Обсудим (страница 83)

Задание №■

В книге "Зелёные страницы" прочитайте рассказ "Союз гриба и водоросли". Почему лишайники способны жить в арктической пустыне? Какому отношению к лишайникам учит этот рассказ?

Ответ:

Лишайники способны жить в арктической пустыне, потому что им не требуется почва. Большинству растений необходима почва, ведь из неё растения извлекают необходимые для жизни питательные вещества.
Почему же лишайнику не требуется почва? Потому что в лишайнике объединились два живых существа − гриб и водоросль. Гриб получает питательные вещества от водоросли, которые она производит на свету, как это делают все зелёные растения. А водоросль берёт у гриба воду и минеральные соли. Вода, которую добывает лишайниковый гриб, − это дождевая вода, роса, вода тающего снега. Однако, гриб способен впитывать влагу прямо из воздуха, даже если воздух довольно сухой.
Лишайники требуется беречь, ведь отмирая, они образуют перегной, на котором могут потом поселиться разные растения.

Подумаем! (страница 83)

Задание №1

Объясните, есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями.

Ответ:

Между водорослями в океане и белыми медведями существует связь, ведь водорослями питаются рачки, рачками − рыбы, а рыбами − тюлени. Тюлени становятся добычей белых медведей.

Задание №2

Составьте 1−2 цепи питания, характерные для зоны арктических пустынь.

Ответ:

Мелкие рачки в водах океана питаются растущими там водорослями. Рачками питается рыба. Рыбой питаются тюлени и птицы. Тюленей едят белые медведи.
На дне океана морские моллюски питаются водорослями, мелкими животными, падалью. С помощью своих клыков, моржи добывают на дне моллюсков. Моржи могут стать добычей белого медведя.

Проверим себя (страница 83)

Задание №1

Покажите на карте зону арктических пустынь.

Ответ:

Арктические пустыни на карте обозначены серым цветом. На карте можно заметить, что арктические пустыни расположены на островах, в северных районах России.
ГДЗ ответы для учебника по окружающему миру 4 класс Плешаков, Перспектива
Задание №2

Как ещё называется эта зона? Объясните, почему она получила такие названия.

Ответ:

Зону арктических пустынь называют также ледяной зоной. Солнце в этих краях никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство снега и льда. Значительная часть поверхности островов даже летом покрыта толстым ледяным панцирем.

Задание №3

Что такое полярная ночь и полярный день?

Ответ:

Зимой в ледяной зоне полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается. В небе светит луна, мерцают звёзды. Дуют сильные ветра, часто бушует пурга, температура нередко опускается до −60°.
Летом наступает полярный день. Круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше 0°.

Задание №4

Дайте краткую характеристику живой природы арктических пустынь.

Ответ:

В арктических пустынях преобладают низкие температуры. К суровым условиям арктических пустынь приспособились лишь немногие живые организмы. Живой мир скуден.
На камнях встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое−где растут мхи, а из цветковых растений − полярные маки. Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Всех этих птиц кормит море. В море множество водорослей. Ими питаются рачки, рачками − рыбы, а рыбами − птицы.
Рыбой кормятся и тюлени. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше или на льдинах.
На арктических островах обитают и моржи. Они похожи на тюленей, но гораздо крупнее и имеют мощные клыки. С помощью клыков моржи добывают на дне пищу − морских моллюсков. Кроме того, клыки помогают им выбираться из воды на льдины и скалы, а также защищаться от сильного хищника − белого медведя.
Белый медведь − хозяин арктических просторов. Он замечательно приспособлен к условиям жизни в этих краях. Белый цвет меха скрывает зверя среди льдов и снегов, позволяет незаметно подобраться к добыче. Густая длинная шерсть защищает от холода. Широкие лапы помогают плавать.