§19. Географические карты и навигация в жизни человека

Вопросы перед параграфом

■ 1. Какие условные знаки используют при составлении крупномасштабных (топографических) карт?

Ответ:

Используемые в топографических картах условные знаки бывают контурные (масштабные), внемасштабные, а также пояснительные. При изображении объектов местности, которые показываются в масштабе карты (болото, лес, озеро), используют масштабные знаки. Размеры данных объектов возможно измерить с помощью карты. Внемасштабные знаки отражают объекты местности, которые не показываются в масштабе карты (дерево, дом, столб). Пояснительные знаки и подписи используются с целью дополнить параметры объекта (цифры и буквы на шоссейной дороге указывают ширину и материал покрытия).

■ 2. Какие географические объекты показывают на глобусе?

Ответ:

На глобусе обычно показана поверхность Земли со всеми природными объектами, что на ней есть: моря, океаны, острова, материки, горы, реки, озёра. Словом всё то, что заметно на поверхности земли. Цветом выделяют наличие растительности − пустыни жёлтые, лесные участки зелёные, снежные горы белые. Степень подробности зависит от размера глобуса.

■ 3. Назовите различия условных знаков топографических карт и глобуса.

Ответ:

В топографических картах применяются символические знаки для обозначения объектов. Это могут быть: населённые пункты, заводы, озёра, дороги, транспортные пути, рельеф. Условные знаки могут быть масштабными, внемасштабными и пояснительными. Масштабные выражают объект местности на основе его площади. Внемаштабные выражают объект независимо от его размеров. Пояснительные используются для дополнительной характеристики объектов местности.
На глобусе невозможно уместить географические объекты из−за масштаба. И поэтому символических знаков там нет. Они обозначаются только цветом.

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, к какой группе условных знаков можно отнести обозначения маршрутов экспедиций путешественников?

Ответ:

Я думаю, их можно отнести к линейным условным знакам (знаки, применяемые для изображения объектов линейного характера).

2. Как вы думаете, какие информационные источники используют для составления карт лесов, например карты «Леса России»?

Ответ:

Ученые используют компьютерные технологии и данные дистанционного зондирования Земли из космоса.

3. В какой проекции составляются современные морские карты? Узнайте почему.

Ответ:

Морские навигационные карты составляют в особой проекции, которую разработал фламандский картограф Г. Меркатор. С их помощью легче прокладывать маршрут судна.

4. Познакомьтесь с содержанием атласа своего края. Сравните его содержание со школьным географическим атласом.

Ответ:

В нашем школьном кабинете географии есть атласы Нижегородской области. Проведем сравнение географического атласа для 5 класса и атласа Нижегородской области.
Атлас Нижегородской области: общие сведения о регионе, географическое положение, соседние регионы, описание рельефа, геологическое строение, полезные ископаемые, климат и климатообразующие факторы, внутренние воды, животный и растительный мир, особо−охраняемые природные территории, рекреация, хозяйство Нижегородской области, население.
Географический атлас для 5 класса: маршруты путешественников, строение Солнечной системы, происхождение земли, физическая карта мира, физическая карта Российской Федерации, карта океанов, природные и антропогенные изменения.
В целом по содержанию атласы будут отличаться. Так как атлас Нижегородской области "построен" полностью для изучений одной конкретной территории, атлас для 5 класса − изучение начального курса географии.
Общие признаки: используются общепринятые условные знаки.

Вопросы и задания для повторения и обобщения

• 1. Определите расстояние между Спасской и Троицкой башнями Московского Кремля, если на плане масштаба 1:10 000 расстояние между башнями равно 41/4 сантиметра.

Решение:

На географической карте масштаба (1:10 000) 1 см равен 100 м на местности.
100 м = 10 000 см
10 000 см * 41,4 см = 414 000 см
414 000 см = 4140 м = 4,14 км
Ответ: 4140 м, или 4,14 км.

• 2. Определите масштаб плана Красной площади в Москве, если расстояние между Историческим музеем и храмом Василия Блаженного 400 метров, а на плане 4 сантиметра.

Решение

400 метров = 40 000 см.
Из условия задания известно, что расстояние в 400 м (40 000 см) на местности показано на плане отрезком линии длиной 4 см, значит, масштаб будет 4 : 40 000 = 1 : 10 000 (дробь 4 / 40 000 сократили на 4).
Ответ: масштаб плана Красной площади 1 : 10 000.

• 3. Представьте свой путь от дома до школы. Если вас попросят составить план этого пути с помощью компаса и измерения расстояний шагами, то такая съёмка местности будет называться … и … . Составьте схематичный план своего движения от школы до дома, учитывая направления на стороны горизонта. Используйте известные условные знаки и/или придумайте свои знаки (значки, линии и др.), указав их в легенде плана.

Ответ:

Если меня попросят составить план этого пути с помощью компаса и измерения расстояний шагами, то такая съёмка местности будет называться глазомерной и маршрутной.
Схематичный план движения от школы до дома:

• 4. Сравните масштаб школьного глобуса (1 : 50 000 000) и масштаб карты полушарий в школьном атласе (1 : 100 000 000). Какой из них более крупный?

Ответ:

Масштаб школьного глобуса (1 : 50 000 000) крупнее в 2 раза − территория "уменьшена" только в 50 000 000 раз.

• 5. Координаты каких двух точек земной поверхности имеют только широту? Назовите координаты точки пересечения Гринвичского меридиана и экватора.

Ответ:

Координаты большинства пунктов на Земле имеют одновременно и широту, и долготу. Исключения − Северный и Южный полюсы: 0° широты и 0° долготы.
Точка пересечения Гринвичского меридиана и экватора расположена в Гвинейском заливе.

Проект

Сравнение карт школьного или краеведческого атласа

1. ЦЕЛЬ
Составить сравнительную характеристику двух карт школьного атласа.
ЗАДАЧИ
1. Определить особенности умения сравнивать объекты изучения.
2. Выбрать показатели для сравнения.
3. Представить форму результата сравнения карт атласа.
4. Научиться оценивать результаты своей деятельности.
ПЛАН РАБОТЫ
1. Познакомиться с содержанием атласа и выбрать две карты для сравнения. Например, фрагмент топографической карты и физическая карта России.
2. Определить показатели для сравнения карт атласа и форму представления результата сравнения. Например, показатели сравнения: масштаб карт, охват территории, показанной на картах, основное содержание, основное назначение карт; форма представления: сравнительное описание, сравнительная таблица, числовая форма, графическая форма (рисунки, фотографии, презентации), динамическая (анимации, видеофрагменты) форма.
3. Сделать выводы по каждому показателю сравнения. Например, по масштабу карты относятся к группам мелко−, средне− и крупномасштабных карт; по охвату территории карты относятся к группам карт мира, карт материков и океанов, карт частей материков и океанов, карт стран и их частей; по содержанию карты относятся к группам общегеографических карт и тематических карт; по назначению карты относятся к группам учебных, туристических, дорожных и справочных карт.
4. Провести самооценку результатов сравнения двух карт школьного атласа по пунктам плана 1—3 . Для оценки можно использовать следующие баллы: 2 балла — пункт плана выполнен полностью правильно; 1 балл— пункт плана выполнен не олностью или содержит ошибки; 0 баллов — пункт плана не выполнен или выполнен полностью неправильно. Перевести полученные баллы в отметку пятибалльной шкалы: 6 баллов — «отлично», 4—5 баллов — «хорошо», 3 балла — «удовлетворительно», 1—2 балла — «неудовлетворительно», 0 баллов — «плохо».

Ответ:

Сравнение карт школьного атласа

Показатели Физическая карта России Тектоническая карта мира
Масштаб карт 1:20 000 000 1:100 000 000
Охват территории Карта страны и их частей Карта материков и океанов
Основное содержание Общегеографическая карта Тематическая карта
Основное назначение Учебная карта Учебная карта

Выводы:
1. По масштабу карты относятся к группам мелкомасштабные карты.
2. По охвату территории карты относятся к группам карт материков и океанов и к картам стран и их частей.
3. По содержанию карты относятся к группам общегеографических и тематических карт.
4. По назначению карты относятся к группам учебных карт.