Ответы к странице 53. М. М. Зощенко. Елка
1. Составь план произведения. Перескажи текст, используя вопросы.
• Почему был испорчен праздник? • Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?
План
1. Воспоминания о елках
2. Леля и Минька у ёлки
3. Приход гостей
4. Раздача подарков.
5. Ссора и уход гостей
6. Наказание отца
2. Герои делали так, потому что были: жадными, завистливыми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они делали, добрыми, отзывчивыми, смелыми? Приведи примеры из текста.
Лёля и Минька съели сладости с ёлки, откусили по кусочку яблока на ней, отбили руку у кулы, предназначенной для подарка гостям. Мама наказала детей, и паровозик, который предназначался Миньке, был подарен другому мальчику. Минька стукнул того мальчика игрушкой так, что тот заревел. Все, в том числе мамы детей, поссорились из-за этого и гости ушли.
Леля и Минька не задумывались о последствиях. Они были жадными, завистливыми, не способными правильно оценить то, что они делали.
Подтверждение из текста: «И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
- Вообще все можете уходить, и тогда все игрушки нам останутся.»
3. Что ты думаешь о поведении Лёли и Миньки? Как писатель относится к героям? Обсудите с другом.
Я думаю, дети думали только о себе и не понимали, к каким последствиям это может привести, потому что они еще маленькие. Леля и Минька поступили плохо, но я думаю, потом они осознали свою вину и исправились. Писатель не может отрицательно относится к своим героям, потому что он пишет о себе в детстве. Но он показывает, какими глупыми и жадными могут быть дети, и что такими быть плохо.
4. Какие слова в рассказе ты считаешь главными? Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Можно использовать для ответа цитату на выбор:
«Я не хочу, чтобы мои дети были жадные и злые. И я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве»
«И за все эти тридцать пять лет я ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня... Поэтому я такой сравнительно веселый и добродушный».
5. Что значит «думать о других»? Всегда ли ты думаешь о других? Приведи пример, когда твои мысли были подтверждены поступками.
© «Думать о других» - это значит, всегда делать только хорошие дела, чтобы не было стыдно за свои поступки. Я стараюсь думать о других, но это очень тяжело , переборов себя, поступать так, чтоб всем было удобно…Например, в очереди за мороженым стоять так не хочется, когда на улице жарко… Подбежал бы, оставил мелочь продавцу, схватил мороженку. Но, посмотришь на родителей с малышами, и стыдно, встаешь в «хвост »очереди.
6. Если бы тебе пришлось писать письмо Миньке и Лёле, своим товарищам по классу на тему «Что значит думать о других и о себе», то какими мыслями ты хотел бы поделиться в этом письме? Запиши письмо в «Рабочую тетрадь».
© Не нужно быть эгоистом. Это очень плохое качество в человеке. Нужно уважать мнения других, думать об окружающих, относиться к людям так, как хотел бы, чтобы к тебе относились. Эгоисты чаще всего остаются без друзей.