Стр. 74-77. Жизнь в пресных водах

1. Запишите названия растений пресного водоема, которые вам удалось определить при работе с гербарием.

Камыш
Тростник
Ряска
Кувшинки
Элодея
Рогоз

2. Какие растения изображены на рисунках? Соедини стрелками рисунки и названия.

Сравни кувшинку, кубышку и стрелолист; рогоз, камыш, тростник. Выдели признаки, по которым эти растения можно различить в природе (ответь устно).

Кувшинка, кубышка и стрелолист:
Стрелолист имеет белые цветки, у основания розовые с тычинками. На одном стебле растет несколько цветков. Называется так, потому что листья похожи на стрелы. Кубышка имеет ярко-желтый цветок, обладает приятным запахом. Листья плоские, имеют форму яйца, светло-зеленого цвета. Кувшинка имеет цветки белого цвета с большим количеством лепестков и тычинок. Листья крупнее, чем у кубышки, темно-зеленого цвета.
Рогоз, камыш, тростник:
Камыш – высокое растение, высотой 2 метра. На верхушке у него соцветие колосков, собранных в зонтик. На стебле нет листков, а соцветия колючие.
Тростник вырастает до 5 метров. У него наверху темные метельчатые соцветия.
Рогоз легко узнать по темно-коричневым початкам в виде свечек. Растение может достигать в высоту 2 метра.

3. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений пресного водоема и влажных мест, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе.



Вариант 1
ежеголовник, телорез, водокрас, частуха

Вариант 2
пушица, купальница, череда, селезёночник

 

4. Наш любознательный Попугай побывал на озере и спешит поделиться впечатлениями. Прочитай его рассказ на с. 76. Все ли в нем верное? Найди и исправь ошибки (зачеркни и напиши правильно).

                            Удивительное озеро

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие (жёлтые) белые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это (ряска) стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают (жуки-плавунцы) клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают (хищные) растительноядные моллюски – прудовики и катушки.

*В первом предложении возможен вариант, когда зачеркнуто слово кувшинки, а вместо него написано жёлтые кубышки.

5. Эти рисунки подготовил для вас папа Сережи и Нади. Узнай животных по фрагментам. Подпиши названия животных.

6. Составь схему цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края.

Комар – лягушка – цапля.
Ряска - карась - щука - выдра
Водоросли - головастик - щука - цапля

Цепи питания пресных водоемов начинаются с растений. Затем рыбешки поедают их, а затем становятся добычей более крупной рыбы – щуки. После рыбу съедает цапля или выдра.

7. Сформулируйте и запишите правила поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте еще одно правило.

Правила поведения у воды

8. По заданию учебника (с. 185) подготовь сообщение о бобрах.

Тема сообщения: Почему бобра называют «королем грызунов».

План сообщения:

  1. Как выглядит бобр.
  2. Чем выделяется среди других грызунов.
  3. Что помогает бобру быть лучшим строителем.

Важная информация для сообщения:

По сравнению с другими грызунами: хомяками, сусликами, мышами бобер выглядит величественно, по-королевски. Длина его тела достигает 70 см. и еще 30 см. приходится на хвост. А масса этого зверя до 30 кг.

Среди грызунов бобры выделяются не только внушительной внешностью, они еще и лучшие строители. Никакие постройки других животных не сравнятся со сложностью строений «короля грызунов».

Благодаря особому строению частей тела, бобры могут подтачивать и сваливать большие деревья. У них мощные зубы-резцы, по два на каждой челюсти, ими пользуются как пилой. Также губы бобров расположены так, чтобы этим животным было легче заниматься стройкой: они закрывают рот позади зубов, поэтому ни щепки, ни вода (если они работают в воде) в рот не попадают.

Источник: «Зеленые страницы».