Страница 155 Проверим себя
1. Какие сказки Одоевского ты читал раньше? Знакомы ли тебе другие произведения Аксакова и Бажова? Составь список произведений, запиши его в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Одоевский «Мороз Иванович», «Разбитый кувшин». Аксаков «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «детские годы Багрова-внука». Бажов «Малахитовая шкатулка» (сказы «Хозяйка медной горы», «Огненная змейка»).
2. Объясни своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки? Приведи примеры.
Ответ:
Литературная сказка имеет определенного автора. Этим она и отличается от народной сказки, автор которой незвестен и которая передавалась из уст в уста из поколения в поколение - рассказывалась народом. И в тех, и в других вымышленные события, зачин, концовка, встречаются троекратные повторы, добро побеждает зло. Примеры литературных сказок: Пушкин «Сказка о Царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», Одоевский «Мороз Иванович», Ершов «Конек-горбунок», Гаршин «Лягушка путешественница», Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь», Каверин «Дудочка и кувшинчик», Андерсен «Снежная королева».
3. Как ты думаешь, сказки из данного раздела близки народным сказкам или отличаются от них?
Ответ:
Эти сказки близки народным сказкам.
4. Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Приведи примеры.
Ответ:
Да. К примеру, в сказке "Городок в табакерке", детали механизма музыкальной табакерки описываются как живые люди.
Представь, что писатель не использовал этот приём. Как изменилось бы его произведение? Смогли бы мы назвать его сказкой?
Ответ:
Если бы писатель не использовал олицетворение, мальчик бы не смог увидеть городок в табакерке. Предположим, он попал бы в табакерку, но увидел бы там только колокольчики, молоточки и пружинки. Никто бы не рассказал ему, как это работает. Это уже не назвать сказкой
5. Найди в библиотеке и прочитай сказку Ж. М. Лепренс де Бомон «Красавица и чудовище». Сравни её с произведением С. Аксакова «Аленький цветочек». Используй критерии для сравнения. Ты можешь подготовить таблицу.
• Название.
• Основные события одной и другой сказки. Какие события похожи? Как ты думаешь, почему?
• Герои:
- красавица и младшая дочь купца;
- чудовище и чудище.
• Чем различался аленький цветочек в сказках?
• Волшебные предметы и помощники.
Параметры сравнения |
Аксаков С.Т.
|
Ж. М. Лепренс де Бомон
|
Название произведения |
Аленький цветочек |
Красавица и чудовище |
Главные герои |
младшая дочь, чудище |
Красавица, Чудовище |
Другие персонажи, их поведение |
2 старшие сестры - алчные и самовлюблённые, завидовали младшей, хотя и притворялись любящими |
2 старшие сестры и 3 брата, сестры завидовали младшей, братья любили ее и защищали |
Волшебные предметы и помощники |
цветочек, кольцо |
кольцо, зеркальце, которое показывало все, что захочет Красавица, волшебство происходило само собой без помощников |
Чем различался аленький цветочек |
аленький цветочек, краше которого нет на белом свете |
цветочек - красная роза. |
Главная идея произведения (чему учит) |
доброе искреннее сердце, любовь побеждает зло, волшебные чары спадут, зависть и злоба будут наказаны, так как они приносят несчастье |
доброе искреннее сердце и любовь победят зло и снимут заклятье, зло и зависть наказаны |