• По старинному нанайскому календарю новый год наступает в день весеннего равноденствия − 21 марта.
• В старинном календаре якутов−скотоводов, новогодние праздники начинались с конца мая, когда кукушка закукует. В это время сходит снег и скот выпускают на пастбища. А кончали праздновать 25 июня, когда солнце поворачивало на зиму. На празднике «Ысыах» люди танцевали круговые танцы в честь солнца и пели песни.

Страница  118. Задание №4

Сравни старинные и современные работы весенне−летнего периода в твоём крае.

Ответ:

В старину весной на полях вспахивали землю и сеяли зерно. Выгоняли скотину пастись на луга. Женщины ставили ткацкие станы и шили себе приданое: полотенца, скатерти, нарядные рубашки.
В современное время земледельцы делают всё как и раньше, но многие инструменты заменили сельскохозяйственной техникой, что намного упростило им работу и увеличило масштабы. Другим людям теперь не нужно вести своё хозяйство, вместо этого теперь все ходят на работу и покупают всё необходимое в магазинах.
В городе весной и летом убирают улицы, водоёмы и леса от мусора, начинает работать речной порт.

Страница  118. Задание №5

Объясни, почему особенно необходимо заботиться о здоровье весной и летом.

Ответ:

Весной организм ослаблен после суровых зимних морозов, поэтому необходимо укреплять его играми на свежем воздухе.
Летом необходимо заботиться о здоровье, потому что летом постоянно играют и ходят купаться. Нужно всё время соблюдать правила безопасного поведения на водоёмах, в лесу и на улице.

Страница  118. Задание №6

Подготовь вопросы одноклассникам об охране природы весной и летом.

Ответ:

Мои вопросы одноклассникам об охране природы весной и летом:
1) Сколько можно сорвать подснежников для букета?
2) На какую глубину можно прорезать берёзу, чтобы собрать берёзовый сок?
3) Если вы в траве увидели птенца, что вы сделаете?
4) Что нужно взять на прогулку с собакой, кроме ошейника?
5) Как человек вредит шмелям?
Ответы на мои вопросы:
1) Не нужно рвать весенние цветы в лесу и на лугах. А подснежники вообще находятся в Красной книге России.
2) Не будем повреждать кору деревьев! Дереву от этого только вред, от которого оно может погибнуть.
3) Ничего не нужно делать, птицы−родители где−то рядом, они сами позаботятся о своём птенце.
4) Кроме ошейника на прогулку с собакой нужно взять намордник, чтобы собака не навредила другим маленьким животным и не укусила другого человека.
5) Человек вредит шмелям применением ядохимикатов для борьбы с разными опасными насекомыми. А шмели становятся невинной жертвой.

Страница  118. Задание №7

Опиши (устно) старинные детские игры ранней весной.

Ответ:

Весенние ручьи очень радуют детей. Дети становятся друг за другом по одну сторону ручья, обхватывают один другого руками за пояс и поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок. Ух!
Разлился ключевой,
Ледяной, снеговой. Ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам. Ух!
При каждом уханье ребята боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. Кто коснётся воды, тот из игры выбывает. Оставшиеся самые ловкие игроки, припевая «Ух!», прыгают вместе.
«Тыытыгын»
Хороша якутская игра «Тыытыгын»! На игровой площадке чертят круг − место ястреба. Рядом отдыхают птицы: утки, гуси, журавли. Каждый игрок заранее выбирает себе роль какой−либо птицы и подражает её голосу. На крик ястреба «тыы!тыы!тыы!» птицы отвечают своим криком и перелетают через место ястреба. А он пытается осалить их рукой, не выбегая из круга. Осаленная птица выходит из игры. Когда ястреб осалит последнюю птицу, игра заканчивается.
«Бег по следу»
Двадцать − тридцать человек делятся на две команды. Они становятся в две колонны за линией старта. Для каждой команды от линии старта обозначается маршрут бега.
Первые игроки команд бегут по нарисованным линиям. Вернувшись, они касаются руками вторых игроков своих команд, а сами становятся в конец колонны. Так должен пробежать каждый игрок. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила игры. 1. Не разрешается начинать бег, пока бегущий игрок, вернувшись, не коснётся рукой следующего. 2. Бежать надо строго по обозначенной линии.

Страница  118. Задание №8

Определи созвездие, растение и животное.
ГДЗ учебник по окружающему миру 2 класс, часть 2. Плешаков (Перспектива)

Ответ:

На рисунке:
• Созвездие Волопаса.
• Животное − майский жук.
• Растение − примула.

Страница  118. Задание №9

Сформулируй правила поведения в природе весной, которые ты считаешь особенно важными.

Ответ:

Правила поведения в природе весной, которые я считаю особенно важными:
1) Не повреждать кору деревьев! Это и некрасиво, и вредно для дерева!
2) Не рвать первые весенние цветы в лесу и на лугу! Сорванные растения быстро увянут, а лес и луг потеряют часть своей красоты.
3) Не ловить насекомых! Не разорять муравейники!
4) Случайно оказавшись рядом с гнездом птицы, не будем проявлять вредного любопытства и сразу же уйдём.
5) Гуляя с собакой в лесу или в парке, не отпускать её с поводка. Ведь она легко может поймать плохо летающих птенцов или беспомощных детёнышей зверей.
6) Во время половодья зайцы, лисы и другие звери оказываются в беде. Сотрудникам заповедников нужно помогать им.

Страница  118. Задание №10

Расскажи, как ты и твои одноклассники с помощью взрослых изготовили домики для птиц.

Ответ:

Вместе с друзьями мы смастерили кормушку из пластиковой бутылки. Для её изготовления мы взяли 5 литровую пластиковую бутылку.
В центре бутылки мы вырезали дверцу, проткнули снизу шпажкой, чтобы получилась жёрдочка для птиц. На дно бутылки мы высыпали рис, гречку и перловку.
Кормушку мы повесили на ручке, которая была у бутылки.
Когда мы гуляем, то всегда наблюдаем за птицами в кормушке. На следующий год мы заменим её деревянной.
ГДЗ учебник по окружающему миру 2 класс, часть 2. Плешаков (Перспектива)

Страница  118. Задание №1

Проведи вместе с одноклассниками конкурс рисунков или фотографий, передающих красоту весенней поры.

Ответ:

ГДЗ учебник по окружающему миру 2 класс, часть 2. Плешаков (Перспектива)