§30. Рельеф дна Мирового океана
Вопросы перед параграфом
■ 1. Назовите основные формы рельефа суши.
Ответ:
Основными формами рельефа суши являются горы и равнины.
■ 2. Почему для изображения океанов на карте полушарий используют несколько оттенков синего цвета?
Ответ:
Более светлые цвета голубого указывают на мелководность этого участка, а насыщенные темно−синие цвета − на его глубину. Чем насыщеннее цвет − тем больше глубина в данном месте.
■ 3. По карте полушарий определите, как изменяется глубина Индийского океана вдоль параллели 20° ю.ш.
Ответ:
По 20° параллели можно заметить, что глубина океана увеличивается в большую сторону с запада на восток. Ближе к материку Австралия ее показатели самые большие.
Вопросы и задания
1. Перечислите, из каких частей состоит подводная окраина материков. По карте России определите, какие моря Северного Ледовитого океана расположены в шельфовой зоне Евразии.
Ответ:
Рельеф подводной окраины материка состоит из:
1. материковой отмели;
2. материкового склона;
3. материкового подножия.
На шельфе Евразии в границах Российской Федерации расположены четыре моря:
1. Карское море.
2. Море Лаптевых.
3. Восточно − Сибирское море.
4. Чукотское море.
• 2. Как называются самые глубокие части дна Мирового океана? Самостоятельно по школьному глобусу определите наибольшие глубины океанов Земли.
Ответ:
Наиболее глубокими участками океанического дна считают глубоководные желоба. Все самые глубокие впадины с глубиной больше 10 000 метров находятся исключительно в Тихом океане.
Глубочайшие точки Мирового океана:
1. Алеутский желоб − 7679 м.
2. Курило−Камчатский желоб − 9917 м.
3. Японский желоб − 10504 м.
4. Идзу−Бонинский желоб − 9810 м.
5. Марианский желоб − 10994 м.
6. Филиппинский желоб− 10540 м.
7. Зондский желоб − 7290 м.
8. Желоб Кермадек − 10047 м.
9. Желоб Тонга − 10882 м.
10. Желоб Пуэрто−Рико − 8742 м.
3. В какой части дна Мирового океана расположена точка с координатами 11,5° с. ш. и 143,5° в.д.?
Ответ:
Точка расположена в западной части Тихого океана. Это самая глубокая точка Мирового океана − Марианская впадина (около 10994 м).
4. На карте полушарий определите положение Срединно−Атлантического хребта. Какие вулканические острова образованы вершинами этого хребта?
Ответ:
Положение Срединно−Атлантического хребта
Вулканические острова, образованные вершинами рассматриваемого хребта:
1. Азорские острова — архипелаг, включающий следующие острова: Санта−Мария, Пику, Корву, Сан−Мигел, Грасиоза, Фаял, Терсейра, Сан−Жоржи, Флориш.
2. Острова Тристан−да−Кунья — архипелаг, включающий следующие острова: Тристан−да−Кунья, Неприступный, Гоф, Найтингейл.
3. Остров Вознесения.
4. Остров Святой Елены.
Вопросы и задания для повторения и обобщения
• 1. Изучением внутреннего строения "твердой" Земли занимаются ученые ... . Приведите примеры прямых и косвенных методов изучения внутреннего строения "твердой" Земли.
Ответ:
Изучением внутреннего строения "твердой" Земли занимаются ученые−геологи.
Прямой метод − изучение слоев горных пород на обрывах гор или склонах рек, при строительстве шахт, бурении скважин или знакомство с вещественным составом продуктов извержения вулканов.
Косвенный метод − это, например, сейсмический метод.
Этот метод основан на том факте, что при землетрясениях и мощных взрывах в земной коре и более глубокиях слоях распространяются сейсмические волны, причем скорость их распространения зависит от плотности пород, сквозь которые проходят волны. Наблюдения за скоростью волн позволяет определить плотность и твердость пород на глубинах, недоступных исследованиям прямым методом.
• 2. Опишите образование вулкана и этапы его извержения. На основе этого описания составьте определение понятия "вулкан".
Ответ:
Перед началом извержения вулкана происходят вулканические землетрясения и образуются трещины в земной коре. Извержение начинается с выбросов газов, вулканического пепла и вулканических бомб. По трещинам и через кратер вулкана вверх с силой устремляется магма (сложный по составу огненно−жидкий расплав веществ глубинных слоев Земли).
Лава (излившаяся на поверхность Земли магма) быстро остывает, превращаясь в плотную твердую горную породу. При многократных извержениях вулканов на земной поверхности накапливаются слои вулканического пепла, чередующиеся со слоями застывшей лавы. Постепенно конус вулкана наращивается, он становится выше, а его строение − многослойным. Часто вулкан выглядит как конусовидная гора. На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление − кратер, соединенный жерлом с вулканическим очагом.
Вулканы − образования на поверхности земной коры, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни.
• 3. Ученых−геологов, которые изучают вулканы, называют ... . К какой группе методов изучения внутреннего строения "твердой" Земли (прямые, косвенные) относится исследование лавы?
Ответ:
Ученых−геологов, которые изучают вулканы, называют вулканологами.
Исследование лавы относится к косвенному методу.
• 4. Сравните процессы образования гранита, мрамора и каменного угля. К каким группам пород по образованию они относятся?
Ответ:
В недрах Земли магма медленно остывает при высокой температуре и значительном давлении, что ведёт к образованию горных пород с крупными кристаллами минералов, например гранита.
В результате метаморфизма из известняка образуется мрамор.
Осадочные горные породы могут образоваться также из ископаемых останков или продуктов жизнедеятельности растений и животных. К таким осадочным породам относится каменный уголь.
Гранит − магматическая горная порода.
Мрамор − метаморфическая горная порода.
Каменный уголь − осадочная горная порода.
• 5. Определите относительную высоту вулкана Мауна−Кеа (о. Гавайи), если его абсолютная высота равна 4 205 метрам, а глубина подошвы вулкана − 5 998 метров.
Ответ:
Относительная высота вулкана Мауна−Кеа составляет 10 203 метров (4 205 + 5 998 = 10 203 метра).
• 6. Разрушения и изменения горных пород на поверхности суши под воздействием атмосферного воздуха, солнечных лучей, грунтовых и поверхностных вод и жизнедеятельности организмов называют ... .
Ответ:
Разрушения и изменения горных пород на поверхности суши под воздействием атмосферного воздуха, солнечных лучей, грунтовых и поверхностных вод и жизнедеятельности организмов называют выветриванием.
• 7. Какие горные породы называют полезными ископаемыми? Как называют скопление полезных ископаемых в земной коре? Какие горючие, металлические (рудные) и неметаллические (нерудные) ископаемые вам известны?
Ответ:
Минералы и горные породы, которые могут быть использованы человеком в хозяйственной деятельности называют полезными ископаемыми.
Скопление полезных ископаемых в земной коре называется месторождением.
Полезные ископаемые:
1. Горючие − уголь, горючие сланцы, торф.
2. Металлические − руды металлов (железные, медные, алюминиевые).
3. Неметаллические − сера, поваренная соль, апатит.
• 8. Как вы думаете, какие экологические проблемы может вызвать деятельность человека по добыче и использованию полезных ископаемых?
Ответ:
При добыче, использованию и переработке полезных ископаемых происходит масштабное воздействие человека на природную среду:
1. Истощение сырьевых ресурсов.
2. Загрязнение окружающей среды.
3. Нарушение естественных процессов.
• 9. Опишите по глобусу или карте полушарий географическое положение высочайших гор мира − Гималаев. Используйте следующий план:
А) Найдите горы на глобусе или карте.
Б) Определите, на каком материке расположены горы, в какой его части.
В) Назовите географические объекты (горы, плоскогорья, равнины), с которыми граничат горы.
Г) Укажите, в каком направлении простираются горы, и определите с помощью масштаба или линий градусной сети их протяженность.
Д) Определите по шкале высот преобладающие высоты гор и наибольшую высоту.
Как называется самая высокая вершина гор, каковы ее географические координаты?
Ответ:
Географическое положение высочайших гор мира − Гималаев
А) Горы на карте мира:
Б) Гималаи расположены на материке Евразия в азиатской (южной) части.
В) Горы граничат с Тибетским нагорьем, Индо−Ганской равниной, горными системами Каракорум и Гиндукуш.
Г) Горы протянулись с запада на восток. Протяженность составляет 2900 км.
Д) Высота хребтов достигает в среднем 3500−4500 м, а отдельные вершины поднимаются до 6000 м. Наибольшая высота достигает 8848 метров.
Самой высокой вершиной горя является гора Джомалунгма (Эверест) − 27° с.ш., 86° в.д
• 10. Объясните, почему плоскогорья не относят к равнинам или горам, а выделяют для них промежуточное положение. Назовите основные этапы формирования плоскогорий и их особенности. Есть ли плоскогорья на территории России?
Ответ:
Промежуточное положение между горами и равнинами занимают плоскогорья. Поверхность плоскогорий длительное время разрушалась и выравнивалась, а в дальнейшем по разломам была приподнята над окружающими равнинами. Для плоскогорий характерно сильно расчленение поверхности глубокими речными долинами. Например, Среднесибирское плоскогорье со среднми высотами 500−700 м. прорезано глубокими долинами рек Нижней и Подкаменной Тунгуски, Ангары и их притоков.
Да, на территории России имеются плоскогорья. Наиболее крупное − Среднесибирское плоскогорье.
• 11. Опишите по глобусу или карте России географическое положение Западно−Сибирской равнины. Используйте следующий план:
А) Найдите равнины на глобусе или карте.
Б) Определите, на каком материке расположена равнина, в какой его части.
В) Назовите географические объекты (горы, плоскогорья, равнины), с которыми граничит равнина.
Г) Укажите, в каком направлении простирается равнина, и определите с помощью масштаба или линий градусной сети ее протяженность.
Д) Определите по шкале высот преобладающие высоты равнины, наибольшую и наименьшую высоту.
Ответ:
Географическое положение Западно−Сибирской равнины
А) Равнина на карте России:
Б) Равнина расположена на материке Евразия, в азиатской части.
В) Равнина на западе граничит с Уральскими горами, на востоке − со Среднесибирским плоскогорьем, на юго−востоке − с Алтайскими горами и Западным Саяном, на юге − с Казахским мелкосопочником.
Г) Равнина простирается от берегов Карского моря до степей Казахстана и от Урала на западе до Среднесибирского плоскогорья на востоке. Протяженность с севера на юг составляет почти 2500 км, с запада на восток − до 1900 км.
Д) Преобладающие высоты − от 0 до 200 м. Средняя абсолютная высота − 120 м. Наименьшие высоты − 50−100 м, наибольшие − 200 м.
• 12. Почему изучение дна Мирового океана началось только в XX веке? Какой прибор позволяет дистанционно исследовать дно Мирового океана?
Ответ:
Изучение дна Мирового океана началось только в XX веке, потому что это стало возможным с развитием науки и техники, строительством специальных кораблей, батискафов, изобретением эхолота и акваланга.
Дно Мирового океана позволяет дистанционно исследовать эхолот.
Проект
Составление информационного рисунка - инфографики...
1. ПЛАН РАБОТЫ
1. Определить информацию, которую необходимо показать в графической форме. Например, выбор горных пород и минералов как строительных материалов.
2. Подобрать рисунок, наиболее соответствующий заданной теме. Например, схематичное изображение процессов образования магматических, метаморфических и осадочных горных пород.
3. Продумать способ и форму соединения информационных текстов с элементами подобранного рисунка. Например, расположить подписи элементов рисунка в рамках или в филактерах — «словесных пузырях», выносках для текста.
4. Составить инфографику по теме «Использование горных пород и минералов в современном строительстве».
5. Составить проект здания из современных материалов. Например, искусственный каток из стекла и бетона.
6. Организовать защиту своего проекта с дискуссией о выборе строительных материалов для катка. Сделать выводы о возможной необходимости доработки проекта здания из стекла и бетона.
Ответ: