457E2C

(1)Сталинград безжалостно бомбили день и ночь.

(2)В один из дней Чуянову позвонил Воронин.

– (3)Беда! – сообщил он. – (4)Утром один гад из облаков вывернулся и свалил фугаску в полтонны прямо... прямо на завод, где, сам знаешь, сколько народу собралось.

(5)Убитых похоронили, раненых развезли по больницам, но в мёртвом здании завода осталась девушка – Нина Петрунина. (6)Жива! (7)Но вытащить её нет сил. (8)Ей ноги стеной придавило, а стена едва держится. (9)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится. (10) Семнадцать лет. (11)Жить хочется. (12)Красивая... уж больно девка-то красивая!

– (13)Спасти надо! – крикнул Чуянов. – (14)Во что бы то ни стало. (15)Я сам приеду. (16)Сейчас же.

(17)Люди тогда уже привыкли к смерти, и, казалось бы, что им ещё одна? (18)Но город взбурлил, имя Нины стало известно всем, а равнодушных не было. (19)Всюду, куда ни приди, слышалось:

– Ну как там наша Нина? (20)Спасут ли... (21)Вот горе!

(22)Разве так не бывает, что судьба одного человека, доселе никому не известного, вдруг становится средоточием всеобщего сострадания, и множество людей озабоченно следят за чужой судьбой, которая их волнует и в которой подчас выражена судьба многих.

(23)Чуянов приехал. (24)Воронин ещё издали заметил его.

– (25)Не подходи близко! (26)Стена вот-вот рухнет...

(27)Нина Петрунина лежала спокойно, и Чуянов до конца жизни не забыл её прекрасного лица, веера её золотистых волос, а ноги девушки, уже раздробленные, покоились под громадной и многотонной массой полуразрушенной заводской стены, которая едва-едва держалась. (28)Здесь же сидела и мать Нины.

(29)Чуянов лишь пальцами коснулся её плеча, сказал:

– Сейчас приедут... (30)Укол сделают, чтобы не мучилась.

(31)Нину кормили, постоянно делали ей болеутоляющие уколы. (32)Время от времени она спрашивала:

– Когда же, ну когда вы меня спасёте?..

(33)Явились добровольцы – солдаты из гарнизона.

– (34)Ребята, – сказал им Чуянов, – как хотите, а деваху надо вытащить. (35)Орденов вам не посулю, но обедать в столовой обкома будете... (36)Выручайте!

(37)Лучше мне не сказать, чем сказали очевидцы: «Шесть дней продолжалась смертельно опасная работа. (38)Бойцы осторожно выбивали из стены кирпичик за кирпичиком и тут же на место каждого выбитого кирпича ставили подпорки». (39)Кирпич за кирпичом – укол за уколом. (40)Наконец Нину извлекли из-под разрушенной стены.

(41)Наверное, сказалось давнее и природное свойство русских людей – сопереживать и сострадать чужому горю; это прекрасное качество русского народа, ныне почти утерянное и разбазаренное в его массовом эгоизме. (42)Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души... (43)Подумайте: ведь эти солдаты-добровольцы из сталинградского гарнизона понимали, что, спасая Нину, каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены!

(По В.С. Пикулю*)

* Пи́куль Валентин Саввич (1928–1990) – советский писатель, автор многочисленных художественных произведений.

6. Анализ содержания текста.
 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Во время бомбёжек Сталинграда фугасная бомба попала в здание завода, и это стало причиной больших человеческих жертв.
2) Нина Петрунина была знакома Чуянову лично.
3) Жители города не могли остаться равнодушными к судьбе семнадцатилетней девушки.
4) За Ниной ухаживала только мать, которая находилась с ней постоянно.
5) Солдаты-добровольцы, спасавшие девушку из-под завала, не понимали, какому риску подвергается их жизнь.

Ответ:

...

7. Анализ средств выразительности.
 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Но город взбурлил, имя Нины стало известно всем, а равнодушных не было.
2) Всюду, куда ни приди, слышалось:
– Ну как там наша Нина? Спасут ли... Вот горе!
3) Чуянов приехал. Воронин ещё издали заметил его.
4) Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души...
5) «Ребята, – сказал им Чуянов, – как хотите, а деваху надо вытащить».

Ответ:

...

8. Лексический анализ.
В предложения 29–36 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Ответ:

...

9.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «С полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску».

9.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Наверное, сказалось давнее и природное свойство русских людей – сопереживать и сострадать чужому горю…»

9.3) Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.