Стр. 281-282. Проверьте себя. Итоговые вопросы.
1. Какие, на ваш взгляд, произведения, включённые в ваш учебник, навсегда останутся любимыми для многих поколений читателей? Назовите их, вспомните о героях полюбившихся произведений, событиях, описанных в них.
Любимыми для всех поколений всегда будут литературные сказки, авторы которых Пушкин, Жуковский и Погорельский, басни Крылова и «Бородино» Лермонтова, рассказы Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова и Куприна, стихи Некрасова о русских людях и стихи поэтов о родной природе. Читатели будут любить сказы Бажова, рассказы Паустовского и Астафьева, повесть Короленко и стихи о войне Твардовского и Симонова.
2. Какие произведения заканчиваются так:
1) «Засеют как следует, а взойдёт такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец... чёрт знает что такое!»; 2) «Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои обеты»?
1) Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».
2) В.Г. Короленко. «В дурном обществе».
3. Назовите жанры литературных произведений, которые были включены в ваш учебник, приведите примеры (сказ, басня, стихотворение, рассказ и т. д.). Чем отличается сказ от сказки, рассказ от повести?
Расссказ: П.П. Бажов, «Медной горы Хозяйка».
Литературная сказка: A.C. Пушкин «Сказка и мертвой царевне и о семи богатырях», А. Погорельский, «Черная курица, или Подземные жители».
Басни: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне», М.В. Ломоносов, «Случились вместе два астронома в пиру...».
Стихотворения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», A.A. Фет «Весенний дождь», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
Баллада: В.А. Жуковский, «Кубок».
Рассказы: А.И. Куприн «Тапер», Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник».
Повесть: В.Г. Короленко, «В дурном обществе».
Пьеса: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
В сказке идет речь о волшебных, необыкновенных событиях, а в сказе с фантастическим миром фольклора сочетаются точные зарисовки народного быта.
Рассказ от повести отличается тем, что рассказ относится к малой форме эпического произведения, повесть — к средней форме, то есть отличаются они по объему повествования.
4. Приведите примеры перекрёстной, опоясывающей рифмовки из знакомых вам стихотворений.
Перекрестная рифмовка:
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В нем тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
A.A. Прокофьев. «Аленушка»
Опоясывающая рифмовка:
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь...
Ф.И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»
Парная рифмовка:
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Н.М. Рубцов. «Родная деревня»
5. В каких произведениях вам встречались сравнения, гиперболы, метафоры (приведите примеры)?
Гипербола — это преувеличение. Гиперболу использует И. С. Тургенев в рассказе «Муму». Он пишет, что на кровать, где спал Герасим, можно было бы положить сто пудов, и она не погнулась бы, что Герасим мог смахнуть косой березовый лесок «с корней долой».
Сравнение — это изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. И.С. Тургенев сравнивает Герасима сначала с молодым быком, которого поставили в вагон железной дороги и везут неизвестно куда, затем с пойманным зверем. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино» сравнивает войско французов с тучей: «Французы двинулись, как тучи...»
Метафора — это скрытое сравнение. «Лишь паутины тонкий волос...» из стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...», «И в окно снежинки Мотыльками бьются...» из стихотворения С.А. Есенина «Разгулялась вьюга...», «И цветет дурман-цветком багульник...» из стихотворения A.A. Прокофьева «Аленушка».
6. Какой герой какого произведения кажется вам самым интересным? А вашим одноклассникам?
Робинзон Крузо из произведения "Робинзон Крузо". Этого отважного человека не сломили произошедшие с ним неприятности и он приспособился к жизни на необитаемом острове.