Ответы к § 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого

Вопросы в начале параграфа

1. Чем растения отличаются от животных?

Растения и животные очень сильно отличаются друг от друга, несмотря на то, что и те и другие являются живыми организмами.

Образ жизни

У растений неподвижный, за исключением некоторых растений, которые способны только к ограниченным движениям листьев и стеблей.
У животных подвижный — животные могут перемещаться в пространстве разными способами.

Рост              

Растения растут всю жизнь.
Животные растут только до определённого возраста.

Чем питаются

Растения умеют самостоятельно перерабатывать неорганические вещества в органические вещества, необходимые для питания.
Животные питаются только готовыми питательными веществами.

Как питаются

Растения способны только всасывать растворённые в воде минеральные вещества.
Животные способны пережёвывать и переваривать твёрдую пищу.

Строение клетки

В строении клетки растений имеется прочная защитная оболочка — целлюлоза, а также специальные хлоропласты, позволяющие преобразовывать солнечный свет в полезные элементы.
Оболочка клетки животных мягкая и пластичная, что касается хлоропластов, то они есть только у одного животного под названием эвглена зелёная — одноклеточного животного, живущего в пресных водоёмах.

2. Какие признаки характерны для живых организмов?

Все живые организмы дышат, растут, питаются, размножаются и развиваются.

Кроме того, все живые организмы состоят из клеток (за исключением вирусов), реагируют на окружающую среду, могут адаптироваться к условиям среды, а также выделяют продукты своей жизнедеятельности в процессе обмена веществ и энергии.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие царства живых организмов вы знаете?

В школьной биологии выделяют четыре царства живых существ:

Растения;
Животные;
Грибы;
Бактерии.

2. Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

Отличия живых организмов от неживой природы довольно существенны. Достаточно представить в качестве примера живого организма котёнка, а в качестве примера неживой природы — камень.

Строение

Все живые организмы состоят из клеток (за исключением вирусов).
Неживые организмы не имеют клеточного строения.

Химический состав

Все живые организмы состоят из одних и тех же химических соединений.
Неживые объекты способны состоять из самых разных химических элементов и соединений.

Энергия

Живым организмам необходимо поступление энергии извне. Растения улавливают солнечную энергию и преобразуют её в химическую энергию, которую в свою очередь поглощают животные поедая растения. У неживых объектов нет необходимости в постоянном получении энергии извне.

Обмен веществ с окружающей средой

Все живые существа дышат, питаются и выделяют продукты своей жизнедеятельности в окружающую среду.
Неживые объекты не дышат, не питаются, не выделяют в окружающую среду объекты своей жизнедеятельности.

Раздражимость

Живые организмы всегда реагируют на воздействие окружающей среды и на её изменение.
Неживая природа никак не реагирует на изменение окружающих условий и воздействие среды.

Способность к росту

Живые организмы способны расти и увеличивать свою массу.
Неживая природа не растёт, масса неживых объектов остаётся неизменной.

Способность к развитию

Живые организмы способны приобретать новые качества — развиваться.
Неживые объекты на протяжении своего существования никаких новых качеств не приобретают.

Способность к размножению

Живые организмы воспроизводят себе подобных — размножаются.
Неживые объекты не обладают этой характеристикой.

3. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?

Способность к размножению — это одно из главных условий существования живых существ на Земле. Все живые организмы рождаются и умирают. Если они потеряют способность к размножению, то рано или поздно умрёт последний представитель живого существа и жизнь на планете прекратиться.

Подумайте

Рассмотрите рисунок.

Какое явление изображено на нём и почему оно получило название «цепь питания»?

На рисунке  изображена «цепь питания». Принцип действия этого явления похож на принцип устройства цепочки — он состоит из отдельных звеньев последовательно связанных друг с другом.

В приведённом на рисунке примере цепь питания строится следующим образом:

Солнце излучает солнечную энергию ⇒ растение (цветок) получает солнечную энергию и перерабатывает его в органические питательные вещества (пыльцу) ⇒ растительноядное животное (пчела) получает питательные вещества от растения (пыльцу) и питается ей, то есть получает вещества необходимые для жизнедеятельности и роста ⇒ хищник I порядка (паук) ловит растительноядное животное и съедает его, получая тем самым пищу, необходимую ему для жизнедеятельности и роста ⇒ хищник II порядка (птица) съедает паука и тоже получает необходимую ему для роста и жизнедеятельности питание.

Схема цепи питания будет выглядеть так:

Солнце ⇒ растение (цветок) ⇒ растительноядное животное (пчела) ⇒ хищник I порядка (паук) ⇒ хищник II порядка (птица)

Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности.

Можно составить следующие схемы цепей питания:

Солнце ⇒ трава (растение)⇒ заяц (растительноядное животное)⇒ волк (хищник I порядка)
Солнце ⇒ трава (растение) ⇒ гусеница (растительноядное животное)⇒ мышь (хищник I порядка) ⇒ гадюка (хищник II порядка) ⇒ ёж (хищник III порядка) ⇒ лиса (хищник IV порядка)
Солнце ⇒ Ель (растение) ⇒ белка(растительноядное животное) ⇒ куница (хищник I порядка)
Сравните предложенную вами пищевую цепь с пищевыми цепями, составленными вашими товарищами по классу.

Мой сосед по парте составил схему цепи питания:

Солнце ⇒ капуста (растение) ⇒ гусеница (растительноядное животное)⇒ синица (хищник I порядка)⇒ ястреб (хищник II порядка)
Выясните, какое число звеньев представлено в наиболее длинной пищевой цепи.

В самой длинной из составленных цепей питания 7 звеньев:

Солнце ⇒ трава (растение) ⇒ гусеница (растительноядное животное)⇒ мышь (хищник I порядка) ⇒ гадюка (хищник II порядка) ⇒ ёж (хищник III порядка) ⇒ лиса (хищник IV порядка)
Для того чтобы лучше усвоить материал параграфа, составьте его план.

Требования к составлению плана параграфа

1. Пункты плана должны отражать главные мысли.
2. Пункты должны быть связаны по смыслу.
3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.

При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй — выделить самое существенное, главное в этой части текста.

План параграфа «§ 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого»

Четыре царства живых организмов.
Главные признаки живых организмов.
Главные отличия живых организмов от неживой природы:
клеточное строение;
химический состав;
энергия;
обмен веществ с окружающей средой;
раздражимость
способность к росту;
способность к развитию;
способность к размножению.
Вывод.
Словарик

Царства живых организмов: Бактерии Грибы, Растения и Животные — это четыре большие группы на которые делятся все живые организмы Земли (только группы, изучаемые в курсе школьной биологии).

Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение — самые существенные признаки отличающие живые организмы от неживых объектов.