ГЛАВА III. ШКОЛА
ГДЗ к §6. Образование в жизни человека
Вспомним
Как ты первый раз шёл в школу? Какое у тебя было настроение?
Ответ:
Я проснулась 1 сентября в 7:00 и начала собираться в школу. Мне накрутили волосы. И сделали 2 хвостика. Я шла на 1 день с волнениями и думала какая это школа. Со мной пошли мои родители и брат. По дороге мы купили большой букет цветов. В школе была праздничная и красочная линейка. Я познакомилась с одноклассниками и своим учителем. У меня было отличное настроение. Я пришла после школы домой и мне уже хотелось быстрее вернуться в школу.
Обсудим вместе
Кто такой школьник? Что его отличает от других? Кого бы ты назвал хорошим учеником? Чему учат в школе?
Ответ:
Школьник – учащийся школы. Он посещает школу, получает знания. Школьник должен быть прилежным учеником, не прогуливать занятия. В школе учат разным предметам, передают много знаний, учат применять эти знания на практике. Школа подготавливает нас к дальнейшей жизни, к выбору профессии.
Вопросы внутри параграфа
1. Рассмотри схему. Какие ступени образования она отражает?
Эта схема отражает образование после школы: среднее, высшее и послевузовское.
2. Сравни предметы, которые изучали в школе ХVIII века, с теми, которые изучают в начальной школе теперь. Какое образование можно считать более широким? Вспомни: когда, где и кем был основан первый университет в России? (Он изображён на иллюстрации.)
Для начала нужно вспомнить, что образование не было общедоступным, потому не все могли его получить. Образование ХVIII века включало в себя множество языков, прикладные дисциплины, философию, богословие и военное дело.
В настоящее время в начальной школе нет множества языков, нет богословия и военного дела. Прикладные дисциплины, такие как физика и химия, дети начинают изучать в основной и средней школе.
Естественно нам стоит считать образование ХVIII века шире, но оно было не настолько массовым как сейчас. В настоящее время появилось профильное образование, которое дает больше знаний в отдельной отрасли.
Первый образец классической для России университетской формы явил основанный в 1755 году Московский университет. В 1755 году был создан Московский университет. Указ о его создании 24 января (4 февраля) 1755 года подписала императрица Елизавета Петровна.
3. Чем школа Московской Руси отличается от современной? Где проходит урок? Что делают ученики? Что делает учитель?
Школа в Московской Руси располагалась в избе учителя. Ученики сидят все на лавках за большим деревянным столом. Два ученика стоят на коленях и читают книги. Другие ученики что−то пишут за столом. Учитель строго следит за выполнением учениками задания. Эта школа совсем не похожа на современную школу. В современной школе все по−другому, другое здание, другие классы, другая мебель, разное оборудование.
4. Что тебе представляется наиболее ценным в педагогических взглядах Н.И. Пирогова?
Ответ:
Я считаю, что наиболее ценным, является то, что Пирогов выступил за введение начального образования для всех детей всех сословий и национальностей. А также, что он был противником телесных наказаний. Он считал, что их применение оскорбительно для ребенка, унижает и обижает его.
5. Можно ли сделать вывод, что твоя успешная учёба в школе важна не только для тебя самого, но и для общества? Поясни свой ответ.
Я считаю, что моя успешная учеба важна не только для меня, но и для общества. Моя точка зрения основывается на том, что в будущем я могу быть полезным обществу. К примеру, смогу стать учителем или ученым, космонавтом или летчиком.
6. Как в этих случаях поступаешь ты? Что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата?
Ответ:
Когда я что−то не понимаю, то пытаюсь разобраться. Я стараюсь все сделать сам. Когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата, то чувствуешь радость, гордость и удовлетворение.
7. Рассмотри рисунки на с. 56. Можно ли сказать, что эти школьники правильно организуют свой труд? Ответ поясни.
Не все школьники правильно организуют свой труд. На первой картинке изображен мальчик, у которого бардак на столе и он что−то в этом бардаке пытается сделать. На последней картинке у девочки не создана нормальная рабочая обстановка, работает телевизор. При таком шуме сложно сосредоточиться.
Проверим себя
1. В каких учебных заведениях человек получает образование?
Ответ:
Человек получает образование:
1. в школе, в которой получают начальное, основное и среднее образование.
2. в среднеспециальных учебных заведениях (училища, техникумы, колледжи), в которых получают среднеспециальное образование.
3. в высших учебных заведениях (университеты, институты, академии) в которых получают высшее образование.
4. в аспирантуре в которой получают послевузовское образование.
2. Чем школа, в которой ты учишься, отличается от старой русской школы?
Ответ:
Раньше мальчики учились отдельно от девочек, детей наказывали за шалости, даже били розгами. Учиться в школе могли позволить себе только дети богатых родителей. Сейчас в школе учатся все дети не зависимо от достатка, стало больше разных учебных предметов, больше объем матерала, который изучается в школе.
3. Куда могут пойти учиться выпускники школы?
Ответ:
Выпускники школы могут пойти учиться в среднеспециальные или в высшие учебные заведения.
4. Как ты понимаешь пословицу «Учиться — одно, научиться — другое»?
Ответ:
Слово «учиться» обозначает процесс, а «научиться» – результат. Но процесс не всегда даёт хороший результат, поэтому учиться нужно с усердием, чтобы чему-то научиться.
5. Что сегодня означают слова «остаться неграмотным»?
Ответ:
Это значит не овладеть навыками чтения и письма на родном языке.
В классе и дома
1. Какие значения слова «школа» тебе известны? В случае затруднения обратись к словарям или ресурсам Интернета.
Школа− это ...
1. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание.
2. Система образования, совокупность учреждений для его получения.
3. Название учебных заведений, имеющих обучающую направленность.
2. Недавно в одной из школ твои ровесники−пятиклассники обсуждали вопрос: «Для чего нужна школа сегодня?» И вот к каким выводам они пришли: «Школа нужна, во−первых, чтобы передать знания от старших к младшим; во−вторых, чтобы выработать нужные для жизни умения; в−третьих, чтобы научить какой−то профессии». А как на этот вопрос ответишь ты?
Ответ:
Школа нужна для того, чтобы получить знания и стать образованным.
3. Одна из русских пословиц звучит так: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием». Объясни смысл этой пословицы. Подбери другие пословицы, похожие на неё по смыслу.
Солнце дает миру тепло, энергию, то есть делает жизнедеятельность человека не просто продуктивной, но изначально возможной. Так и знание. Без запаса определенных знаний человек не сможет полноценно существовать и работать.
4. Ольга учится в университете. На какой ступени образования она находится? Выбери единственный правильный ответ из четырёх вариантов:
1) среднее полное общее образование;
2) среднее профессиональное образование;
3) высшее образование;
4) основное общее образование.
3) высшее образование.
5. Выполни проект «Наш класс» (компьютерную презентацию или плакат−постер).
Я учусь в очень большой школе. Ее здание состоит из четырех этажей. Мой класс находится на первом этаже.
Моя классная комната находится на небольшом расстоянии от административного блока, где работают директор и завучи.
Мой класс довольно просторный. Поэтому там помещается весь мой учебный класс, а нас 26 человек между прочим. В моем классе одинаковое количество мальчиков и девочек, так что никому из нас не бывает скучно, обычно девочки общаются между собой, а мальчики – между собой.
Вдоль одной стены комнаты стоит низкий помост. На помосте размещены один стул и стол для учителя. Кстати, наш учитель очень добрый и мудрый человек, который всегда помогает нам не только в учебном процессе, но также если у нас возникнут проблемы во взаимоотношениях друг с другом.
На самом деле мой класс очень дружный. Даже на каникулах мы стараемся вместе проводить время – мы настоящие друзья. Мы ходим в боулинг, в театр на детские постановки, в бассейн, на горки, в кафе и в кино. Мне очень нравится мой класс, потому что я чувствую себя в своей тарелке в своем классе, вместе с этими людьми.