В.С.Высоцкий, стр. 141 "Он не вернулся из боя" (Этого раздела нет в старом учебнике)
Он не вернулся из боя
Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас —
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, — не про то разговор:
Вдруг заметил я — нас было двое…
Для меня — будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалось — будто из плена весна, —
По ошибке окликнул его я:
— Друг, оставь покурить! — А в ответ — тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…
Отражается небо в лесу, как в воде, —
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло — для обоих.
Всё теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
1. О чём вспоминает лирический герой? Какие детали общения с другом возникают в его памяти? Почему именно они?
Ответ:
Лирический герой вспоминает о своем боевом товарище. Вспоминает, что они спорили, что друг подпевал невпопад, говорил про другое, но несмотря на все это теперь его очень не хватает. Лирический герой обращает внимание на природу, размышляет о роли товарища в своей жизни, о гибели друга. Одиночество переходит не просто в пустоту, а в сиротство. Его друг представлен романтическим, «не от мира сего» человеком: молчит и подпевает невпопад, встаёт с восходом. Оба знают истинную цену дружбе, которая не раз проверялась в боях. Возможно, не такие уж они и разные, если герой-рассказчик «вдруг заметил», что их было двое. Незаметно, но прочно товарищ вошёл в его жизнь.
2. Какие сравнения использует поэт? Объясните их.
Для меня будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.
Костер очень важен, он согревает, на нем готовят пищу, поэтому потеря друга сравнивается с потухшим костром.
3. Как вы думаете, почему в этом стихотворении, своеобразном некрологе, вдруг появляется образ весны, которая словно «вырвалась из плена»?
Автор пытается сказать этими строками, что вот наконец настают прекрасные дни, но товарища уже не вернуть. Это противопоставление прекрасного печальному для более яркого контраста.
4. Объясните строки, начинающиеся с повтора: «Наши мёртвые нас не оставят в беде, / Наши павшие — как часовые».
Память о погибщих героях будет жить вечно, а пока жива память, живы и герои.
5. Как вы понимаете последнюю строфу?
Потеря дорогих людей воспринимается очень близко к сердцу и наносит глубокие раны, такие, что кажется, что ты тоже умер вместе с ними.
6. Послушайте песню на эти стихи в исполнении автора. Расскажите, как исполнение барда В.С. Высоцкого обогащает ваше восприятие его строк.
Песня звучит очень проникновенно.
После уроков
1. В разделе «Из поэзии о Великой Отечественной войне» приведена очень краткая информация о каждом авторе. Найдите дополнительные материалы и подготовьте небольшой рассказ о жизни и творчестве одного из поэтов.
Ответ:
А.И.Фатьянов
Алексе́й Ива́нович Фатья́нов родился 5 марта 1919 года в деревне Малое Петрино (ныне в черте города Вязники, Владимирская область). У него был старший брат Николай и 2 сестры. Алексей рано научился читать, много времени проводил в домашней библиотеке, отец специально для него выписывал книги. Как и многие мальчишки, увлекался голубями и рыбалкой.
В родительском доме, Алексей получил своё первое образование. Родители привили Алексею любовь к литературе, театру, музыке и пению.
Алексей поступил театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии Алексея Попова. Играл в спектаклях, гастролировал с театром по отдалённым гарнизонам Дальнего Востока.
В мае 1940 года Фатьянова призвали в армию, он попал в Елецкий полк железнодорожных войск Орловского военного округа, участвовал в полковой художественной самодеятельности. Через три месяца он уже режиссёр-постановщик Окружного ансамбля Орловского военного округа. Но в 1944 году приказом Александра Александрова Фатьянов был направлен для прохождение службы в рядах действующей армии и попал в 15-й самоходно-артиллерийский полк, находившийся на переформировании в Подмосковье. Был ранен. Награждён медалью «За отвагу».
В 1945 году откомандирован в Таллин в распоряжение ансамбля песни и пляски Краснознамённого Балтийского флота.
Он выступал в инсценировках, читал стихи, занимался режиссурой. Известность Фатьянова росла; по воспоминаниям современников, не было дня в 1945 году, чтобы по Всесоюзному радио не звучали песни на его стихи.
30 апреля 1945 года Алексей Фатьянов получил воинское звание сержанта. За работу в ансамбле награждён орденом Красной Звезды. К сентябрю 1945 года стал старшим сержантом[2]. В феврале 1946 года демобилизован из армии.
Большинство произведений Фатьянова написано в стиле гражданской и любовной лирики, его стихи органично ложились на музыку, были простыми, легко запоминались с первого раза. Фатьянов был не только поэтом, но также и артистом, играл на аккордеоне и фортепиано, обладал певческим голосом. На творческих вечерах он, наряду с декламацией своих стихотворений, пел песни на свои собственные стихи, которые тогда были очень популярны.
Скоропостижно скончался на 41-м году жизни 13 ноября 1959 года от разрыва аневризмы аорты. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
2. Составьте литературно-музыкальную композицию из фрагментов произведений, помещённых в учебнике и найденных самостоятельно. Подберите музыку и художественное оформление. Пригласите на представление учеников вашей школы, педагогов и родителей.
==