ОЛИМПИАДНОЕ ЗАДАНИЕ
Форзац учебника. Поскольку в первых же строчках задания сказано, что приведен отрывок из сказки К. Паустовского, школьники должны прийти к выводу: в библиотеке необходимо взять сборник сказок К. Паустовского, просмотреть его и найти нужную сказку.
Речь идет о сказке «Приключения жука-носорога», но, поскольку это олимпиада, учитель не должен сообщать это учащимся. Лучше всего сразу выяснить, кто из детей будет посылать выполненное упражнение в клуб «Ключ и заря». Эти дети непременно должны узнать название текста, взяв сборник сказок писателя в библиотеке.
Но сделать это они должны уже после того, как выполнят все задания олимпиады. Более того, те, кто участвует в олимпиаде, не смогут на этапе самопроверки обойтись без текста Паустовского: для них этот текст – источник самопроверки. Поэтому, написав олимпиаду, они должны взять в библиотеке хотя бы один сборник сказок на всех и по очереди произвести проверку своей работы. В этом им, конечно, должен помочь учитель. Учитель может найти дополнительное время, чтобы остаться с этими детьми и организовать передачу сборника из рук в руки.
Лучше всего, если учитель, выяснив заранее, кто будет участвовать в олимпиаде, приготовит нужное количество ксерокопий отрывков из сказки. Эти листочки с напечатанным текстом (но без названия сказки!) учитель раздаст участникам олимпиады только после того, как они полностью запишут текст. Получив листочки, дети должны по ним выявить свои ошибки, подчеркнуть их цветной ручкой или цветным карандашом и сделать работу над ошибками. Выяснить название сказки школьники – участники олимпиады должны сами после урока. Вписав название сказки в листок с выполненным заданием, дети смогут выслать его в клуб «Ключ и заря».
Все остальные дети могут выполнять это упражнение без похода в библиотеку, не выясняя в дальнейшем, как называется сказка. Для них это упражнение – просто финальное упражнение.
Они, так же как и участники олимпиады, выполняют упражнение самостоятельно. Но их работу проверяет учитель (а не они сами, сверяясь с текстом), их ошибки исправляет учитель (а не они сами).
Работа над ошибками может выглядеть следующим образом.
Сидел – под ударением: сидя;
по/водил – приставка по-, под ударением: водит;
приподнялся – под ударением: подняли;
на задние – на какие? (В.п.);
лапки – лапочки;
сложил (ЖИ-ШИ под ударением);
подумал – приставка по-;
вдруг – в другой раз;
взлетел – под ударением: взлёт;
с жужжанием – сущ. II скл., под ударением: с конём, груздём, репьём;
родные – под ударением: родина;
места – под ударением: место;
сделал – приставка с-, в форме прош. времени сохраняется глагольный суффикс глагола I спр. -а-: сдел/а/ть;
круг – круги;
над колодцем: колодец – словарное слово; колодцем, потому что колодец; колодцем, потому что у сущ. II скл. с основой на Ц в форме
Т.п. после Ц не под ударением пишется окончание «-ем», а под ударением – окончание «-ом».
Под ударением: «Ты был просто молодцом»; не под ударением: «Он казался добрым молодцем»;
над грядкой – над грядой;
в огороде – словарное слово;
полетел – полёт;
через речку – буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ пишутся без Ь;
ребята – словарное слово;
грибы – гриб;
долго – наречие (или слово, отвечающее на вопрос КАК? и образованное от основы прилагательного с помощью суффикса -о-);
бежал – бегать, бег;
картузом – сущ. II скл. в форме Т.п.; под ударением: ядром, столом;
сказал – скажет;
вернулся – повёрнут;
жучище – сущ. образовано от основы сущ. м.р. «жук» с помощью
суффикса «-ищ-», значит, окончание «-е», а не «-а»;
расскажет – рас/скажет (приставка рас-, корень начинается с буквы С); расскажет – так как глагол «рассказать» I спр.;
своим – свой;
про войну – войны;
геройское – словарное слово, под ударением: какое? голубое, значит, геройское;
поведение – по/ведение («по-» приставка); повёл, вёл;
жуков – сущ. II скл. в форме В.п. мн.ч. имеет окончание -ов;
под можжевельником – сущ. II скл. в форме Т.п. под ударением:
под дубком, под столом;
поклонится – поклониться – глагол II спр.; он что сделает? поклонится (без Ь);
стороны – сторонка;
расскажет – рас/скажет (приставка «рас-», корень начинается с буквы С);
расскажет – так как глагол «рассказать» I спр.
1. При разборе первого предложения по членам предложения школьники могут подчеркнуть выделенные слова и как дополнения, и как обстоятельства. Но доказать письменно свое решение они смогут только одним образом: задав вопросы к этим словам.
Те, кто подчеркнули их как дополнения, должны задать падежные вопросы:
вынул из чего? из сумки;
положил на что? на ладонь.
Школьники, которые подчеркнули эти слова как обстоятельства,
должны задать к ним смысловые вопросы:
вынул откуда? из сумки;
положил куда? на ладонь.
2. С ум/а – сум/; сум/ + к + … = сум/к/а;
лап/а – лап/; лап/ + к + … = лап/к/а;
гряд/а – гряд/; гряд/ + к + … = гряд/к/а;
рек/а – рек/; рек/ + к + … = реч/к/а.
3. Р ас/кры/л/'; крыль/я.
В современном словоупотреблении эти слова не являются родственными, то есть у них разные корни. Смысл доказательства должен сводиться к тому, чтобы дети правильно выделили корни.
В глаголе они должны точно выделить приставку «рас-» и суффикс глагола прошедшего времени «-л-». Дальше у них могут возникнуть сомнения: то ли корень кры, то ли корень кр ( закрыть, закрой и т. д.). В любом случае они не должны включить в корень суффикс глагола прош. времени «-л-». Тем, кто не выполняет олимпиаду, учитель объяснит, что здесь корень «кры-». В существительном крыль/я дети должны правильно выделить корень, подбирая родственные слова: крыл/атый, под/крыл/ки. Таким образом, сравнив выделенные корни в глаголе и в существительном, ученики придут к выводу, что корни – разные.
4. Н ад колодц/ем – колодец/'; обнаружилась орфограмма «беглый гласный в корне».
По/клон/ит/ся – по/клон/и/ть/ся.
Состав слов разный, потому что это разные формы глагола.
В форме 3 л. ед.ч. мы выделяем окончание «-ит»; а в начальной форме – глагольный суффикс «-и-» и суффикс начальной формы «-ть».
Задача интриги в конце учебника состоит в том, чтобы сообщить школьникам оптимистический настрой и дать правильную установку: учиться в 5 классе им должно быть интересно независимо от того, по каким учебникам будет идти учебный процесс. Дети должны знать, что отныне многое зависит от них самих. Если они будут много читать, постоянно пользоваться словарями и справочниками, энциклопедиями и дополнительной литературой, а также Интернетом при подготовке к урокам, им будет интересно. Если они ограничатся только учебниками, им может быть неинтересно и скучно.