ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК

ГДЗ к §1. Загадка человека

Вспомним

Чем человек отличается от других живых существ? Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью?

Ответ:

Человек принадлежит к царству животных, а значит, у нас много общего. Животные могут мыслить, они издают звуки для общения, передачи информации. Но животные живут инстинктами, у нас же, помимо инстинктов, присутствует осознание себя. Животное не владеет речью и не занимается творческой деятельностью, это основное отличие от человека.

Обсудим вместе

Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?

Ответ:

Чтобы ребенок рос и развивался, недостаточно лишь удовлетворения его физиологических потребностей. Нужно, чтобы рядом были любящие родители, друзья, наставники. С ребенком нужно играть, заниматься.

Вопросы внутри параграфа

1. Рассмотри схему и проверь правильность своих выводов об отличиях человека от животного. Допустил ли ты ошибки? Чем ты можешь их объяснить?
(Подсказка: забыл, был невнимательным, не знал этого.) Выскажи свои предположения: зачем человек рождается? Каковы ценности человеческой жизни? Сверь свои высказывания с текстом.

У человека много отличий от животного. Человек осознает самого себя (помимо человека на это способны лишь крупные человекообразные обезьяны), обладает фантазией, способен к действиям по плану. Я считаю, что человек рождается для того, чтобы делать других счастливыми и приносить добро в этот мир. 

2. Как ты понимаешь слова писателей? Какая ответственность лежит на человеке?

Ответ:

Человек должен нести ответственность за свои поступки, думать, что он делает. Он должен совершать хорошие дела, которые приносят пользу людям и всему окружающему миру. Думать не только о себе, но и о других.

3. Как ты думаешь: правильно ли высказывание «Человек рождается как «чистый лист»? Сверь свои ответы с текстом.

Ответ:

Когда человек рождается, то еще многого не знает о нашем мире. Его можно всему научить, передать ему важные знания. Но есть определенные черты характера, которые уже заложены в человеке.

4. Какие качества помогли О.И. Скороходовой проявить свои способности? Какую роль в её жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясни.

Ответ:

О.И. Скороходовой проявить свои способности помогли сила воли, терпение и упорство. Ей очень помогли другие люди, врачи, которые учили ее жить без слуха, зрения и речи. Они занимались с ней и не бросили ее одну.

Проверим себя

1. Чем человек отличается от животных?

Ответ:

Человек:
- владеет речью;
- умеет производить орудия труда;
- имеет хорошо развитый головной мозг;
- осознает самого себя;
- обладает фантазией;
- способен к действиям по плану;
- способен к прямохождению;
- способен к творчеству.

2. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?

Ответ:

Наследственность – это признаки, которые получают дети от родителей и предков еще до своего рождения. Человек наследует внешность (цвет кожи, волос, глаз, черты лица), а так же свойства, характерные для всех людей и делающие их одним видом - строение тела, прямохождение, способность мыслить, говорить. Черты характера так же могут наследоваться.

3. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.

Ответ:

С биологической точки зрения человеку присущи сходные с животным характеристики: инстинкты, желание заботиться о потомстве, биологические потребности.
С социальной точки зрения человек реализуется как личность, взаимодействует с окружающими людьми и окружающим миром, имеет духовные потребности, необходимость в общении и культурном развитии.

4. Можно ли влиять на наследственность?

Ответ:

Гены в уже родившемся человеке не изменить. Но многое зависит не только от наследственности, но и от окружающей среды человека, его воспитания, образования, нравственных ценностей.

В классе и дома

1. Объединитесь (по желанию) в группы. Каждая группа выбирает текст, обсуждает его и готовит коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Значение слова «инстинкт» найдите в справочной литературе.

Ответ:

Влияя на поведение живого существа, инстинкты влияют тем самым на его шансы выжить и оставить потомство.
Инстинкт − побуждение (к действию), целесообразное поведение без осознания цели; безотчетное (бессознательное) влечение.

2. Прочитай отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли».
«Кусты в чаще слегка зашуршали, и Отец Волк присел на задние лапы, готовясь к прыжку...
— Человек! — огрызнулся Отец Волк. — Человечий детёныш! Смотри!
— Какой маленький! Совсем голый, а какой смелый! — ласково сказала Мать Волчица. (Ребёнок протискивался среди волчат поближе к тёплому боку.) — Ой! Он сосёт вместе с другими! Так вот он какой, человечий детёныш!..»
Выскажи своё мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что — вымыслом.

Ответ:

Правда в том, что Маугли окруженный животными перенят их повадки и, следовательно, вел себя как они. Вымысел: Маугли принимает осознанные решения, но на это способна только личность, cформировавшаяся в человеческом обществе.

3. Герои известного фильма «Приключения Электроника» мальчик Серёжа Сыроежкин и робот Электроник внешне были абсолютно одинаковыми. Что нужно знать про героев, чтобы определить, кто из них кто?

Ответ:

Электроник не умел выражать свои эмоции, смеяться, плакать. Эмоции присущи только людям.

4. Подготовь проект по теме «Кто на кого похож». Подбери фотографии внешне похожих людей (свои, своих друзей и одноклассников, знаменитых людей) и оформи выставку. Если есть возможность, используй ресурсы Интернета.

Ответ:

Гены несут в себе всю информацию о человеке: от его пола до цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более ярко выражены, на того он и будет больше похож. А сочетание этих генов иногда может дать человеку совершенно новые свойства. Недаром народная мудрость гласит: «Сын мой, а ум у него свой».