Ответы к § 9. Учение — деятельность школьника

Вспомним

Как ты первый раз шёл в школу. Какое у тебя было настроение. На какие вопросы, связанные со школьными предметами, ты хотел сам поискать ответы. Чему тебе надо было для этого научиться.

Я пошел в школу 7 лет. 1 сентября я и мои родители пришли на торжественную линейку, с которой и началась моя школьная жизнь. Всё было очень торжественно. Нас поздравили и выпускники, и учителя, и директор и ещё какие-то взрослые люди.

Потом мы ушли в свой класс вместе со своей учительницей. Был небольшой концерт и много конкурсов, чтобы ребята познакомились друг с другом. Мне очень понравился первый день школьника — было весело.

Хотя этот день нельзя назвать моим первым днём в школе, ведь до этого я целый год ходил на подготовительные курсы в этот же класс и к этой же учительнице. Так что хоть я немного и волновался 1 сентября, но многое мне было знакомо, так что было не страшно. А вот когда я пришёл первый раз на подготовительные курсы, то всё для меня было новым и удивительным.

На какие вопросы, связанные со школьными предметами, ты хотел сам поискать ответы? Чему тебе надо было для этого научиться?

Когда я пошёл в 1 класс, то уже умел читать, писать и считать, но всё равно в школе пришлось не легко. Пришлось научиться читать быстро, писать красиво, а считать не только на палочках или карандашах, но и «в уме» или столбиком.

Для того, чтобы освоить школьные предметы мне пришлось научиться усидчивости и умению организовывать своё время. Без этого мне бы не хватило времени на отдых и кружки. Также мне пришлось научиться делать презентации. Сначала мы делала их вместе с мамой, папой и бабушкой, а потом я научился сам искать информацию и оформлять работу.

Мне всегда нравилось читать и смотреть фильмы о животных, о путешествиях и о космосе. В школе есть предметы, посвященные этим вопросам, например окружающий мир, биология и география, но они не всегда интересные. Поэтому я нахожу нужные мне ответы в энциклопедии или в Интернете.

Обсудим вместе

Кто такой школьник?

Школьник – это ребёнок, который официально зачислен в учебное заведение среднего общеобразовательного профиля, имеющее образовательную лицензию. То есть школьник — это ребёнок, который ходит в школу. Так как общее образование в России обязательное, то школьниками можно назвать всех детей от 7 до 16 лет (или до 18 лет, если ребёнок продолжает учиться в 10 и 11 классе).

Что его отличает от других?

Школьника отличает от других то, что его главной деятельностью является учёба, а главной задачей — получение среднего образования. Очень похожи на школьников в этом отношении студенты. Они тоже учатся, но только в высшем учебном заведении или в колледже. Школьников от студентов отличает только возраст.

А вот у взрослых, дошкольников и пенсионеров другая главная деятельность: взрослые работаю, дошкольники играют, а пенсионеры находятся на заслуженном отдыхе.

Чему учат в школе?

В школе дети получают знания по различным предметам: русский язык, математика, родная речь, окружающий мир, обществознание и т.д. А еще, в школе учат базовым навыкам общения, добру и справедливости.

Как добывать знания самостоятельно?

Много полезной информации можно найти в Интернете. Также можно добывать знания в книгах, энциклопедиях и в фильмах и телепередачах, например, при просмотре научно-популярных фильмов или познавательных телепередач.

Очень много знаний можно почерпнуть у учителей, родителей, бабушек и дедушек. Если правильно задать вопрос, то они поделятся не только знанием, но и опытом, дадут полезный совет или предостерегут от опасности.

Можно ли научиться учиться?

Научиться учиться не только можно, но и нужно. Это позволит значительно быстрее и качественно учиться в школе, а потом стать более успешным человеком. Для того, чтобы научиться учиться надо:

развивать память;
учиться не только читать, но и понимать текст;
научиться находить главное в параграфе;
научиться точно отвечать на заданные вопросы;
научиться искать нужную информацию в дополнительных источниках;
научиться вовремя применять имеющиеся знания.

Кого бы ты назвал хорошим учеником?

Хороший ученик – это ученик, который интересуется учёбой и старается хорошо освоить школьную программу. Он внимательно случает учителя, задаёт вопросы, чтобы понять сложные темы, успешно справляется с заданиями на уроках и дома, а также может самостоятельно получать необходимые ему дополнительные знания.

Можно ли сделать вывод, что твоя успешная учеба в школе важна не только для тебя самого, но и для общества?

Да, действительно, моя успешная учёба важна и для общества, так как человек живет в обществе, а не в отдельности от него. Если я хорошо учусь, то в будущем смогу качественно работать и приносить больше пользы обществу. Я буду понимать как устроено общество и как правильно себя вести.

Если человек успешно учился, то возможно в будущем он сможет внести вклад в развитие общества: заниматься исследованиями, развивать науку и технику, оставить свой след в культуре и искусстве, или ещё каким-либо образом способствовать прогрессу.

Если все люди в обществе будут образованными и культурными, то всё общество в целом станет от этого только лучше. Так что вполне можно сказать, что учеба в школе, как и дальнейшее образование человека, важна не только для самого человека, но и для всего человеческого общества.

Вопросы в тексте параграфа

Рассмотри схему. Какие уровни образования она отражает?

         Послевузовское образование
              Высшее образование
Среднее проф.обр     Среднее общ.обр
             Основное общ.обр
             Начальное общ.обр.
                Дошкольное обр.

Схема отображает следующие уровни образования:

Дошкольное образование — это образование, которое ребенок получает до школы в детском саду;
Начальное образование — это образование, которое ребенок получает с 1 по 4 класс;
Основное общее образование — это образование, которое получают с 5 по 9 класс средней школы;
Среднее профессиональные и среднее общее образование — это образование, которое получают после окончания 9 класса: среднее профессиональное образование — в училищах и колледжах, а среднее школьное образование — в 10 и 11 классах средней школы;
Высшее образование — это образование, которое получают в институтах, университетах и академиях после окончания 11 класса средней школы или окончания колледжа или училища;
Послевузовское образование — это учёба в магистратуре, докторантуре, ординатуре и т.д., такое образования требуется врачам и другим высококвалифицированным специалистам: архитекторам, инженерам, докторам наук, профессорам и т.д.
Вспомни, бывало ли, что во время уроков кто-то что-то не понимал, делал ошибки, сбивался, когда отвечал у доски. Наверное, такое случалось и с тобой, и с другими ребятами в твоём классе. Но на самом деле вопрос не в этом. Вопрос в том, как ученик к подобным вещам относится. Один может равнодушно сказать: «Hу, было и прошло. Что в этом такого?» Другого начинают мучить мысли: «Я ничего не могу, я ни на что не способен, надо мною все смеются». А третий недоволен, испытывает огорчение, но пытается разобраться в том, что непонятно, в причине ошибки. И для этого проявляет усилия: перечитывает текст в учебнике, спрашивает непонятое у учителя, обращается за помощью к одноклассникам или родителям.

Картинная галерея


Б. М. Кустодиев (1878—1927). Земская школа в Московской Руси. 1907 г. ГРМ

Чем школа в Московской Руси отличается от современной? Где проходит урок? Что делают ученики? Что делает учитель?

В школе Московской Руси малочисленный класс, все ученики сидят за одним столом на лавках. Они учатся читать и писать. Учитель во главе стола, учит их.

Чем школа в Московской Руси отличается от современной?

Современные школы, в отличие от земских школ Московской Руси — это отдельно стоящие здания, специально предназначенное и приспособленное для обучения детей. Каждый класс оборудован партами, школьными стульями, доской и наглядными пособиями. Во многих школах все ученики одеты в единую школьную форму.

Кроме того, в большинстве современных школ все ученики разделены на классы в соответствии с возрастом, а в общем классе ученики учатся только в самых маленьких деревенских школах, которых почти не осталось.

Где проходит урок?

В земской школе урок проходит в обычном сельском бревенчатом жилом доме с печкой, большим столом и лавками. Скорее всего это жилой дом учителя, а под школу, в лучшем случае, выделена только одна комната.

Что делают ученики?

Большинство учеников сидят за столом и что-то пишут (видимо, выполняют задание учителя), а один уже закончил и отвечает устно. Двое учеников стоят на коленях и читают книги. Скорее всего, они за что-то наказаны учителем.

Условия обучения – жёсткие. Но нельзя забывать, что для крестьянских детей земская школа была единственным местом, где они могли бы получить хоть какие-то знания и обучиться грамоте.

Что делает учитель?

Учитель сидит на лавке, слушает ученика и смотрит в большую книгу. По его внешнему виду можно сказать, что учитель умный, мудрый, добрый, но в то же время строгий.

Учиться и научиться

Как в этих случаях поступаешь ты? Что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата?

Мне кажется, что нет таких людей, которым было бы приятно «плавать у доски». Если я попадаю в такую ситуацию, то чувствую себя некомфортно и по возможности стараюсь исправить положение. Например, я могу спросить как справиться с этим заданием у своих одноклассников или у родителей, подойти к учителю с вопросом или самостоятельно перечить учебник или заглянуть в Интернет.

Обычно этих действий достаточно для того, чтобы понять тему и в дальнейшем по ней не «плавать». Даже если никто и не заметит моих усилий, то я всё равно ощущаю радость от того, что могу самостоятельно справиться с проблемой и преодолеть трудности. Но особенно приятно когда мои достижения отмечают учителя, родители и одноклассники.

Труд ученика состоит из занятий в школе и подготовки уроков дома. Понаблюдай за собой. Когда ты садишься за уроки? Сразу после школы, после небольшой прогулки или поздним вечером?

За уроки я сажусь вечером, после спортивной тренировки или соревнований (по настольному теннису). Иногда приходится делать уроки рано утром, так как в другое время я не успеваю. Кроме того много времени на это приходится тратить и в выходные. Например, в выходные я выполняю работу в контурных картах, делаю проекты и доклады, учу слова по английскому и т.д.

Делаешь ли ты перерывы во время выполнения домашних заданий? В перерывах предпочитаешь полежать, заняться домашними делами или посмотреть телевизор?

Стараюсь не устраивать перерывов, так как после отвлечения от уроков обычно потом бывает трудно продолжить их делать. Потому что как только сядешь за телевизор, телефон или компьютер (или приляжешь отдохнуть), то потом уже не хочется делать уроки. К тому же, в эти моменты время пролетает незаметно и зачастую уроки сделать потом не успеваешь.

Готовишь рабочее место или не обращаешь на это внимание? Делаешь задания сначала на черновике или сразу в тетради? Включаешь радио, телевизор или работаешь в тишине?

Рабочее место я не готовлю, просто отодвигаю ненужное со стола в сторону, чтобы не мешалось. Обычно в выходные я убираюсь в комнате, в том числе разбираю и свой рабочий стол и привожу его в порядок.

Уроки практически всегда я делаю сразу в чистовике, а черновиком пользуюсь только для сложных заданий по математике или для расчётов. Домашнее задание делаю в тишине или с музыкой в наушниках. Телевизор меня не интересует, а по радио я слушаю только музыку.

Рассмотри рисунки. Можно ли сказать, что эти школьники правильно организуют свой труд?

На всех четырех рисунках труд школьников организован не правильно (в большей или меньшей степени).

На первом рисунке мы видим ужасный беспорядок на столе и в комнате, который явно мешает ученику удобно расположиться за столом и поделать задания по географии.

На второй картинке школьница делает уроки на фоне постоянного постороннего шума вокруг: в комнате играет маленький ребенок, а также работает телевизор. Все это может сильно помешать ученику сосредоточиться на уроках и выполнить домашнее задание без ошибок.

На четвертом рисунке девочка лежит на диване и читает какую-то книгу. Такое положение, обычно, чрезмерно расслабляет, и не способствует повышению сосредоточенности при выполнении домашнего задания. Кроме того, долгое нахождение в такой позе может плохо повлиять на осанку и не позволяет, например, что-то аккуратно записать или отметить.

Более или менее труд школьника организован на третьей картинке. На рабочем столе тут нет ничего лишнего и способного отвлечь от выполнения уроков. Стул удобный и даже есть освещение. Правда, лампа установлена неправильно. Мальчик – правша, а лампа размещена тоже справа. Из-за этого часть тетради плохо освещается из-за тени, которую отбрасывает собственная правая рука мальчика. Для правшей источник света (лампа или окно) должен располагаться всегда слева.

Проверим себя

1. В каких учебных заведениях человек может получить образование?

Человек может получить образование в учебных заведениях:

дошкольного образования — детских садах;
начального общего образования — с 1 по 4 класс средней школы;
основного общего образования — с 5 по 9 класс средней школы;
среднего общего образования — с 10 по 11 класс средней школы;
среднего профессионального образования — в колледжах и в училищах;
высшего образования — в институтах, в университетах и в академиях;
послевузовского образования — в магистратуре, докторантуре, аспирантуре, ординатуре и т.д.

2. Как ты понимаешь пословицу «Учиться — одно, научиться — другое»?

В пословице имеется ввиду, что можно вроде бы учиться, но при этом никаких знаний не приобрести.

Так бывает, когда в школу ходят не за знаниями, а по другим причинам: родители заставили, чтобы не скучно было, пообщаться, получить оценку, аттестат об образовании и т.п. Можно сидеть на уроке, но не слушать учителя, а думать о чём-то своём. Можно читать учебник, но ничего не запоминать. Можно не выполнять задания, а списывать их и т.д.

В этом случае человек вроде бы учатся, но не осваивает ничего нового. Учёба проходит формально и практически не оставляет следа. Для того, чтобы действительно чему-то научиться, надо приложить к учёбе свои собственные усилия, проявить интерес к предмету, учиться активно и осознанно.

3. Можно ли утверждать, что твоя успешная учёба в школе важна не только для тебя самого, но и для общества?

Да, ведь каждый человек — это часть общества, а значит успешность общества зависит от успешности каждого человека, каждого члена общества.

Успешная учёба позволяет человеку как минимум обеспечить свои потребности, чтобы не стать обузой для общества. Некоторые люди достигают особого успеха: становятся учёными, инженерами, врачами, деятелями культуры. Они помогают обществу справляться с самыми разнообразными проблемами и развивают его, двигают вперёд.

Если я учусь хорошо, то я могу помочь обществу стать лучше.

4. Что даёт человеку самообразование?

При помощи самообразования человек может:

углубить и расширить знания, полученные в школе или других учебных заведениях;
освоить новую профессию или вид деятельности;
стать более квалифицированным специалистом по своей специальности;
улучшить свой быт и облегчить жизнь своим близким;
стать более успешным и обеспеченным человеком.

В классе и дома

1. Какие значения слова «школа» тебе известны? В случае затруднения обратись к словарям или ресурсам Интернета.

Существует несколько значений слова «школа»:

школа — это здание, в котором учатся: «Моя школа расположена по адресу: Московский проспект 17. Она находится в самом центре города рядом с большим парком.»;
школа — это выучка или приобретённый опыт: «Туристический поход стал для меня настоящей школой выживания. Я научился разводить костёр, ставить палатку, готовит еду в котелке и спать в спальном мешке. Но главное, я обнаружил, что могу целую неделю провести без компьютера и Интернета!»;
школа — это система образования или ступень образования: «Сначала ребёнок поступает в начальную школу, потом переходит в среднюю школу, а после окончания средней школы имеет право продолжить образование в высшей школе.»;
школа — это направление в литературе, живописи или науке: «Своё актерское мастерство она совершенствовала по заветам школы Станиславского» или «Художники Венициановской школы — группы русских живописцев, творивших во второй половине 19 века, старались показать в своих работах жизнь простых людей: рыбаков, матросов, мастеровых и т.д.».

2. Подумай и объясни, какой смысл вложил в слово «урок» А. С. Пушкин в своей фразе: «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

Через устные сказания (сказки) в народе всегда передавалась народная мудрость, жизненный опыт и культурные особенности народа. Поэтому под словом «урок» А.С. Пушкин, чьи сказки основаны на народных сказаниях, не мог понимать домашнее задание или урок в школе.

Под этим словом он понимал, конечно же, наставление, поучение, которое адресовано молодежи, будущим поколениям, то, из чего следует сделать выводы, раз и навсегда запомнить и учитывать при принятии решений в будущем.

3. Ольга учится в гуманитарном университете. На каком уровне образования она находится? Выбери единственный правильный ответ из четырёх вариантов:
1) среднее общее образование;
2) среднее профессиональное образование;
3) высшее образование;
4) основное общее образование.

Правильный ответ — 3, так как университеты относятся к системе высшего образования.

4. Одна из русских пословиц звучит так: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием». Объясни смысл этой пословицы. Подбери другие пословицы, схожие по смыслу.

Чтобы понять значение пословицы – нужно порассуждать. Что такое солнце для всего мира? Это не просто источник света и тепла. Это еще и источник жизни. То есть для мира, пожалуй, нет ничего важнее, чем солнце. По аналогии с солнцем, знания – самое важное для развития человека. Без знаний человек, как минимум, не будет развиваться.

Со знаниями человеку «как в ясный день» становятся открытыми множество путей решения насущных проблем. А без знаний — человек не увидит эти пути, подобно слепому человеку или человеку в темноте. Ведь не спроста о необразованных людях говорят «темнота», а про умных – «светлая голова».

Похожие по смыслу пословицы:

«Ученье – свет, а неученье – тьма»
«Красна птица пером, а человек — умом».

5. Таня учится играть на скрипке. Андрей учится играть в хоккей. Маша учится шить. Как ты думаешь, где и как ребята осуществляют свою учёбу? О каких других учебных занятиях твоих сверстников ты можешь рассказать? Какие внешкольные организации твоего города (района) дают дополнительное образование?

Таня учится в музыкальной школе, Андрей – в спортивной школе или секции, а Маша посещает кружок по кройке и шитью.

О каких других учебных занятиях твоих сверстников ты можешь рассказать? Какие внешкольные организации твоего города (района) дают дополнительное образование?

Сам я посещаю спортивную детскую школу настольному теннису. Мои сверстники из класса также получают дополнительное образование вне школы:

Диляра посещает спортивную школу олимпийского резерва по художественной гимнастике;
Анна посещает специализированные художественную школу и учится рисовать;
Серафим всерьез занимается музыкой и ходит в музыкальную школу;
Матвей увлекается моделированием воздушного транспорта и занимается в кружке моделирования;
Ира изучает керамику и лепит из глины в «Школе керамики»;
Егор осваивает ушу в «Школе боевых искусств»;
Артём занимается в кружке робототехники.
Я живу в достаточно крупном городе. У нас есть множество спортивных организаций: футбольный клуб, баскетбольный клуб, гандбольный клуб, хоккейный клуб, легкоатлетический клуб, лыжная база и т.д. Также в города работает бассейн с секциями по плаванию и прыжкам в воду, школа фигурного катания, школа боевых искусств и многие другие.

Свои творческие способности ребята могут развивать в музыкальных и художественных школах, школе керамики, в различных кружках прикладного творчества и театральных студиях. Также в центрах дополнительного образования работают кружки юных техников, моделирования, робототехники, юных натуралистов и т.д. Каждый может найти себе дело по душе.

6. Как ты думаешь, почему первая детская энциклопедия в России вышла в серии «Библиотека для самообразования»?

Чтение энциклопедии не входит в обязательную общеобразовательную программу. Подразумевается, что если ученики самостоятельно обращаются за получением знаний к энциклопедии, то они расширяют свои знания за пределы школьной программы, а значит занимаются самообразованием.

7. Андрей пришёл в читальный зал и сказал библиотекарю: «Мы сейчас проходим то, как человек изучает природу. Я бы хотел прочитать чтонибудь интересное о вкладе великих учёных-естествоиспытателей в развитие науки. Что вы мне посоветуете?» Можно ли сказать, что Андрей занялся самообразованием? Поясни свой ответ.

Конечно, мы можем так сказать. Потому что Андрею не достаточно стало просто прочитать учебник в рамках школьной программы. Для получения новых (дополнительных) знаний по интересующей его теме Андрей пришел в библиотеку.

8. Русский писатель Д. И. Писарев считал, что настоящим образованием является только самообразование и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами. Какие особенности самообразования отражает суждение Писарева?

То образование, которое получают школьники, является базовым. Это значит что то, что проходят в школе, должен знать любой образованный человек. Ученик в школе не выбирает предметы и темы, которые он будет изучать, а делает то, что предусмотрено программой.

При самообразовании школьник самостоятельно решает что, когда и в каком объеме изучать. Это осознанный выбор человека, который позволяет ему получить дополнительные знания и умения в выбранной сфере. То есть самообразование — это осознанное и целенаправленное приобретение знаний.

Возможно, поэтому Д.И. Писарев назвал самообразование «настоящим образованием». Эти знания нужны самому ученику, и никто не будет заставлять получать эти знания, кроме самого ученика.

9*. Выполни проект «Наш класс» (компьютерную презентацию или плакат-постер).

Нужно написать, сколько человек в классе, сколько отличников и хорошистов, кто в каких секциях занимается, у кого выдающиеся способности.

Например:

В нашем класс 26 человек, из них 12 мальчиков и14 девочек. Каждый со своим характером и своими интересами. Каждый - личность!
Мы много времени посвящаем учебе. У нас 2 отличника, 10 хорошистов, но остальные ребята стараются тоже проявить себя.
Например, Ярослав занимается греко-римской борьбой, Вика - фигурным катанием, а Влад часто побеждает в олимпиадах по математике.
Есть у нас таланты и в искусстве. Света занимается в студии танца, а Полина отлично рисует.
Наш класс очень дружный! Вместе мы любим посещать музеи и ходить на экскурсии.
Нам никогда не скучно.

Словарик

Школьник – это ребёнок который посещает школу и получает начальное общее образование (1 — 4 класс), основное общее образование (5 — 9 класс) или среднее общее образование (10 и 11 класс).

Образование – процесс обучения человека, получение им новых знаний, умений, навыков и компетенций.

Дошкольное образование – обучение ребенка в детском саду (преимущественно) или других учреждениях.

Среднее образование – обучение человека по системе среднего общего образования (10 и 11 класс) или среднего профессионального образования (училища и колледжи и техникумы).

Высшее образование – обучение студента в высшем учебном заведении (университеты, институты, академии и т.д.).

Послевузовское образование – обучение студента, окончившего ВУЗ, в целях повышения его квалификации с последующим присвоением ученой степени.

Самообразование – осознанная и целенаправленная деятельность человека по приобретению дополнительных знаний за пределами образовательной программы обучения.