Ответы к странице 41. Саша Черный. Воробей
1. Перечитай первые четыре строчки стихотворения. Каким ты представил себе воробья? Помогли ли тебе в этом выразительные слова (эпитеты) серый, юркий и сравнение словно мышка? Как ты понимаешь слова глазки — бисер?
Саша Черный
Воробей
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки — бисер, лапки — врозь,
Лапки — боком, лапки — вкось…
Прыгай, прыгай, я не трону —
Видишь, хлебца накрошил…
Двинь−ка клювом в бок ворону,
Кто её сюда просил?
Прыгни ближе, ну−ка, ну−ка,
Так, вот так, ещё чуть−чуть…
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой ,
Будем азбуку учить…
Ближе, ну ещё немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зёрна, съел все крошки
И спасибо не сказал.
Ответ:
Я представляю воробья маленьким серым комочком, скачущим, вертким, востроглазым. Эпитеты серый, юркий, сравнение словно мышка очень помогают представить себе воробья. Слова глазки — бисер означают маленькие точечки, которые сверкают, точно стеклышки под солнцем.
Это стихотворение написано с тонким юмором, воробьишка забавный и смешной, хитренький и неуловимый.
2. Ещё раз прочитай стихотворение, прислушайся к его звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей?
Ответ:
Ритм помогает представить себе воробья. Ритм быстрый, отрывистый, слова короткие, используются повторы (чуть−чуть, ну−ка, ну−ка). Именно так быстро и порывисто скачет по улице настоящий воробей.
3. Как поэт относится к воробью? Обрати внимание, как он называет его.
Ответ:
Поэт ласково и с любовью относится к воробью. В начале стихотворения он называет его "мой" и использует уменьшительно−ласкательное слово − воробьишка. Он кормит воробья и предлагает ему свою дружбу. И даже когда воробей улетает, поэт не обижается и в шутку называет его "нахалом", как без обид можно назвать закадычного товарища.
4. Прочитай стихотворение выразительно, так, будто ты сам разговариваешь с воробушком.
Ответ:
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки — бисер, лапки — врозь,
Лапки — боком, лапки — вкось…
Прыгай, прыгай, я не трону —
Видишь, хлебца накрошил…
Двинь−ка клювом в бок ворону,
Кто её сюда просил?
Прыгни ближе, ну−ка, ну−ка,
Так, вот так, ещё чуть−чуть…
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой ,
Будем азбуку учить…
Ближе, ну ещё немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зёрна, съел все крошки
И спасибо не сказал.
5. Попробуй описать воробья. Какие эпитеты и сравнения ты подберёшь?
взъерошенный
черногрудый
нахальный
как комочек
словно мячик
Ответ:
Я представляю воробья маленьким, сереньким и шустрым с крошечными блестящими глазками. Бисер – это маленькие бусинки, автор сравнивает глазки воробья с бусинками.
К слову воробей, можно подобрать эпитеты − маленький, шумный, драчливый, взъерошенный, нахолившийся, хитрый, задиристый, пугливый.