§12. Как работать с учебными материалами по истории
Ответы к странице 117
? Что вы можете сказать о композиции картины В.И.Сурикова "Переход Суворова через Альпы" (с.116)?
В.И.Суриков. Переход Суворова через Альпы
Ответ:
На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Суворов подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. На его шутку откликнулись двое солдат. В такой момент шутить? Это кажется неправдоподобным. Впереди всех спускаются опытные солдаты. В центре изображён седой ветеран с орденом на груди. Он крестится, готовясь ринуться в пропасть. Перед ним два солдата: у одного лицо очень серьезное, напряжённое, а другой прикрылся плащом, видимо, от страха. А черноусый солдат уже летит вниз, придерживая свою треуголку. Лицо его сурово и решительно. Суворов изображён не в центре картины, но художник ясно показал его роль организатора. На краю пропасти он еле удерживает своего белого коня. Сняв с головы треуголку, он с улыбкой показывает вниз. В его фигуре столько бодрости и энергии, столько веры в своих солдат! И его авторитет среди солдат был велик. Это был патриот, настоящий друг солдат, человек с живым сердцем и прямой душой. С какой готовностью подчиняются воины его приказу, как весело смеются его шутке! Пейзаж картины суров и величественен. Горы занимают почти всё полотно, виден лишь кусочек покрытого тучами неба. Вершины гор уходят ввысь. Отдельные облака проходят по ущельям и закрывают скалы. На склонах гор виден снег. Отвесный склон, на котором находится Суворов, подчёркивает трудности, которые преодолевают солдаты. Две стихии показаны в картине: "грозная стихия природы и непобедимая стихия русского народа". В картине преобладают синие, зеленоватые и темно−лиловые тона с проблесками красного и желто−зеленого. Этот колорит усиливает впечатление суровости и трудности условий, создаёт у зрителя ощущение холода. Немного оживляют картину ярко−красные мундиры солдат на втором плане.
Ответы к странице 118
? Какие сведения может получить историк о жителях голландской деревни середины XVI в., знакомясь с композицией картины П. Брейгеля "Крестьянский танец"? Можно ли считать картины, на которых художник изобразил жизнь людей своего времени, историческими источниками? Приведите примеры других живописных произведений, на которых изображены сцены повседневной жизни людей. Кто авторы этих картин? В чём их ценность для всех, кто изучает прошлое?
П. Брейгель. Крестьянский танец
Ответ:
Изучая картину П. Брейгеля историк может понять: какую одежду носили в то время голландцы и как она изменилась в нынешнее время, как выглядели дома и их архитектуру, то, что женщины принимали участие в празднованиях с мужчинами в отличии от восточных стран.
Любую картину, в которой изображена жизнь людей своего времени, можно считать письменным источником. Например, картина Стена Яна "Как поют старики, так играют молодые" или картина Адриана ван Остаде "Крестьяне в интерьере".
Ответы к странице 119
? У вас дома есть фотоальбом. Какие события из истории вашей семьи изображены на фотографиях? С разрешения родителей и с их помощью расположите фотографии в альбоме в хронологическом порядке. В таком же хронологическом порядке должны быть и файлы цифровых фотографий, хранящиеся в вашем компьютере.
Ответ:
В моём фотоальбоме есть фотографии моего младенчества, фотографии с мамой. Фотографии из садика, как я взрослел до того, как пошёл в школу. В школьные годы фотографии становится всё больше и больше. На них вся моя семья и фотографии с друзьями.
Ответы к странице 121
? Сегодня одно и то же событие могут передать в своих произведениях и художник, и фотограф. Сравните, как работают эти мастера. У кого больше возможностей более детально передать произошедшее событие? Что использует художник для создания картины, а что фотограф?
Ответ:
У фотографа больше возможностей передать событие детально. С помощью фотокамеры фотограф делает множество снимков какого−то события, с разных ракурсов. В то же самое время художник может рисовать лишь определённый момент события, в течении длительного времени. Художник использует в своей работе кисти, карандаши, пастель и другие инструменты.