Ответы к параграфу 26
КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ В XVII В.
Вопросы в тексте параграфа
Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.? Какие направления в культуре занимали ведущее положение?
Ответ:
Для русской культуры XVII века характерно переплетение традиционного религиозного и нового светского мировоззрения. Укрепление культурных связей России со странами Западной Европы, некоторая секуляризация (переход от религиозного к мирскому) знаний, привлечение иностранных специалистов, повышение общего уровня образования отразились на пути развития русской культуры. Так же как и в Европе, культура в России постепенно начала уходить от религиозных традиций в сторону светской жизни. Начали появляться произведения искусства и архитектуры, уже мало связанные с религией. Конечно, этот процесс находился еще только в самом начале и традиционное церковное влияние было еще велико. Но тем не менее, светская мысль и идеи авторов больше всего проявились в литературе. Начали появляться новые жанры, развиваться публицистика.
Что такое публицистика? Назовите известные вам публицистические произведения XVI века.
Ответ:
Публицистика – это род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям в жизни общества. Публицистика играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения различных мнений. Отличительной особенностью русской публицистики XVI века стало ее видовое многообразие. В это время появляются многочисленные публицистические произведения: полемическое «слово», «наказание», «слово ответное», беседа, челобитная, публицистический памфлет, эпистола и т.д.
Так, например, политические теории Русского государства описываются в публицистических произведениях «Послание о Мономаховом венце» (Спиридон-Савва), «Послание» (Филофей), «Сказание о князьях Владимирских», в котором автор пытается установить генеалогическую связь московских князей с основателем Римской империи Октавианом Августом и формулируется политическая теория «Москва – третий Рим».
Выдающимся писателем-публицистом был Иван Пересветов. Он неоднократно подавал челобитные на великого князя, выступая с публицистическими повестями, доказывая необходимость самодержавной формы правления и устранения боярства. Его смелые проекты государственных преобразований изложены в публицистическом памфлете «Сказание о Магмете-Салтане». Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским так же является ярким образцом публицистики. В церковной публицистике можно выделить «Великие Четьи-Минеи».
Когда в западноевропейской архитектуре появился стиль барокко? Каковы его отличительные признаки?
Ответ:
Период барокко в европейской архитектуре начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII века. Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Главной особенностью барокко является создание искривленного пространства, где плоскости и объемы – криволинейны и перетекают друг в друга, в планах преобладают эллипсы и прямоугольники. Архитектурные решения зодчих подчинены одной идее: удивлять и восхищать.
В дизайне фасадов широко используется раскреповка, когда часть стены выставляется чуть вперед или наоборот заглубляется вместе со всеми элементами. Получается чередование выпуклых и вогнутых секций с эффектом пространственной иллюзии. Еще более выразительной фасадную композицию делают всевозможные эркеры, башни и балконы.
К основным чертам барокко относят также чрезмерное украшательство, дававшее немало поводов для обвинений в безвкусице. Стены практически исчезают под лепниной, росписью, резными панелями, скульптурами, колоннами, зеркалами. Стремление к гигантизму проявляется в тяжеловесной мебели, огромных шкафах, лестницах. Если говорить о барокко кратко, то это стиль излишеств. За счет чередования освещенных и затененных зон, настраиваемого бокового освещения мастера создавали оптические эффекты расширения пространства. Золотистые, голубые, розовые цвета задавали торжественную атмосферу.
Перечислите имена известных вам русских живописцев XIV-XVI вв.
Ответ:
Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Амвросий
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Что способствовало усилению влияния западноевропейской культуры на русскую в XVII в.? Приведите примеры такого влияния.
Ответ:
Вряд ли усилению западноевропейской культуры на русскую в XVII веке способствовали постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Османской империей. Где это видано, чтобы противоборствующие стороны перенимали друг у друга культуру и традиции? Другое дело – присоединение новых земель, на которых уже имеются устойчивые культурные традиции. Свой вклад в усиление влияния западноевропейской культуры, конечно же, внесло присоединение Левобережной Украины с Киевом. Длительное время вхождения в состав Литовского княжества, а затем и Речи Посполитой обусловило формирование на этих территориях культуры, приближенной к западноевропейской. А перенесение киевской учености в Москву было важнейшим событием в истории русской образованности XVII века. Кроме того, присоединение Левобережной Украины, стало одной из причин церковного раскола XVII века.
Другим важным аспектом, обусловившим усиление влияния западноевропейской культуры, было желание первых русских царей династии Романовых укрепить имидж державы в глазах всего цивилизованного мира. Для этого активизировалась работа Посольского приказа. В различные страны стали отправляться посольства, устанавливались дипломатические связи. Русские люди стали выезжать за рубеж и знакомились с иностранным опытом, культурой, научными знаниями. В России стали привечать иностранных специалистов, деятелей культуры, торговцев и ученых. Для них даже выделили Немецкую слободу, куда переселили всех иностранцев. Вопреки распространенному мнению отказ от приверженности старине и курс на просвещенный запад был задан отнюдь не Петром Великим. Это произошло еще в XVII веке. И если в начале XVII века, например, иноземное платье на боярине считалось посмешищем, то к концу XVII века оно стало нормой. Распространение западноевропейской культуры можно подтвердить также и словами политика, главы Посольского приказа А.Л.Ордин-Нащокина: «доброму не стыдно навыкать и со стороны, у чужих, даже у своих врагов».
Еще одним приверженцем западной культуры был Артамон Матвеев, еще один глава Посольского приказа (до Одрин-Нащокина). Матвеев ценил общение с иностранцами и охотно пересаживал на русскую почву заморские новинки. Он организовал типографию при Посольском приказе, собрал огромную библиотеку и был в числе организаторов первой аптеки в Москве. Дом его был убран по-европейски, с разрисованным потолком, картинами немецкой работы, изображавшими святых, и часами столь затейливой конструкции, что на них обращали внимание и иностранцы. Жена Матвеева появлялась в мужском обществе; его сын получил образование на европейский манер. Боярин Матвеев предложил учителю немецкой слободы и переводчику Посольского приказа Гивнеру вместе пастором Готфридом Грегори составить труппу актёров и поставить первую русскую театральную пьесу «Артаксерксово действо».
2. Как вы можете объяснить возросший в XVII в. в России интерес к грамотности и просвещению?
Ответ:
Грамотность и образованность становится актуальными, когда их можно применить, и их отсутствие становится помехой успешной жизни. Условия для применения знаний чтения, арифметики и др. появляются при развитии экономических связей и при укреплении государственной власти. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знания письма и счета. Укрепление государственной власти сопровождалось развитием государственного аппарата, предусматривающего определенные бюрократические процедуры, немыслимые без грамотности и образованности.
3. Какие сословия считались более образованными в XVII в.?
Ответ:
Наиболее образованными считались бояре, дворянское сословие и духовенство.
4. Какие книги (по своему назначению) в основном выпускал Печатный двор в XVII в.? Чем это можно объяснить?
Ответ:
В первой половине XVII века Печатный двор в Москве существовал на средства казны и назывался Государевым печатным двором. Издание всех книг всегда происходило только по указу царя. В этот период одной из главных задач одного из отделений Печатного двора было обеспечение книгами школы, основанной патриархом Филаретом. Отделение под руководством Василия Бурцова-Протопопова выпускало помимо религиозной литературы буквари для начального обучения чтению. Во второй половине века Печатный двор был передан в ведение духовенства. С этого момента патриарх Никон стал распорядителем печати и имел право самостоятельно издавать указы о создании новых книг. В основной своей части Печатный двор занимался выпуском религиозных изданий и летописей.
За время существования Печатного двора были изданы такие книги, как Триодь постная, Триодь цветная, Евангелия, Псалтырь, Часовник и другие. В целом с 1564 по 1711 год было отпечатано около 700 изданий, среди которых были так называемые четьи книги, полемические сочинения, переводы, учебная литература.
5. Приведите примеры, свидетельствующие об использовании научных знаний в России в XVII в.
Ответ:
Конечно же научные знания не стали одномоментно массовым достижением в России. Их применяли в большинстве своем для решения узких повседневных задач. Например, при необходимости определить количество войск, занимавших определенную территорию. Так, при невысоком общем теоретическом уровне математических знаний в XVII веке умели решать задачи, связанные с повседневной практикой — измерять площади, извлекать квадратные и кубические корни, решать уравнения с несколькими неизвестными.
В XVII веке в связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами активизировалось накопление географических знаний. Стали развиваться картография и микрогеография, появившаяся с практической необходимостью налогового обложения населения различных территорий.
Продолжается развитие практической биологии, которая в значительной степени была связана с потребностями медицины. На русский язык был переведен труд Андрея Везалия о строении человеческого тела. В конце XVII века холмогорский епископ Афанасий составил «Лечебник», где указал все известные ему болезни и способы их лечения, а дьяк Аптекарского приказа Иван Венедиктов ─ «Фрамокапею», своего рода, лекарственный справочник. В Аптекарском приказе также начали обучать изготовлению медикаментов и врачеванию. Область медицины, в целом, начинает развиваться в научном контексте, несмотря на сопротивление церкви, которая ратовала за лечение болезней религиозными методами. Светские власти уже начали задумываться над такими проблемами как соблюдение санитарных норм при эпидемиях.
Практические знания в области химии отражались во многих рукописных пособиях для приготовления красок и чернил. Круг русской химической практики значительно расширился в XVII веке с созданием металлургических и стекольных заводов. В частности, в 30-е годы XVII столетия под Тулой впервые стали выплавлять чугун и производить порох промышленным способом.
В XVII веке Россия стояла на пороге грандиозного прорыва, совершенного ею в следующем столетии. Основа для модернизации Петром Великим страны была заложена именно в правление первых Романовых. Возникновение науки, светского образования, промышленного производства в XVIII веке во многом связано с теми процессами, которые происходили в России в царствование Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (специализация ремесленного производства, товарная специализация регионов, возникновение мануфактур, появление светской учебной литературы, открытие Славяно-греко-латинской академии, секуляризация-обмирщение российской науки и формирование научного рационалистического мировоззрения). В техническом плане мануфактурное производство оснащалось, в целом, на том же уровне, что и в Европе. Проводились преобразования в военной сфере, для чего приглашали иноземных специалистов, предпринимались попытки перевооружения армии. Однако препятствие техническому росту создавала набирающая силу крепостническая экономика и самодержавная власть государей, пока еще не осознающих необходимость технической и технологической модернизации страны.
6. Дайте определение понятию «светская литература».
Ответ:
Светская литература – произведения, которые не носят теологический характер. В произведениях светской литературы авторы большее внимание уделяли мирской жизни своих персонажей, общечеловеческим вопросам и проблемам.
7. Перечислите основные жанры русской литературы XVII в.
Ответ:
Сатирическая повесть, биографическая повесть, роман, публицистика, историческая повесть, бытовая повесть.
8. Какой новый стиль появился в русской архитектуре в XVII в.? Каковы его отличительные признаки? Приведите примеры архитектурных памятников, созданных в данном стиле.
Ответ:
В 80-х годах XVII века появился новый стиль в архитектуре России, так называемое московское барокко. Это был переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием барокко Речи Посполитой.
Отличительной чертой этого стиля было устремление строений вверх, многоярусная архитектура. Церкви, боярские палаты с белокаменной кладкой, сочетающиеся с элементами ордера: колоннами, полуколоннами и пр., обрамление пролетов и ребер зданий, узорчатость фасадов. Самыми яркими примерами московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова на Филях.
9. Какие материалы использовали русские живописцы в XVII в. для создания своих произведений?
Ответ:
Для создания своих произведений русские живописцы XVII века стали использовать масляные краски (до этого рисовали яичными красками). Рисовать картины стали на холсте (до этого рисовали на деревянных досках).
10. Когда в России появился первый театр? В чём были его особенности?
Ответ:
Первый русский театр появился в 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича. До этого театральные действия разыгрывались лишь в ярморочные дни скоморохами для развлечения толпы. В первом русском театре пьесы ставились в основном на немецком языке, и актеры также были в основном иностранцы.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя учебник по истории России для 6 класса и материал параграфа, определите черты сходства и различия в системе образования в XV, XVI и XVII вв.
Ответ:
Система образования в России складывалась преимущественно как монастырское обучение. В XV-XVI веках в России конечно же не было государственных школ, но в исторических документах есть информация о большом количестве школ в монастырях и школ частного типа, организованных представителями духовенства. Акцент в них делался не столько на усвоение суммы знаний, сколько на нравственно-религиозное воспитание, духовное самосовершенствование. Образование в этих школах давалось минимальное – детей учили читать, писать, петь, иногда считать. Желавший получить дополнительное образование должен был самостоятельно читать и изучать книги, вникая в смысл непонятных мест и обращаясь за объяснениями к сведущим людям.
Лишь во второй половине XVII века в России появляются школы, ориентированные на зарубежные образовательные традиции. Так, в 40-х годах XVII века в московском Андреевском монастыре боярином Ф.М.Радищевым основана школа, ориентированная на греческую школьную традицию. В середине 60-х годов в Спасском монастыре Симеоном Полоцким открыта школа повышенного типа для подготовки доверенных чиновников личной канцелярии царя. В Богоявленском монастыре в Москве в 1685 г. была открыта школа докторами Падуанского университета, греческими иеромонахами братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. В 1687 г. в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение в России — Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия, выпускники которой стали деятелями просвещения уже петровской эпохи развития школьного дела в России.
При этом самой распространенной формой обучения в России XVII века является домашнее обучение. Учителями выступали либо владевшие грамотой члены семьи, либо преподаватели из числа духовенства. Дворянские и боярские семьи стали приглашать для образования своих детей учителей из-за границы.
2. Используя дополнительную литературу и Интернет, выясните, на каком языке было написано большинство книг в Европе до XVII в. С чем это было связано?
Ответ:
XVI век был временем господства книг на латинском языке, а в XVII веке преобладают книги на народных языках — французском, немецком, итальянском, голландском, английском. Если в XVI веке основную массу книг составляли религиозные издания, рассчитанные на немногих образованных людей, то в XVII веке поток политических книг, брошюр и листовок увеличился во много раз.
Увеличение печати книг на национальных языках стало итогом развития европейского книгопечатания. С развитием частных типографий появилось множество книг, освобождающих человека от господства клерикальных сочинений, от засилья «мертвого» языка ученых — латыни. Религиозно–догматические, культовые произведения сменяются сочинениями гуманистов — пародиями, фарсами, шванками, новеллами, романами. Жизнерадостный идеал гуманистов, провозгласивших господство разума и опыта, ослабил давление религиозного культа и обрядовости. Новая книга появилась в Италии, проникла во Францию и Германию, достигла классического расцвета в Англии и Испании.
3. Используя Интернет и учебник по всеобщей истории, сравните перечисленные в тексте параграфа образцы русской архитектуры XVII в. с западноевропейскими архитектурными памятниками этого же периода.
Ответ:
Россия
В России XVII век связан с появлением переходного архитектурного стиля от украшательства к барокко. Яркими архитектурными сооружениями этого периода являются Теремной дворец Московского Кремля, церковь Ильи Пророка в Ярославле, Новоиерусалимский монастырь, колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.
В декоративных формах русской архитектуры второй половины XVII века появились барочные элементы. Новый богато декорированный стиль получил название московского барокко, так как русская архитектура XVII века существенно отличается от итальянской. Если для западноевропейского барокко характерны напряженность, скованная энергия, то для русского — оптимистичная приподнятость и праздничность.
Европа
В XVII веке барокко, как архитектурный стиль, появившийся в Италии, распространился по всей Европе. При этом во Франции в противовес итальянскому барокко стал набирать популярность новый архитектурный стиль классицизм. В этом столетии возникли наиболее величественные и цельные архитектурные ансамбли, как площадь Святого Петра и Пьяцца дель Пополо в Риме, Версальский дворец французских королей с грандиозным парком и скульптурными композициями, Дом инвалидов в Париже и др.
Возникновение барокко в Европе связывают с угасанием эпохи Ренессанса: отказавшись от представлений о классической гармонии и строгом миропорядке, творцы сосредоточились на борьбе разума и чувств. Отныне в центре их внимания – силы стихий, экспрессия, мистицизм. Главной особенностью барокко является создание искривленного пространства, где плоскости и объемы – криволинейны и перетекают друг в друга, в планах преобладают эллипсы и прямоугольники. В дизайне фасадов широко используется раскреповка, когда часть стены выставляется чуть вперед или наоборот заглубляется вместе со всеми элементами. Получается чередование выпуклых и вогнутых секций с эффектом пространственной иллюзии. Еще более выразительной фасадную композицию делают всевозможные эркеры, башни и балконы.
Во второй половине XVII века наблюдается более последовательное применение классической ордерной системы (классицизма): горизонтальные членения преобладают над вертикальными; постоянно исчезают высокие раздельные кровли и заменяются единой кровлей, нередко маскируемой балюстрадой: объемная композиция здания становится более простой, компактной, соответствующей расположению и величине внутренних помещений.
4. Перечислите наиболее известные работы европейских мастеров эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи и Микеланджело. Назовите произведения, созданные русскими живописцами — их современниками.
Ответ:
Леонардо да Винчи является автором таких известных работ как Мона Лиза, Мадонна в гроте, Мадонна Литта, Дама с горностаем, Тайная вечеря, Иоанн Креститель и др. Его работы датированы периодом с 1472 по 1516 гг.
Микеланджело Буонарроти был великим скульптором и художником. Самые его знаменитые скульптуры: Давид, Мадонна с младенцем, Оплакивание Христа, Моисей и т.д. Также Микеланджело знаменит своими фресками, украшавшими стены соборов. Самой известной является роспись сводов в Сикстинской капелле (Страшный суд, Сотворение Адама и др.) Микеланджело так же работал в конце XV-первой половине XVI века.
Современниками Леонардо да Винчи и Микеланджело можно считать художника Дионисия, являющегося самым выдающимся иконописцем этого периода. Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея, «Богоматерь Одигитрия», «Крещение Господне», «Спас в силах» и «Распятие», «Сошествие в ад». Также знамениты его фрески сделанные при росписи Успенского собора, собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Также продолжателем традиций Дионисия можно считать его сына Феодосия, который в начале XVI века занял ведущее место в русской живописи. Под его руководством была исполнена роспись стен кремлевского Благовещенского собора.
5. С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, какие европейские государства считались лидерами в области развития живописи в XVII в. Как вы можете это объяснить?
Ответ:
В XVII веке наблюдался всплеск европейских искусств и, в частности, живописи. Это был период перехода от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения. Искусство теряет тесную связь с главным заказчиком прошлых веков, Католической Церковью, и отправляется в свободное плавание. Это время, с одной стороны, укрепления абсолютизма, с другой стороны – развитие капитализма в недрах феодального общества, первые буржуазные революции, развитие науки. В живописи на первый план выходят мысли и идеи самих художников, а также коммерческая составляющая картин. Живопись стала рассматриваться как товар, который можно купить и перепродать. Появилось большое количество частных богатых заказчиков, готовых заказывать картины и украшать ими свои жилища. Одна из основных тем искусства XVII века — человек, становление его характера в борьбе, которая знала и высочайшие взлеты, и поражения. В ней человек познавал свои силы и выявлял свои лучшие качества. Эта центральная проблема решалась в разных видах искусства, но, прежде всего в живописи.
Наибольшее значение в этот период имеет по-прежнему итальянская школа живописи. Существенный скачок сделала испанская, французская и голландская живопись.
6. Первая пьеса, сыгранная в первом русском театре в 1672 г., была написана по мотивам одного из библейских рассказов. Проведите исследование и узнайте название этой пьесы и содержание рассказа.
Ответ:
17 октября 1672 г. в подмосковном селе Преображенское, в только что построенной «Комедийной хоромине» играли пьесу «Артаксерксово действо» по сюжету библейской «Книги Есфири», поставленную по специальному указу царя Алексея Михайловича. Это был ветхозаветный рассказ о царице Есфири, ее воспитателе Мардохее, гордом военачальнике Амане и персидском царе Артаксерксе.
Главной героиней книги является Есфирь — родственница и воспитанница еврея Мардохея, жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь царю Артаксерксу. Когда перед царём встала проблема выбора новой жены, выбор его пал на Есфирь. Один из придворных Артаксеркса, Аман, был крайне раздражён тем, что Мардохей отказывался склоняться перед ним. Сплетя сеть интриг, Аман добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа.
Узнав об этом, Мардохей потребовал от Есфири, чтобы та заступилась перед царем за свой народ. Вопреки строгому придворному этикету, нарушение которого грозило ей потерей своего положения и самой жизни, девушка явилась к Артаксерксу без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите евреев.
Узнав подоплёку интриг Амана, Артаксеркс приказал повесить его на той же виселице, которую он приготовил было для Мардохея, а в дополнение указа об истреблении евреев разослан был новый указ: о праве их противиться исполнению первого (царь объяснил это невозможностью отмены царского приказа). В силу этого указа евреи с оружием в руках восстали на защиту своей жизни и уничтожили множество врагов, а также десятерых сыновей Амана.
7. Выясните, какие архитектурные сооружения XVII в. сохранились в местности, где вы живёте. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о них. На основе собранных материалов подготовьте электронную презентацию.
Ответ:
Скачать презентацию «Теремной дворец»
Теремной дворец — памятник архитектуры XVII века, расположенный на территории Московского Кремля. Дворец был построен в 1635-1636 годах по приказу царя Михаила Фёдоровича как парадные царские покои. К моменту восшествия на престол Михаила Фёдоровича Царский дворец Кремля находился в плохом состоянии: после Смутного времени многое было сожжено, разграблено или уничтожено. Возведение новых каменных царских палат велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным под руководством Антипы Константинова.
Основанием для возведения новых царских покоев были построенные Алевизом Фрязином палаты Ивана III. Три новых этажа надстроили над двумя существующими. Последний этаж, «Верхний теремок», был достроен в 1637 году.
В настоящее время дворец входит в ансамбль Большого Кремлёвского дворца и является резиденцией президента России.
Возведение Теремного дворца стало для Михаила Фёдоровича важной частью большого строительства в Кремле. В 1637 году отделка новых каменных хором была завершена: мастер Иван Осипов расписал крышу серебром и сусальным золотом, в окна вставил цветные слюдяные окошки. Роспись комнат дворца проводилась под руководством иконописца Симона Ушакова.
Окончательный облик Теремного дворца сформировался уже в царствование Алексея Михайловича. Около здания вдоль Боровицкого холма были устроены сады и оранжереи, ставшие дополнительным украшением Кремля.
Пятиэтажный дворец Михаила Фёдоровича был крупным и монументальным сооружением. В его облике соединились элементы древнерусского стиля с итальянским зодчеством. Наряду с традиционными приёмами декоративного убранства — орнаментальной плетёнкой, изразцами, резным золочёным гребнем на коньке крыши — архитекторы дворца применяли классические ордерные формы. Ярусная ступенчатая композиция с открытыми площадками и лестницами сохраняет черты хоромных построек древнерусского зодчества. Тем не менее, это был новый тип каменного строительства с характерной для дворцов более позднего времени анфиладой внутренних помещений.
Для сооружения нового дворца применялись инновационные для того времени технологии с использованием железных «связей». Это способствовало уменьшению толщины стен и, соответственно, увеличению внутреннего пространства здания. Другой особенностью Теремного дворца была его анфиладная планировка — это первый пример такой постройки на Руси.
Дворец выстроен из кирпича, отдельные его элементы — пилястры, оконные наличники, дверные порталы, парапеты — выполнены из белого камня. Архитектура строения выглядит нарядной благодаря резным наличникам окон с треугольными фронтонами, широким карнизам из цветных изразцов четвёртого этажа и Теремка, парапетам гульбищ, ширинки которых также украшены многоцветными изразцами. Пилястры, расположенные в простенках между окнами, использованы в декоративных целях. Многие мотивы внешнего убранства украшены резьбой в виде переплетающихся трав, цветов, плодов и изображением геральдических орлов, птиц, масок. Дворец с золочёной кровлей выделялся в XVII веке среди прочих строений и был неотъемлемой частью кремлёвского дворцового ансамбля.
Основными помещениями Теремного дворца в XVII веке были третий и четвёртый этажи, где находились царские покои и комнаты детей. На уровне третьего этажа были расположены два верхних каменных двора, один из которых соединял Царский дворец с домовыми церквями и Боярской площадкой, а другой был связан с церковью Рождества Богородицы и хоромами царицы.
Царские покои находились на четвёртом современном этаже. Первое помещение царских покоев — передняя или проходные сени — имеет низкие сомкнутые своды и парные стрельчатые окна с резными деревянными подоконниками, а также изразцовые печи. В XVII веке в сенях проходил утренний ритуал: собирались бояре, ожидая выхода царя. Позже здесь была устроена трапезная.
Вторая комната называлась гостиной, потому что в ней проходило «сидение царя с бояры» и в редких случаях принимались иностранные послы. Её также называли Соборной, или Думской палатой.
Далее располагалось наиболее богато украшенное помещение Теремного дворца — Золотая (или Престольная) палата. Её стены расписаны золотом по красному фону, двери обтянуты золоченой кожей. По периметру стен палаты изображены гербы земель Московского государства. На своде изображён Спаситель на престоле, вокруг него расположились вселенские и московские святители. В помещении также стоял обитый бархатом царский трон. Как правило, в престольной принимались только приближённые к царю бояре. Среднее окно комнаты называлось «челобитным»: из него на верёвке спускался ящик, куда подавались челобитные. В народе этот ящик прозвали «долгим», так как прошения подолгу лежали без рассмотрения. По преданию, именно отсюда пошла поговорка: «не откладывай дело в долгий ящик».
Сбоку престольной находится так называемая буфетная. На её стенах сохранилась уникальная орнаментальная роспись XVII века. Четвёртой палатой в царских покоях была опочивальня, в которой после реконструкции XIX века находится резная деревянная кровать с балдахином из китайского шёлка и пологом у изголовья. По стенам комнаты развешены медальоны с сюжетами из Священного Писания. Рядом с опочивальней находилась молельня, в которой в XVII веке хранились драгоценные иконы в серебряных и золотых окладах, отделанных самоцветами. Винтовая лестница соединяла царскую спальню с «мыленкой», вода в которую подавалась при помощи насоса из водонапорной башни Кремля.