ГЛАВА 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
§39. Экология как наука
Вспомните. Задание №1
Что такое экология?
Ответ:
Экология —наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная экология — универсальная, бурно развивающаяся комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты.
Задание №2
Какие среды жизни вам известны?
Ответ:
По преобладающему фактору или комплексу факторов, которые называются средообразующими, выделяют 4 среды жизни: водную, наземно−воздушную, почвенную и организменную.
Задание №3
Какие экологические факторы вы знаете?
Ответ:
Экологические факторы очень многообразны как по своей природе, так и по воздействию на живые организмы. Условно все факторы среды подразделяют на три основные группы: абиотические, биотические и антропогенные.
Моя лаборатория. Задание №1
Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания (на конкретных примерах)
1. Рассмотрите трёх представителей животного мира: наземное млекопитающее, птицу и рыбу. При этом:
а) отметьте особенности внешнего строения предлагаемых животных, связанные со средой обитания;
б) вспомните, какие особенности внутреннего строения этих организмов можно рассматривать как приспособление к определённой среде обитания.
2. Рассмотрите трёх представителей растительного мира: ксерофит суккулент (кактус, алоэ), гидрофит (элодея), гигрофит — живущий при повышенной влажности почвы и воздуха (папоротник, монстера). При этом:
а) отметьте особенности внешнего строения, характерные для этих растений;
б) вспомните, какие особенности внутреннего строения предлагаемых растений связаны с условиями обитания.
3. Сделайте вывод.
Ответ:
1.
Организм | Особенности внешнего строения, связанные со средой обитания | Особенности внутреннего строения этих организмов как приспособление к определённой среде обитания |
Птицы (орел) | Передние конечности превращены в крылья, тело покрыто перьями, тело обтекаемой формы (борьба с сопротивлением воздуха), наличие хвоста | Полые кости, негибкое туловище и гибкая шея, воздушные мешки и крылья с развитой мускулатурой |
Рыбы (окунь) | Тело обтекаемой формы с гладкой поверхностью за счет чешуи и слизи (или только слизи), парные и непарные плавники, боковая линия | Жабры и воздушный пузырь (глубина погружения) |
Млекопитающие (медведь) | Развитое строение черепа, конечностей, зубов, ушей. Также наличие желез и волосяного покрова (есть исключения). | Слой подкожного жира, легкие альвеолярного типа, бинарное зрение. Более усложненный головной мозг, наличие четырехкамерного сердца |
2.
Организм | Особенности внешнего строения, связанные со средой обитания | Особенности внутреннего строения этих организмов как приспособление к определённой среде обитания |
Суккулент (кактус) | Видоизмененные листья−колючки, также стебель с запасом воды (ребристый) | В стебле накапливается вода |
Гидрофит (элодея) | Тонкие покровы стебля, отсутствие корней | Внутри стебля присутствуют специальные клетки, запасающие кислород |
Гигрофит (монстера) | Воздушные корни, которые крепятся к другим стеблям | Тонкие листья с большим количеством устьиц |
3. Вывод: в следствие приспособления к условиям окружающей среды (адаптации) организм приобретает внешние и внутренние признаки, которые помогают ему лучше прижиться в условиях этой среды.
Вопросы. Задание №1
Что такое экологические факторы? Какие группы экологических факторов вам известны?
Ответ:
Экологические факторы — свойства среды обитания, определяющие условия метаболизма организма и биогеоценоза (экосистемы) в целом. Условно все факторы среды подразделяют на три основные группы: абиотические, биотические и антропогенные.
Абиотические факторы — это компоненты и явления неживой природы.
Биотические факторы — это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга (например, опыление насекомыми растений, конкуренция, поедание одних организмов другими, паразитизм) и на среду.
Антропогенные факторы — это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.
Задание №2
Какие среды обитания организмов вам известны?
Ответ:
Средой называют всё то, что окружает живое существо в природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это водная среда, наземно−воздушная, почвенная и, наконец, среда, образуемая самими живыми организмами.
Задания. Задание №1
Докажите, что среда обитания оказывает влияние на строение и жизнедеятельность организма.
Ответ:
Условия среды оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ. В связи с этим условия среды рассматривают как экологические факторы. Организмы получают пищу из этой среды; распространение растений и животных ограничивается их выносливостью к физическим условиям.
Подумайте. Задание №1
Почему экологические знания необходимы каждому члену общества?
Ответ:
Все имеющиеся в природе экологические факторы воздействуют на жизнь организмов по разному и имеют различную степень важности для разных видов.
К числу наиболее интенсивно действующих факторов можно отнести загрязнение атмосферы, водоёмов и поверхности суши отходами промышленного производства, вырубку лесов, оказывающую влияние на состояние почвы и режим водоёмов, интенсивный выпас скота, приводящий к нарушению биотических связей в луговых экосистемах, распашку земель, строительство гидротехнических сооружений и др. Все эти факторы очень плохо влияют на среду обитания, и могут привести к массовому вымиранию видов, в том числе человека. Для ее сохранения нужны экологические знания.