Ответы к § 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы
Вопросы в начале параграфа
1. Что изучает экология?
Экология — это один из разделов биологии, который изучает связь живых организмов между собой и их слияние на окружающую среду.
2. Приведите примеры влияния условий среды на организмы.
Примеры влияния условий среды на организмы:
Сурки, ежи, бурые медведи и другие животные способны впадать на зуми в спячку. это происходит из-за того, что в холодное время года эти животные не могут найти для себя достаточное количество пищи, они приспособились запасать запас питательных веществ с осени и научились входить в «экономичный режим» расходования этих питательных средств.
Многие растения растущие в засушливых местах планеты видоизменили свои листья в колючки, а тела превратили с своеобразные «резервуары с жидкостью». Такое строение позволяет растениям максимально снизить расход влаги на испарение и делать достаточный запас воды во время дождя.
Верблюды имеют особое строение ступни, позволяющее им быстро передвигаться по обжигающему песку на значительные расстояния. Вместо копыт верблюдов на ногах имеется два мощных пальца с эластичной мозолистой подушкой на ступне. Эти мозолистые подушки предохраняют ноги верблюдов от разгоряченного песка, а строение пальцев позволяет легко идти по сложной песчаной поверхности.
Вопросы в конце параграфа
1. Что такое экологические факторы?
Экологические факторы — это условия среды, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на существование и географическое распространение живых существ.
2. Какие группы экологических факторов вам известны?
Существует три группы экологических факторов:
Абиотические факторы — влияние на живые организмы неживой природы. Это могут быть климатические факторы (температура, количество солнечного счета, влажность и т.д.) и местные факторы (свойства почвы, рельеф, солёность, радиация, течения в океане, ветер и т.д.).
Биотические факторы — влияние живых организмов друг на друга и на среду. Это может быть симбиоз (взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких живых организмов), паразитизм (когда один живой организм живёт за счёт другого живого организма), конкуренция, опыление насекомыми растений и прочие взаимоотношения живых организмов.
Антропогенные факторы — влияние деятельности человека на живые организмы. К таким факторам может относится вырубка лесов, загрязнение окружающей среды, нерегулируемая охота и вылов рыбы, а также положительные факторы: мелиорация (система полива), посадка лесов, защита растений от болезней и вредителей, создание заповедников, заказников, национальных парков и дендрариев.
Подумайте
Какое значение для жизни на нашей планете имеют зелёные растения?
Наличие зелёных растений на планете смело можно назвать необходимым условием жизни на Земле. Эти живые организмы устроены обладают уникальными способностями, без которых для других живых существ не останется ни единого шанса на выживание.
Зелёные растения — это лёгкие планеты. Листья растений умеют поглощать углекислый газ и при помощи процесса фотосинтеза преобразовать его в кислород. Если бы зелёных растений не было, то углекислый газ бы не перерабатывался и накапливался, а кислород быстро расходовался. В конце-концов живым существам бы перестало хватать кислорода для дыхания и ини бы исчезли с поверхности планеты.
Зелёные растения — это источник пищи для живых существ. Травоядные животные непосредственно поедают различные растения, а хищники, охотясь и употребляя в пищу травоядных животных, питаются выросшим на растениях мясом. Без зелёных растений травоядные животные остались бы без пищи и вымерли, а вслед за ними на Земле бы не осталось и хищников, так как у них также не стало бы корма.
Зелёные растения — это настоящая фабрика по переработке неорганических минеральных веществ в органические. Они участвуют в круговороте веществ на Земле и обеспечивают планету всеми необходимыми элементами. Кроме того растения очищают воздух и воду, участвуют в формировании почвы, служат источником витаминов, перерабатывают энергию солнечных лучей в химическую энергию, участвуют в формировании климата и выполняют ещё много важных функций.
Задания
Чтобы лучше усвоить учебный материал, научитесь правильно работать с текстом учебника.
Как работать с текстом учебника
1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание.
2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа.
3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.
4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план (см. с. 18).
5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами).
6. Кратко перескажите параграф.
Словарик
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные — факторы, которые оказывают влияние на существование и географическое распространение живых существ.
Абиотические факторы — факторы влияния неживой природы на живые организмы.
Биотические факторы — факторы влияния живых организмов друг на друга.
Антропогенные факторы — факторы влияния деятельности человека на живые организмы.