Стр. 66-67. Земля – кормилица
1. Какая почва в каждом из этих мест? С помощью иллюстраций и текста учебника дострой модель-аппликацию. Для этого вырежи рисунки из Приложения и правильно их расположи.
Используя модель-аппликацию, расскажи о разнообразии почв.
Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения и в котором живут животные, бактерии. В зависимости от природных зон, выделяют разные типы почвы, а от типа почвы зависит то, какие растения и животные смогут в ней жить и на ней расти.
В тундрах – тундровые почвы.
В смешанных лесах и тайге – подзолистые почвы.
В лиственных лесах – серые лесные почвы.
В степях – черноземные почвы.
На болотах – болотные почвы.
На лугах – луговые.
2. По заданию учебника (с. 121) запишите основные сведения о почвах вашего края.
В степях Краснодарского края распространены в основном черноземные почвы. В лесах и горах - серые и бурые лесные почвы. В полях - горно-луговые почвы. В дельтах - лугово-болотные, а возле Азовского моря – солончаковые почвы.
3. С помощью учебника впиши цифровые данные в текст. Используй их для доказательства необходимости охраны почвы.
Образование почвы – очень медленный процесс. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Двадцать сантиметров почвы образуется за 5-6 тысяч лет.
4. Папа Сережи и Нади нарисовал условные знаки по теме урока. Расшифруй их (устно). Укажи стрелками, к каким последствиям для почвы приводят действия человека, выраженные этими знаками.
1) Карьеры приводят к разрушению почвы и образованию оврагов, поэтому нужно четко отслеживать их работу и по завершению укреплять склоны деревьями, а еще лучше закапывать.
2) Вырубка деревьев ведет к разрушению почвы, потому что их корни держат склоны.
3) Использование удобрений ведет к загрязнению почвы, поэтому следует запрещать их использование и использовать естественное удобрение, а не химикаты.
4) Сброс и сбор мусора в неположенном месте ведет к загрязнению почвы.
5) Стройка тоже ведет к разрушению почвы, поэтому нужно четко следить за ее состоянием.
6) Распашка почвы вдоль ведет к разрушению ее и размыву потоками воды.
Если у тебя и твоих одноклассников есть идеи, как вы можете помочь охране почв своего края, обсудите их и сделайте это.
Ребята могут помочь тем, что будут собирать мусор в местах, где его нельзя выбрасывать.