Ответы к странице 56
126. Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов. Над глаголами укажите спряжение.
1. ПоспешишьII спр. — людей насмешишьII спр.. 2. Тише едешьI спр. — дальше будешьI спр.. 3. Шила в мешке не утаишьII спр.. 4. Не разгрызёшьI спр. ореха, так не съешь и ядра. 5. Сразу всему не научишьсяII спр.. 6. С глупым поведёшьсяI спр., сам поглупеешьI спр.. 7. Дома ешь, что хочешьI спр., а в гостях — что даютI спр..
На самом деле у слов ешь, съешь даже нет гласной в окончании (е принадлежит корню), по которой можно было бы определить спряжение. Слово "есть" особо спрягаемое, как и слово "дать", но в четвертом классе этого еще не изучали. А слова быть в настоящем времени вовсе не существует, так что с определением спряжения у него тоже проблемы. К слову сказать, существуют еще слова разноспрягаемые: бежать, хотеть, чтить (их спряжение может меняться в зависимости от формы слова).
127. Прочитайте. Допишите пропущенные буквы и глаголы.
1. Нитку в иглу вдевают, а гвоздь в стену забивают. 2. Рожь жнут, а бороду стригут. 3. Воду льют, а песок насыпают. 4. Жаркое жарят, а суп варят. 5. Цветы водой поливают, а пожар тушат. 6. Платье шьют, а чулки вяжут.
• Выделите окончания глаголов II спряжения.
128. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. У себя на голове верблюда не заметитII спр., на другом иголку увидитII спр.. 2. В чужом глазу соломинку увидитII спр., а у себя бревна не замечаетI спр..
• Сравните по смыслу китайскую и русскую пословицы. Объясните, как вы их поняли. Укажите над глаголами спряжение.
Смысл одинаковый: человек не видит недостатков в себе, но замечает их в окружающих людях.