Ответы к странице 28

Упражнение № 47. Прочитайте. Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово? Объясните свой ответ.

1. Ры(б, п)ка мелка, да уха сла(т, д)ка. 2. Некраси(ф, в) лицом, да хоро(ж, ш) умом. 3. Лу(к, г) с морко(ф, в)кой хоть и с одной гряд(т, д)ки, да неодинаково сла(д, т)ки. 4. Тому великий сты(т, д), кто языком льсти(ф, в). 5. Хле(п, б) — всему голова.

• Спишите, выбирая нужную букву из скобок.
• Прочитайте первую пословицу. Определите её тему. Придумайте рассказ, который можно было бы озаглавить этой пословицей.

Рыбка мелка, да уха сладка. Смысл пословицы в том, что маленькая вещь может принести много пользы.

                Рыбка мелка, да уха сладка
   Вася и Петя решили весь день ловить рыбу. Вася взял большую удочку и сказал, что поймает самую крупную рыбу. А Петя не ответил ему. Он не любил хвастаться. Прошло полдня. Петя ловил маленьких рыбок, а Вася смеялся над его уловом. Под вечер большая рыба попалась на удочку Васи. Но он не смог её вытащить - рыба сорвалась с крючка и уплыла в водоросли. Когда мальчики пришли домой, Петя сварил уху из своего небольшого улова. Какой же вкусной она была!

Записываем:

1. Рыбка (рыба) мелка, да уха сладка (сладок). 2. Некрасив (некрасивый) лицом, да хорош (хороший) умом. 3. Лук (луковый) с морковкой (морковный) хоть и с одной грядки (грядочка), да неодинаково сладки (сладок). 4. Тому великий стыд (стыдно), кто языком льстив (льстивый). 5. Хлеб (хлебушек) - всему голова.

Упражнение № 48. Прочитайте. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать каждое из данных слов?

герб — гербы
часы — час
плод — плоды
стриж — стрижи
мороз — морозы
карандаш — карандаши

   Чтобы правильно написать данные слова, надо знать правила о безударных гласных в корне слова, о правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова, о сочетаниях ча-ща, жи-ши.

• Спишите. Подчеркните в словах орфограммы.
• Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости-звонкости согласным звуком в корнях будут общими? А какие различными?

   Общие способы проверки: чтобы проверить правописание слов с безударным гласным звуком и парным по глухости-звонкости согласным звуком в корнях, надо изменить слово или подобрать однокоренное.
Различие в способах проверки: проверочным словом для правописания слов с безударным гласным звуком станет слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук. Проверочным словом для парного по глухости-звонкости согласного звука станет слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н].

Записываем в тетрадь:

Герб - гербы́, часы́ - час, плод - плоды́, стриж - стрижи́,  мороз - морóзы, карандáш - карандаши́.

Упражнение № 49. Прочитайте.

Волшебная ска..ка, много берё.., вкусный йогур.., сильный дож..ь, у..кие сапо..ки, мя..кая поду..ка, гла..кая доро..ка, перерыв на обе.., тёплая обу..ь, меховая шу..ка, килограмм ябло.. и апельсино.. .

• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
• Докажите, что слова с пропущенными буквами вы написали правильно.

ГДЗ к упражнению № 49:

Волшебная сказка (сказочка), много берёз (берёзы), вкусный йогурт (йогурты), сильный дождь (дождик), узкие (узенькие) сапожки (сапожечки), мягкая (мягок) подушка (подушечка), гладкая (гладок) дорожка (дороженька), перерыв на обед (обеды), тёплая обувь (обувной), меховая шубка (шуба), килограмм яблок (яблоки) и апельсинов (апельсиновая).