ГЛАВА I. ХИМИЯ В ЦЕНТРЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
§1. Химия как часть естествознания. Предмет химии.
Вопросы
1. Какие учебные предметы относятся к естественно−научным?
Ответ:
Биология, география, астрономия, экология, геология, химия.
2. Приведите примеры положительного воздействия человека на окружающую среду.
Ответ:
Примерами положительного воздействия человека на окружающую среду является:
1. Рациональное использование природных ресурсов.
2. Разработка и установка очистительных сооружений.
3. Раздельный сбор и переработка мусора.
4. Внедрение безотходных технологий производства.
5. Создание заповедников, заказников.
6. Воспроизводство лесов.
3. Приведите примеры отрицательного воздействия человека на природу.
Ответ:
Примерами отрицательного воздействия человека на природу являются:
1. Вырубка лесов.
2. Загрязнение воды.
3. Отравление промышленными выбросами атмосферы и почвы.
4. Уничтожение растений и животных.
5. Нерациональное использование природных ресурсов.
4. Что изучает химия?
Ответ:
Химия изучает вещества, их строение, свойства и превращения одних веществ в другие.
5. Из следующего перечня названий выпишите отдельно тела и вещества: снежинка, капля росы, вода, льдинка, сахар−песок, кусочек сахара, мел, школьный мелок. Сколько тел и сколько веществ названо в этом списке?
Ответ:
Тела: снежинка, капля росы, льдинка, кусочек сахара, школьный мелок.
Вещества: вода, сахар−песок, мел.
Тел в списке названо пять, веществ в списке три.
6. Сравните свойства веществ (т.е. установите сходство и различие между ними):
а) углекислого газа и кислорода;
б) азота и углекислого газа;
в) сахара и соли;
г) уксусной и лимонной кислоты.
Ответ:
а) Кислород и углекислый газ
Сходства: газообразные вещества, без запаха, без цвета, тяжелее воздуха
Различия: кислород поддерживает горение, поддерживает дыхание, углекислый газ не поддерживает горение и дыхание; углекислый газ тяжелее кислорода; кислород состоит из одного химического элемента, углекислый газ из двух химических элементов.
б) Азот и углекислый газ
Сходства: газообразные вещества без цвета, без запаха; не поддерживают горение и дыхание.
Различия: азот состоит из одного химического элемента, углекислый газ из двух химических элементов; азот не растворим в воде, углекислый газ растоворим; углекислый газ тяжелее азота.
в) Сахар и соль
Сходства: твердые бесцветные кристаллы, хорошо растворимы в воде, без запаха, хрупкие, имеют вкус.
Различия: соль на вкус соленая, сахар − сладкий; сахар горюч, соль нет.
г) Уксусная и лимонная кислота
Сходства: на вкус кислые, бесцветные, хорошо растворимы в воде.
Различия: уксусная кислота − жидкость с резким запахом, лимонная кислота − кристаллический порошок, без запаха.
7. Какие свойства алюминия лежат в основе его применения (см. рис.5)
Рис.5 - Области применения алюминия, обусловленные его свойствами
Ответ:
В основе применения алюминия лежат следующие физические свойства:
1. Агрегатное состояние (транспорт)
2. Теплопроводность (пищевая фольга, посуда)
3. Электропроводность (ЛЭП)