Ответы к странице 104. Барсучий нос. К. Паустовский

Вопросы и задания

1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.

 Меня удивило, что барсук не испугался людей и подошел очень близко к ним.

2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?

 Сначала было смешно наблюдать за барсуком, но потом стало жаль его, захотелось помочь ему.

3. Найдите описание барсука. Почему он попал в беду? Как он лечился? Расскажите.

"Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук."

Барсук раньше не видел костра и не знал, что еда может быть очень горячей. Она вкусно пахла и барсук сунул нос в горячую сковороду.
Барсук лечился, расковыряв пень и засунув в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос.

4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.

"Мальчик первый услышал фырканье зверя..."
"Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос."

5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует словами, художественно описывает, создаёт картины увиденного и пережитого.

Автор рисует словами, художественно описывает, создаёт картины увиденного и пережитого так, что у читателя возникают разные эмоции на разных этапах рассказа - от умиления над зверьком идо жалости к нему и грусти от невозможности чем-нибудь помочь.

6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.

 Автор сначала описывает, как смешно барсук подбирается к костру, но после того, как он обжегся, автору очень жаль зверька.

7. Попробуйте пересказать другу рассказ К. Паустовского «Барсучий нос». В этом вам поможет «Творческая тетрадь».

          Рыбаки стояли лагерем у озера и по вечерам жгли костер, на котором готовили пищу. Вместе с рыбаками был девятилетний мальчик, который считался большим выдумщиком – он постоянно придумывал небылицы о лесных обитателях и рыбаки с недоверием относились к его рассказам.
         Однажды рыбаки жарили на костре картошку, и на запах еды вышел барсук. Сначала он сопел в траве, и рыбаки думали, что это волк. Но потом барсук показался людям и направился к костру. Его манил запах жареной картошки.
          Один из рыбаков хотел отогнать не в меру любопытного барсука от костра, чтобы тот не обжегся, но он не успел этого сделать. Барсук сунул нос в сковородку и обжег нос. Он стремглав бросился прочь, вопя от боли.
         На следующее утро мальчик рассказал этому рыбаку, что видел, как барсук лечит свой нос. Рыбак, помня о выдумках мальчика, не особо поверил ему. Но мальчик настаивал, и рыбак пошел с ним в лес.
         Мальчик привел рыбака к трухлявому пню. У пня стоял пострадавший барсук, который засунул свой обожженный нос в мокрую труху. Потом барсук сел возле пня и стал облизывать обожженный нос. Из глаз у него текли слезы. Он смотрел на людей, и как бы просил у них помощи, но люди ничем не могли ему помочь.
          На следующий год рыбак был на том же озере и встретил барсука со шрамом на носу. Он приветливо помахал ему, как старому знакомому, но барсук спрятался от рыбака в кустах.

8. Определите основную мысль произведения.

 Автор хотел показать природу вокруг нас, показать, что животные нуждаются в нашей защите, что нужно быть наблюдательным и внимательным.

9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.

1. Появление барсука.
2. Барсук обжегся.
3. Барсук лечит свой нос

10. Передайте кратко содержание понравившейся части.

 Пересказываем любую часть.

11. Подумайте, можно ли было бы как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.

 Можно было бы выделить в отдельные главы рассказ о том, каким выдумщиком был мальчик (начало второй части), и как лирический герой встретил барсука через год (конец рассказа).

12. Составьте и запишите план всего произведения. В этом вам помогут заглавия к каждой части рассказа.

План
1. Появление барсука.
2. Мальчик-выдумщик
3. Барсук обжегся.
4. Барсук лечит свой нос
5. Встреча с барсуком через год

13. Сравните текст художественного произведения К. Паустовского «Барсучий нос» с текстом «Барсук» из энциклопедии. В чём особенность каждого из них? Запишите ответ в тетрадь.

В тексте из энциклопедии изложены факты о внешнем виде, образе жизни и питании барсука.
В произведении Паустовского описан интересный случай из жизни с участием барсука, с использованием художественных средств выразительности, повествование эмоционально окрашено, чувствуется отношение автора к происходящему.