Ответы к стр. 111. Басня "Ворона и лисица" И. Крылов
1. Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
Ответ:
Ворона, слушая комплименты Лисы, не подумала о том, что Лиса просто хочет ее обмануть. Такие речи дурманят разум, человек перестает трезво оценивать ситуацию, идет на поводу лести. Из-за этого ворона раскрыла рот и лишилась сыра.
2. Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? Как изображает Лисицу Крылов? Прочитай слова, характеризующие её.
Ответ:
Лисица в народе считается хитрой и способной на обман, так о ней говорится во всех народных сказках. Крылов так же изображает ее хитрой и способной на обман. Образ Вороны связан с неумением что-то сберечь, так и говорят "проворонил".
Лисица видит сыр — Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
3. Как разговаривает Лисица с Вороной? Найди ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. Например: «голубушка», «сестрица»… Как Крылов передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?
Ответ:
Лиса разговаривает с вороной ласково.
Голубушка, как хороша! ...(и до) ... При красоте такой и петь ты мастерица!
Лиса делает вид, что ей не терпится услышать прекрасное пение Вороны, а на самом деле ей хотелось, чтоб ворона открыла рот уронила сыр вниз.
У Вороны "с похвал вскружилась голова от похвал, от радости в зобу дыханье сперло"
4. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы? Как Лисице удалось достичь своей цели?
Льстивые слова не соответствуют намерениям лисицы - цель ее ласковых слов не похвалить, а обмануть.
Ответ:
В своих речах она проявляла себя чуть ли не поклонницей и подружкой Вороны, а на самом деле просто затеяла воровство. Ворона поверила в лесть, и восторженные комплименты оказались сильнее ее здравого смысла. Она не смогла устоять перед соблазном запеть, когда лисица так упрашивает. Лиса знала слабости вороны и добилась своего, заполучив сыр хитростью.
5. Обсудите с другом. Как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью; с любовью; с нежностью; с состраданием; с юмором; с восхищением? Почему ты так думаешь?
Ответ:
Крылов высмеивает недостатки Вороны и Лисицы. У Вороны - доверчивость, глупость, желание похвалы и славы. У Лисы – хитрость, неискренность, коварство, способность на воровство. Он относится к героям своей басни с юмором.
6. Прочитай басню выразительно. Какую интонацию ты выберешь? Как будешь читать льстивые слова Лисицы: в каком темпе, с какой интонацией? Какие слова, по твоему мнению, следует особо выделить голосом?
Ответ:
Слова Лисицы нужно читать медленно, протяжно, с нотками лести в голосе, выделяя лживые похвалы. Слова автора нужно читать с нотками юмора в голосе, весело.
7. Найди в басне выражения, которые стали крылатыми.
Ответ:
Спой, светик, не стыдись!
От радости в зобу дыханье спёрло.
Ворона каркнула во всё воронье горло.
8. Выучи одну из басен И. А. Крылова наизусть.
Ответ:
Учим наизусть.