§3. Формирование единых государств в Европе и России (страницы 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27)
Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России?
И в России, и в странах Западной Европы процесс формирования единых государств был одним из следствий необходимости укрепления централизованной монархической власти. При этом предпосылки этого процесса были различными. Главными предпосылками формирования единых государств на территории Западной Европы стали развитие рыночных отношений при отмирании натурального хозяйства, рост городского ремесленного производства, появление новых отраслей промышленности. В России тоже развивались торговля, денежные отношения и ремесленничество, но пока они не привели как в Европе к большой самостоятельности и значимости отдельных городов, а доля натурального хозяйства в ряде земель еще было велика. В России главными факторами формирования единого государства стали совместная борьба за национальное освобождение от ордынской зависимости, расширение владений, в том числе и поместных, и необходимость закрепления крестьян на земле. Таким образом Россия и страны Европы пришли к централизованным государствам с абсолютной монархией как формой правления, но пришли к этому разными путями. Европа – через эволюционное развитие экономики, а Россия – через борьбу с общим врагом.
Что такое натуральное хозяйство?
Натуральное хозяйство — самодостаточный тип (натуральное хозяйство противоположно обмену и торговле) хозяйствования, который направлен только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Так, в натуральном хозяйстве, все, что было необходимо семейству или роду – продукты питания и предметы первой необходимости, производились самостоятельно.
Вспомните, какие сословия существовали в XIV-XV вв. в Западной Европе
Дворянство, духовенство, купцы, ремесленники, крестьянство
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какую роль сыграли города в формировании единых государств в Западной Европе? Играли ли подобную роль русские города?
Города в Западной Европе были значимыми центрами развития ремесленничества, торговли и производства товаров. Создавая материальные ценности, города были заинтересованы в расширении рынков сбыта и обеспечении единых правил торговли, а также ее безопасность. Именно города в условиях экономического роста стали главными сторонниками создания централизованных государств. Подобную роль русские города не играли, поскольку еще не являлись в должной степени основными центрами производства материальных ценностей. Производство материальных богатств осуществлялось в основном в поместьях бояр в рамках натурального хозяйства.
2. Объясните значение фразы: «Всё больше крестьян выкупало свои повинности у феодалов и становилось свободными».
Выкуп крестьянами своей свободы обуславливался экономическими причинами. Развитие производств нового типа, создание новых отраслей требовали рабочих ресурсов. Их можно было взять только среди городского (ремесленного) или крестьянского населения. Естественно, требовался механизм получения свободы. Таким механизмом стал выкуп повинностей у феодалов. Свобода и работа для собственного благосостояния в условиях единого и сильного государства были все-таки более привлекательными для крестьян, чем труд на феодала.
3. Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства?
Экономическое развитие как предпосылка создания единого государства в России не было пока еще достаточным. Как мы помним, основной предпосылкой создания единого государства являлась борьба с общим врагом. Расширение территорий государства так же требовало усиления абсолютной монаршей власти и увеличения контроля за крестьянством. Русские государи понимали, что если не обеспечить закрепление крестьян на земле, то невозможно будет удержать при себе формировавшийся помещичий класс. Именно помещики становились главной политической и военной силой, которая гарантировала устойчивость центральной власти. При таком подходе развитие экономики, производства и товарно-денежных отношений не играло такой же значимой роли в создании единого государства, как в странах Европы. Поэтому формирование единого государства в России стало возможно при высокой степени закрепления крестьян и значимой доли натурального хозяйства.
4. Какова была позиция церкви в становлении единого государства в России? Она была союзником или противником великого князя в деле объединения страны?
Церковь была сторонником становления единого государства в России. Церковь всегда была единственным общенациональным институтом, который объединял русский народ. До XV века мы видели явные примеры того, как Церковь помогала русским князьям бороться с междоусобицами, с внешними врагами, в объединении и усилении государства. Но с созданием единого и сильного государства, Церковь становится одним из звеньев государственного аппарата. Дело в том, что, став автокефальной, Русская православная Церковь потеряла «большого начальника» в Византии и была вынуждена искать опору в том государстве, в котором она была, то есть опираться на государственный аппарат России. В таких условиях Церковь не может существовать отдельно от государства. Получив поддержку государства, Церковь стала крупным землевладельцем, аккумулировав владения, которые получала в дар или скупала у вотчинников в качестве платы за долги. Превратившись в крупного землевладельца, Церковь активно поддерживала действующую власть в стремлении объединить русские земли. Так Церковь становится зависимой от государства. Московские князья всячески старались усиливать свое влияние на Церковь, и, помимо этого, усиливали саму Церковь, обеспечивая ее доходы, прирост церковных земель и т.п. Уже в те времена в Российском государстве мы наблюдаем сближение государства и Церкви. Поддерживая государство, Церковь помогала удерживать народ под властью монарха. Поддерживая Церковь, государь увеличивал ее богатство и влияние.
5. Какие изменения произошли в европейских армиях в XV—XVI вв.? С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, существовали ли аналогичные изменения в российском военном деле этого периода.
Достижения науки и техники нашли свое применение и в вооружении европейских армий XV-XVI вв. Возросла роль артиллерии, совершенствовалось стрелковое оружие. Вместо аркебуз и мушкетов с фитильными запалами, на поле боя стали применяться ружья, карабины и пистолеты с колесцовым замком. Новшества коснулись не только огнестрельного оружия, но и самого подхода к формированию вооруженных сил и к ведению боевых действий. Так, в XVI веке в Европе на смену ополчению пришли регулярные армии. Начали возводиться укрепленные бастионы, которые были способны отражать атаку со всех сторон. Большинство европейских держав создали свой собственный военный флот.
В Российском государстве в XV веке ядром русского войска оставалось великокняжеское войско, состоявшее из мелких служилых людей (бояр и «детей боярских»). Второй составной частью являлись «городовые полки». Они набирались из горожан. Третьей частью была «рубленная рать», т.е. рать собранная с определенного количества сох. Эта рать называлась также «посошной ратью», и ее выставляло сельское население по установленному расчету. Четвертой составной частью русского войска были казачьи войска. Пятой составной частью войска были наемные отряды — в это время на договорных началах военную службу несли «служилые татарские царевичи», «ордынские князья», литовские князья со своими дружинниками.
К XVI веку система комплектования войска претерпела изменения – сложилась поместная система. Окончательно она была закреплена в 1555 году указами Ивана Грозного. «Уложение к службе» уравнивало вотчины и поместья, объявляло воинскую службу вотчинников и дворян обязательной и наследственной, определяло их служебные обязанности в зависимости от размера земельных владений. За службу давался земельный надел размером от 150 до 3 тыс. гектар. Кроме земельного надела полагалось денежное содержание в зависимости от разряда – от 4 руб. до 1200 руб., которое выдавалось им при выступлении в поход или через два года на третий. С каждых 100 четей (около 50 десятин) доброй земли должен был выступить в поход один воин «на коне и в доспехе полном», а в дальний поход – «о дву конь». Поместье теперь могло переходить от отца к сыну при условии сохранения службы. Для учета и проверки служилых дворян периодически проводились смотры. Такой порядок распространился и на городовых казаков, которые стали получать поместья на границах. К поместным войскам относилась и татарская знать, перешедшая на службу к московскому государю и получившая от него поместья. Поместное войско являлось основой русского войска и составляло основной род войск — конницу. Введение поместной системы позволило значительно увеличить численность войск. В случае необходимости московский государь мог мобилизовать от 80 до 100 тыс. конников.
Второй составной частью русского войска XVI в. была пехота, ее составляли: пешие городовые казаки, посошные люди (посоха), стрельцы. Городовые казаки получают развитие как новый род войск при Иване IV. Они набирались, как и стрельцы, «из вольных охочих людей». Посошная рать (посошные люди) собирались в определенном количестве от сохи — так называлась единица податного обложения. Силами посошных людей выполнялись военно-инженерные работы по устройству дорог и мостов, осуществлялся подвоз боеприпасов и продовольствия, перевозились артиллерийские орудия и производилась их установка.
«Стрелецкие полки» организационно появляются в 1550 г. Стрельцы набирались из «вольных людей». За службу они получали жалованье (нерегулярно) и участки земли вблизи городов, за которые обязаны были служить пожизненно и наследственно. Жили стрельцы в особых слободах, занимались торговлей и ремеслом. Стрельцы обучались строю и стрельбе из пищали. Стрельцы являлись первым на Руси постоянным, но еще не регулярным войском. Стрелецкое войско было ядром пехоты в войнах.
Третьей составной частью русского войска в XVI в. был «наряд», т.е. артиллерия. «Наряд» выделялся уже в самостоятельный род войск. Правительство поощряло службу в наряде пушкарей и затинщиков, обладающих необходимыми знаниями и мастерством. Артиллерия делилась на крепостную, предназначенную для защиты городов, осадную — стенобитную и полевую со средними и легкими пушками.
Четвертым элементом был «Гуляй город» (подвижное полевое укрепление). По сути, специально обученный личный состав «гуляй-города» являлся зачатком инженерных войск. Укрытие «гуляй-город» — это легкое подвижное защитное средство (летом — на колесах, а зимой — на полозьях). Оно состояло из деревянных щитов, через бойницы которых стрельцы и пушкари вели огонь. По сути, в русском военном искусстве появилось инженерное оборудование поля боя, состоящее из деревянного щитового прикрытия.
Таким образом, в XVI в. вооруженные силы Руси состояли из поместной конницы, стрельцов, городовых казаков, ополчения «даточных людей», казаков, живших в степях. На случай войны царь мог рассчитывать на 200 тыс. человек.
Работаем с картой
Покажите на карте территорию России к концу правления Ивана III.
Рассмотрим карту на странице 29 первой части учебника
Территории, присоединённые к России к концу правления Ивана III обведены жёлтой линией. То есть это все территории, присоединённый до 1505 года — года смерти Ивана III.
Изучаем документы
Как автор текста характеризует власть правителя Российского государства?
Автор текста характеризует власть русского государя как сильную и деспотичную.
1. Из курса всеобщей истории вспомните, где и когда существовала деспотическая форма правления.
Деспотизм — форма государственного правления, при которой верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Деспотиями являлись государства Древнего Востока и Древней Африки: Ассирия, Вавилон, Древний Египет, древнеиндийские государства, Китайские империи, Персия. Кроме того, классическими деспотиями были греческие тирании, государство Великих Моголов в Индии и Османская империя.
2. Какие причины возникновения деспотизма в России называет А.А.Зимин?
А.А.Зимин считает одной из причин возникновения деспотизма сильную зависимость служилого люда от государя, которая со временем переросла в «собачью преданность», при этом государи перестали видеть в своих подданных людей – лишь «холопов», с которым можно сделать все, что угодно.
3. Согласны ли вы с тем, что утверждение автора справедливо для всех сословий России этого периода? Своё мнение аргументируйте.
Да, я согласен с тем, что утверждение автора справедливо для всех сословий России того периода. Именно такого мнения придерживался Иван III: «Мы вольны жаловать своих холопов, но вольны их и казнить». При этом холопами считались все, кто стоял по своему положению ниже государя, т.е. абсолютно все. Следует отметить, что деспот – это не обязательно «зверь» или тиран, хотя русская история знает и такие примеры государей. В данном случае мы говорим лишь об абсолютной власти государя над всеми слоями населения государства.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. В дополнительной литературе и Интернете найдите различные теории о причинах появления двуглавого орла в качестве символа Российского государства. Какая из них вам кажется наиболее вероятной? Свой ответ аргументируйте.
Орел присутствует на гербах множества государств, а вот двуглавый сохранился всего на нескольких: Российском, Сербском и Албанском. Вопрос, откуда на Руси взялся образ двуглавого орла, по сей день является спорным. Еще в «Истории государства Российского» на этот факт обратил внимание Николай Карамзин. Впервые подобный герб появился в России в XV веке, когда царь Иван III венчался c племянницей византийского императора. Изобразив на обратной стороне княжеской печати двуглавого орла, который был гербом Византии, Иван III стремился показать, что Россия является преемником византийской империи. Кроме того, имперские амбиции «двуглавого орла» подтверждались тем, что подобный орел был изображен на гербе Священной Римской империи.
2. Сравните отношение церкви к монаршей власти в Европе и России. Сделайте выводы.
В XVI веке в странах Европы начал формироваться абсолютизм – неограниченная власть монарха. Идея абсолютизма – государь является помазанником Божьим, а значит не нуждается ни в каких посредниках между ним и Богом, будь то император Священной Римской империи или Папа римский. Тем не менее глава католической Церкви – Папа римский, владея умами населения, еще долгое время осуществлял контроль над деятельностью монарха, давал оценку правителям и нередко противостоял им. Дело в том, что католическая Церковь стремилась вести собственную политику – в свое время она поддерживала грабительские походы немецких рыцарей против славянских и прибалтийских народов, активно участвовало в подавлении народных антифеодальных движений и ересей. Политическое влияние церкви и ее главы — Папы — опиралось также на финансовую поддержку. Сюда из всех католических стран Европы стекались ежегодно значительные суммы денег — доходы от земельных владений церкви, от церковной десятины, от сборов на крестовые походы и другие церковные поборы. Располагая огромными средствами, нередко далеко превосходившими финансовые ресурсы светских государей Европы, Папы имели возможность проводить активную внешнюю политику. Укреплению могущества церкви и папства в Западной Европе содействовало и то, что она продолжала сохранять власть над всей умственной и идейной жизнью общества.
В Российском государстве Церковь еще со времен преодоления раздробленности и борьбы за независимость от власти ордынских ханов выступала одним из столпов власти государя. Превратившись в крупного землевладельца, Церковь активно поддерживала действующую власть в стремлении объединить русские земли. При этом Церковь стала зависимой от государства. Московские князья всячески старались усиливать свое влияние на Церковь, и, помимо этого, усиливали саму Церковь, обеспечивая ее доходы, прирост церковных земель и т.п. Уже в те времена в Российском государстве мы наблюдаем сближение государства и Церкви.
3. Каковы были последствия военной революции в Европе?
Развитие огнестрельного оружия способствовало изменению всей системы формирования вооруженных сил в странах Европы. Стали появляться регулярные армии. Появление регулярных армий также стало ответом на расширение территорий европейских государств за счет колониальных завоеваний. Европейские вооруженные конфликты вышли за пределы самой Европы. Таким образом последствиями военной революции в Европе стали появление регулярных армий и их перевооружение, появление военных флотов. Военная революция способствовала формированию единых государств и укреплению в них сильной монаршей власти.
4. С помощью Интернета и учебника по истории Средних веков выясните, кто из европейских правителей был современником Ивана III. Почему, на ваш взгляд, Иван III не пожелал принять королевский титул, который ему предложил Фридрих III?
Современниками Ивана III были:
-Фридрих III – император Священной римской империи и король Германии;
-Фердинанд II и Изабелла I – правящая чета Испании;
-Людовик XI Благоразумный (1461-1483), Карл VIII Любезный (1483-1498), Людовик XII Отец народа (1498-1515) – короли Франции;
-Генрих VII (1485-1509) – король Англии.
-Иван III не пожелал принять королевский титул, который ему предложил Фридрих III, поскольку считал себя равным европейским монархам.
Возможные дополнительные вопросы на уроке
Какое государство, по вашему мнению, будет могущественным, успешным? Что, на ваш взгляд, для этого необходимо?
Государство может быть могущественным и успешным только тогда, когда оно имеет сильного, разумного и ответственного руководителя, который может опереться на верных людей, которого поддерживает и которому доверяет население страны. Только в этом случае население страны может быть уверенным в том, что его интересы будут защищаться властью, а власть будет уверена, что решения будут исполняться, а не саботироваться. Поэтому, для соблюдения такого условия должна существовать система, в которой население страны может выбирать, влиять и контролировать власть – в противном случае они будут «холопами» или рабами. В свою очередь, руководство государства, имея всю полноту власти, должно не только управлять, но и отвечать за свои действия, используя в управлении исключительно правовые методы. Это очень тонкая грань – народ и власть должны балансировать на «краю лезвия», идя на компромиссы, учитывая мнения других, понимая, что любой перевес в ту или иную сторону грозит либо анархией, либо деспотией.
Предположите, какие группы населения, народы России были заинтересованы в процессе становления единого государства. Были ли предпосылки к созданию единого Российского государства?
В создании единого Русского государства помимо князя были заинтересованы служилые княжеские люди, которые составляли костяк административной и военной «машины» государства. Поскольку за верную службу им выделялись поместья, которые не передавались по наследству, благосостояние помещиков, размеры их земельных владений зависели от великого князя. Поэтому они были заинтересованы в укреплении его власти и создании единого государства.
За создание единого государства были и бояре, владельцы наследственных вотчин. Дело в том, что в соответствии с княжеским соглашениям, бояре не имели права покупать земли на территории других княжеств. Поскольку бояре тоже имели амбиции к расширению собственных владений, они были заинтересованы в присоединении к Московскому княжеству новых земель, а следовательно – заинтересованы в объединении Руси.
Поддержку в создании централизованного государства оказывала и Церковь. Со временем Церковь стала крупным землевладельцем, аккумулировав владения, которые получала в дар или скупала у вотчинников в качестве платы за долги. Превратившись в крупного землевладельца, Церковь активно поддерживала действующую власть в стремлении объединить русские земли.
Поддерживали централизацию государства и ремесленники, и купцы, поскольку расширение ремесленного производства и торговли в Москве сплачивало Северо-Западную Русь вокруг Москвы и создавало экономические предпосылки для объединения.
Являются ли записки иностранцев историческим источником? Какие особенности нужно учитывать историку при их использовании?
Безусловно, записки иностранцев являются историческими источниками. Однако, как и в работе с любыми историческими документами, нельзя делать вывод только на основании одного источника. Факты необходимо проверять. Любой источник, не важно, российский он или иностранный, может отражать заинтересованное или предвзятое мнение. Таких примеров мы знаем достаточно много. В той же «Повести временных лет» историки находят множество несоответствий, когда начинают проверять факты и сопоставлять с другими источниками. Кроме того, на основании одного документа, без учета множества других источников сложно сделать более или менее однозначные выводы о предпосылках, намерениях и последствиях.
С какой целью создаётся единая централизованная система управления государством?
Единая централизованная система управления государством создается для эффективного управления страной. Для того, чтобы страна могла успешно развиваться и конкурировать на мировой экономической или политической арене нужны единые и понятные «правила игры», необходимы единые законы и соблюдение верховенства закона. Кроме того, необходима единая внешняя и внутренняя политика. Всего этого сложно достичь без централизованной системы управления.
Можно ли утверждать, что абсолютизм предоставляет правителю большую полноту власти, чем самодержавие?
Абсолютизм и самодержавие – это тождественные понятия, означающие особую форму правления, при которой власть монарха неограниченна. Абсолютные монархии в Европе опирались на поддержку дворянства и формирующейся городской буржуазии с тенденцией к определенной самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики. Российский абсолютизм (самодержавие) имеет иную социальную опору — одно служилое дворянство, а не союз дворянства с городской буржуазией, что объясняется иными историческими условиями его формирования.
Запоминаем новые слова
Крепостное право — форма зависимости крестьян, предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца.
Самодержавие — монархическая форма правления в России, при которой государю принадлежало верховное право в принятии законов, управлении страной, руководстве армией и флотом, определении содержания внутренней и внешней политики.