Страница 10 § 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

ВСПОМНИТЕ

1. Что изучает биология?

Ответ:

Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития, то есть исследует различные проявления жизни. Биология объединяет целую систему наук о живой природе.

2. Какие измерительные приборы вы знаете?

Ответ:

Линейка, транспортир, рулетка, штангенциркуль, часы, весы, термометр.

Страница 11

Вопросы

1. Что такое метод? Каковы основные методы изучения природы?

Ответ:

Метод — способ познания. К основным методам изучения природы относят: наблюдение, эксперимент, измерение.

2. Что можно узнать с помощью наблюдений?

Ответ:

С помощью наблюдения можно узнать многие о поведении различных животных, о закономерностях, сопровождающих природные явления, смену времен года, физические процессы.

3. Чем наблюдение отличается от эксперимента?

Ответ:

При наблюдении человек не вмешивается в течение событий, а в эксперименте сам создает нужные условия.

4. Какие вы знаете измерительные приборы, не упомянутые в учебнике? Где их используют?

Ответ:

Транспортир, нивелир используется для измерения углов. Барометр - прибор для измерения атмосферного давления. Амперметр - прибор для измерения силы тока.

Задания

1. Расскажите о ваших наиболее интересных наблюдениях из жизни природы.

Ответ:

Очень интересно наблюдать за птицами у кормушки. Они едят, отгоняют друг друга от кормушки, а наевшись, чистят перышки и поют.

2. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к наблюдениям.

Ответ:

Наблюдение должно отвечать следующим требованиям: научная или практическая ценность, полнота изучаемых фактов, достоверность, сопоставимость изучаемых данных, научная организация.

ПОДУМАЙТЕ! Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учёный? Какие качества вы хотели бы развить в себе?

Ответ:

Настоящий ученый должен быть любознательным и терпеливым. Но главное качество для ученого — это увлеченность, желание открыть что-то новое.