§48. Экскурсия "Сезонные изменения в живой природе"
Вспомните. Задание №1
Что такое экосистема?
Ответ:
Экосистема — это система, объединяющая все живые организмы, а также их взаимодействие с природой и между собой. Экосистема включает в себя все живые организмы, которые в той или иной степени, взаимодействуют друг с другом и окружающей их неживой средой.
Задание №2
Каковы основные компоненты экосистемы?
Ответ:
Компоненты экосистемы:
• Абиотический компонент (запас биогенных веществ и солнечной энергии).
• Продуценты (создающие органическое вещество).
• Консументы (потребляющие органическое вещество).
• Редуценты (разлагающие мёртвое органическое вещество).
Задание №3
Что такое адаптации?
Ответ:
Адаптация — это процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается функционирование системы (то есть поддержание её основных параметров) при изменении условий внешней и/или внутренней среды.
Задание №4
Какие среды жизни доступны организмам?
Ответ:
Среда обитания – это совокупность определённых абиотических и биотических условий, в которых обитает данный организм. По преобладающему фактору или комплексу факторов, которые называются средообразующими, выделяют 4 среды жизни: водную, наземно−воздушную, почвенную и организменную.
Задания для экскурсии. Задание №1
Этап 1. Среда жизни и её обитатели. Экосистемная организация природы
1. Посетите под руководством учителя один из биогеоценозов в окрестностях вашей школы (водоём, луг, поле, городской парк).
2. Занесите в рабочую тетрадь краткую характеристику среды жизни (местообитания): тип сообщества, тепловой (температурный) режим, световой режим, влажность.
3. Запишите названия встретившихся вам обитателей.
4. Составьте, используя список обитателей биогеоценоза (см. п. 3), вероятные цепи питания. Запишите их в тетрадь.
Ответ:
1. Под руководством учителя я посетила такой биогеоценоз как луг.
2. Луг − это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Поэтому это открытый участок с хорошим освещением. На лугу хорошее увлажнение почвы, колебания температур сглажены.
3. Мне встретились такие обитатели :бабочки, воробьи, синички, пчелы, божья коровка, гусеницы; растения − сирень, крапива, тюльпаны, ромашки.
4. Возможные цепи питания: крапива − бабочка − синичка; крапива− божья коровка − воробей.
Задание №2
Этап 2. Адаптации организмов к условиям среды обитания
1. Познакомьтесь с приспособлениями организмов, обитающих в данном биогеоценозе, к различным экологическим факторам.
2. Работая в группах или парах, на конкретных объектах (одно растение и одно животное) детально изучите приспособления организмов к различным экологическим факторам.
3. Собранные данные занесите в таблицу в тетради.
Среда обитания | Растения, обитающие в данной среде | Приспособления растений к среде обитания | Животные, обитающие в данной среде | Приспособления животных к среде обитания |
Ответ:
Среда обитания | Растения, обитающие в данной среде | Приспособления растений к среде обитания | Животные, обитающие в данной среде | Приспособления животных к среде обитания |
Почвенная | Сирень | Цветы в виде мелких гроздьев соцветий−звёздочек нежных оттенков и тонким ароматом. Листья обычно зелёные копьевидные, не чернеют даже зимой и падают на землю в зелёном окрасе | Гусеница | Подражание неподвижным телам природы (подражательное сходство), покровительственная окраска и форма у гусеницы — это маскировка |
Задание №3
Этап 3. Сезонные изменения в живой природе. Особенности организации наблюдений как метода биологических исследований
1. Внимательно изучите материал параграфа об особенностях сезонных изменений в жизни организмов.
2. Определите, какие явления в жизни обитателей биогеоценоза характерны для данного сезона (по состоянию на день экскурсии).
3. Собранные данные занесите в рабочую тетрадь.
Ответ:
Весной на лугу начинают цвести растения. Почва прогревается, вода становится жидкой, и корни могут ее впитывать, также повышается освещенность и фотосинтез. Стебли растений передают питание почкам, которые вскоре станут листьями и цветами. На кустах и деревьях распускаются почки.