Стр. 84. Обогащаем свою речь
1. У многих из вас или ваших друзей есть домашние животные. Может быть, вы стали свидетелями или участниками какого-нибудь происшествия с вашими любимцами. Расскажите или напишите об этом. Чтобы создать даже небольшой рассказ, нужно вспомнить, что рассказом мы называем прозаическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях.
У моей бабушки в деревне жила кошка. Это была почти дикая кошка, она ловила мышей и крыс и заходила домой только чтобы полакать молока. Все немного боялись этой кошки, и я тоже, потому что она смело нападала даже на окрестных собак и на людей, которые решались без стука пройти в ограду. Однажды ко мне на дороге подбежала соседская собака и зарычала, не давая мне пройти. Она приближадась, оскалив свои белые зубы. Справа и слева были заборы. Если побежать, собака догонит и покусает. Ситуация безвыходная.
Вдруг передо мной очутилась бабушкина кошка. Она спрыгнула с забора и зашипела на собаку. Шерсть ее была дыбом, хвост распушился, а выражение мордашки было таким зловещим, что собака поджала свой схвост. А когда кошка решила выпустить когти и напасть на собаку, та с визгом убежал к себе под ворота.
Вот так спасла меня наша кошка от злой собаки. Теперь мы с ней друзья.
2. Каким одним словом можно заменить описание — «заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену»?
Заплакал.
3. Подберите синонимы к словам и выражениям:
Печальное — грустное;
бесшумные — беззвучные;
яви милость — прояви великодушие;
утки зябли — утки мерзли.
4. Найдите в рассказе примеры просторечной лексики.
Одурел, оголец, пущай, шибко, выдь.
5. Какие слова героев рассказа показывают их особое отношение к зайцу («живая душа», «милый» и др.)?
Заяц особенный, сердешные, «Что ребенок, что заяц — всё одно», милый, спаситель мой.