Ответы к § 6. Мир увлечений
Вспомним
Как определить время без часов.
Способ 1 – самый простой. Если солнце на востоке – то сейчас утро, если высоко над головой – это полдень, а если на западе – вечер. Это очень приблизительный способ.
Способ 2 – более точный. Время определяется с помощью солнца, линии горизонта и пальцев рук. Для определения времени нужно знать время восхода и заката солнца. Над линией горизонта нужно выставлять сложенные вместе пальцы одной руки (ладонь располагается горизонтально) над ладонью другой руки до тех пор, пока не будет достигнут нижний край солнца. Затем необходимо посчитать, сколько всего пальцев «поместилось» между горизонтом и солнцем. Каждый палец – примерно 15 минут. Полученное время отсчитываем от времени восхода или до времени заката.
Способ 3 — с помощью растений. Науке известно, что цветущие растения реагируют на время очень точно. Различные цветы распускаются и закрываются строго в определенное время. Так что по ним можно определить время с точностью до часа:
в 6 часов утра распускаются цветы цикория
в 7 часов утра распускаются одуванчики
в 8 часов утра распускается бессмертник
в 10 часов утра распускаются цветы мать-и-мачехи
в 14 часов дня закрываются цветы бессмертника
в 15 часов закрывается цикорий и одуванчик
в 18 часов закрываются цветы мать-и-мачехи
в 20 часов закрываются цветы картофеля.
Какие пословицы и поговорки говорят о времени?
Делу время, а потехе час.
Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь.
Время как воробей, упустишь — не поймаешь.
Время — дороже золота.
Порядок время бережет.
День да ночь — сутки прочь.
И петух свои часы знает.
Век долог, да час короток.
Время и камень точит.
Упустишь минуту — потеряешь час.
Время не вернёшь.
Вчерашнего дня не воротишь.
Обсудим вместе
Один детский журнал напечатал письма ребят о том, что они делали в свободное время.
Саша простоял на одной ноге без опоры 33 минуты 20 секунд.
Марина два выходных дня переписывалась с подругой в социальной сети.
Оля весь вечер рисовала человечков, а потом считала, сколько их получилось. Насчитала 268!
Даша за две недели прочитала книгу «Дети капитана Гранта».
Олег 2 часа и 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу, наблюдая за проезжающими машинами, определяя их марки и модели.
Сергей целый год каждое утро гулял со щенком.
Какие занятия этих ребят ты хотел бы повторить, а какие нет? Почему? Как ты думаешь, кто из этих подростков с пользой использовал своё время?
Мне бы хотелось попробовать простоять на одной ноге без опоры, как Саша, так как я думаю, что простою дольше него.
Но с пользой использовали время, конечно же, Даша и Сергей. Потому что книги вообще читать полезно, тем более такие познавательные и увлекательные, как «Дети капитана Гранта», а забота ребёнка о щенке идет на пользу не только самому щенку, но и на пользу самому ребенку (чаще дышит свежим воздухом, больше двигается и учится заботиться о ближних).
Вопросы в тексте параграфа
Зачем человеку хобби? Что приобретает человек для своего развития, уделяя время увлечениям?
Хобби — это дело, которым он занимается в свободное время и от которого получает удовольствие.
У каждого человека такое дело. То, что ему интересно, чем бы он хотел бы заниматься или углубленно изучать. У некоторых людей такие интересы совпадают с основной деятельностью (профессией человека), но это случается редко. Чаще всего бывает так, что интересными для себя делами (хобби) человек может заниматься только в свободное от основной деятельности время.
Хобби – это проявление стремления человека к познанию. А познание – одна из духовных потребностей человеческой личности. Поэтому удовлетворяя такую потребность, человек не только получает новые знания и умения, но и обогащает свой внутренний мир.
Ты, наверное, знаешь, что есть такая известная во всём мире русская опера — «Князь Игорь». Написал её Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887).
А знаешь ли ты, что композиторское искусство А. П. Бородин постиг самостоятельно, что музыка была его увлечением, хобби?
По образованию Александр Порфирьевич медик и химик — доктор, профессор, академик. Но музыке он отдавал много свободного времени, а над каждым музыкальным сочинением трудился очень долго — ведь основным его занятием была научная и педагогическая работа! Над оперой «Князь Игорь», например, Бородин трудился 18 лет. Опираясь на народную музыку, он создал классические симфонии, оригинальные романсы-баллады, сатирические и юмористические песни.
Как ты думаешь, можно ли сказать, что для Бородина сочинение музыки было хобби? Поясни ответ примерами из своего опыта или опыта твоих знакомых.
Конечно же для Бородина сочинение музыки было хобби, так как это занятие соответствует всем признакам хобби:
Бородин занимался этим в свободное время
он получал от этой деятельности удовольствие
он писал музыку несмотря на то, что специально не обучался этой профессии.
Возможно, если бы для Бородина сочинение музыки было бы основным занятием, то он написал бы гораздо больше музыкальных произведений и за значительно более короткий срок, чем 18 лет. Хотя у каждого человека свой путь.
Хобби люди занимаются для души, а не для заработка. Например, всем известный актёр Александр Балуев в свободное от работы время очень любит вязать на спицах. Как он сам утверждает, вязание прекрасно успокаивает нервы.
Как ты понимаешь выражение «думать на несколько ходов вперёд»?
«Думать на несколько ходов вперед» — это выражение из шахмат. Оно обозначает, что в процессе игры игрок просчитывает варианты ходов своими фигурами и продумывает возможные действия своего соперника: «Если я передвину эту фигуру, то мой соперник пойдёт так, а я схожу вот этой фигурой, он ответит мне вот так и я смогу поставить ему мат».
Это же выражение зачастую используется и в жизни. Так говорят, когда человек, как в шахматах, не просто думает о последствиях своего конкретного действия, но еще и выстраивает целую цепочку таких действий (план). А также предполагает, что могут предпринять другие люди в ответ на эти действия (оценивает вероятность) и даже заранее продумывает, как правильно отреагировать на все это.
Картинная галерея
Рассмотри репродукции картин и расскажи, как проводили свободное время раньше и как проводят его теперь?
Г.В. Сорока (1823-1864). Рыбаки. 1840-е гг. ГРМ
В. Л. Тропинин (1776—1857). Гитарист. 1832 г. ГТГ
Судя по сюжетам приведенных картин, раньше люди в свободное время старались находиться на природе: рыбачить, ходить в лес, путешествовать; или заниматься творчеством: музыкой, живописью и изобретениями.
В наше время люди многие люди также увлекаются живописью, рыбалкой, спортом, игре на музыкальных инструментах или прикладным творчеством, например вязанием, вышивкой, моделированием морских судов и т.д..
Правда таких людей с каждым годом становится всё меньше и меньше. К сожалению, свободное время довольно часто отдаётся просмотру телевизора или играм на компьютере или в телефоне. и часто это просто бесцельное блуждание на просторах Интернета или переключение каналов телевизора. Такое времяпровождение нельзя назвать хобби, так как оно не развивает человека и не приносит никакой пользы.
А вот если играя на компьютере человек познаёт что-то новое или чему-то обучается, то это можно назвать хобби. Например, в качестве игры можно изучать графические редакторы или 3D моделирование, можно играть в логические игры или стратегии, которые хорошо влияют на мыслительные способности человека, можно изучать иностранные языки и ещё много разных интересных вещей.
Впрочем лучше всего, если у человека есть разнообразные хобби. Можно увлекаться спортом и, при этом, собирать марки Можно быть заядлым путешественником и переписываться в социальных сетях с друзьями из разных городов, совершенствуя свои знания иностранных языков. Можно придумать самые разнообразные способы с пользой развлечь себя в свободное время.
Проверим себя
1. Какое время можно назвать свободным?
Свободное время — это время, которое остаётся после выполнения обязательных дел. То есть человек уже заканчивает учиться, работать, выполнять домашнее задание или обязательную работу по дому.
2. Объясни, почему говорят: «Знай минутам цену, секундам счёт», «Отдых — это перемена вида деятельности».
«Знай минутам цену, секундам счёт»
О цене говорят тогда, когда говорят о чём-то ценном. Время у человека – самая настоящая ценность, потому что оно ограничено различными временными отрезками (от секунд и часов – до лет и срока жизни) и обычно его всегда не хватает. Об этом нужно всегда помнить и поэтому не стоит разбрасываться не только драгоценными минутами, но и секундами, из которых эти минуты состоят. Необходимо использовать отведенное нам время с пользой для себя и окружающих.
«Отдых — это перемена вида деятельности»
Во время различных видов деятельности у человека работают разные органы и системы. Так, при умственном труде напрягаются одни участки мозга, а при физическом – другие. То же самое происходит и с мышцами — во время выполнения домашней работы задействованы одни мышцы, а при ходьбе или беге — другие.
Поэтому и говорят, что для того чтобы использовать драгоценное время с максимальной эффективностью (рационально), можно для отдыха от одного вида деятельности заняться чем-то другим, причём умственную и физическую деятельность желательно чередовать.
3. Какие ты знаешь увлечения — хобби? Какое увлечение есть у тебя?
Хобби могут быть самыми разнообразными (в зависимости от интересов и фантазии каждого человека): коллекционирование монет, вязание, игра на музыкальных инструментах, шахматы, занятия спортом, разведение домашних животных или рыбок и т.д.
Я, например, все свое свободное время посвящаю настольному теннису. Я не могу ни дня прожить без настольного тенниса, так как очень люблю в него играть. Когда игр или тренировок в какой-то день нет, то мне становится не по себе, как-будто чего-то не хватает.
4. Как наполнить свободное время полезными делами?
Для того, чтобы свободное время было проведено с пользой, лучше распланировать свои занятия заранее, чтобы не тратить драгоценные свободные часы на придумывание дел. Например, можно записаться в кружки и секции по интересам. Такое времяпровождение позволяет совершенствовать свои умственные и физические способности и узнавать что-то новое.
Также очень хорошо посвящать часть своего свободного времени помощи родителям и близким. Можно сходить в магазин, помыть посуду или помочь бабушке с огородом. Возможно такая работа не принесёт подростку никакого удовольствия, но зато доставит радость его близким, да и он сам получит моральное удовлетворение от своих добрых дел.
Оставшиеся часы можно потратить на общение с друзьями, чтение книг, рисование или игру на компьютере. Кроме того очень важно гулять на свежем воздухе и посещать культурные заведения: кинотеатры, музеи, театры, выставки, зоопарки и т.д. Это не только приносит радость, но и развивает человека.
В классе и дома
1. Пробовал ли ты в свободное время делать что-либо своими руками? Если да, то что именно?
Вариант ответа 1:
Однажды мне подарили набор для вышивания и я попробовала вышить крестиком волнистого попугайчика. Было очень интересно. В наборе была канва (специальная ткань), разноцветные нитки и иголки с большим ушком. Мне надо было ориентироваться по схеме, чтобы вышивать крестики нужного цвета. Я старалась несколько дней. Получилось очень красиво и мама повесила мою работу в рамочку.
Вариант ответа 2:
Да, пробовал изготовить корабль (фрегат) для того, чтобы запустить его в соседнем дворе. Там когда тает снег, всегда очень большая и глубокая лужа появляется. Корпус этого корабля я вырезал из толстого куска пенопласта, в нижнюю часть которого я поместил для устойчивости тяжелый металлический прут (кий корабля). Мачты я сделал из высушенных толстых ивовых веток, а паруса – из обычного полиэтиленового пакета. Потом все детали я соединил обычными суровыми нитками. При слабом ветре мой фрегат плавал очень красиво и шустро. Но сильный ветер на следующий день сломал мне всю конструкцию. Это было довольно трагично.
2. Когда Наташа пришла из школы, родители были на работе. Она бросила портфель прямо в прихожей — и к телевизору. Включила, а сама — на диван. Как хорошо, что каналов много! Можно переключаться с одного на другой, а на экране то говорят, то дерутся, то плачут, то стреляют. Машины гудят, кто-то за кем-то гонится… Так и сидела Наташа у телевизора, пока не пришла мама. Даже не заметила, как вечер наступил. Не гуляла. Не читала. Цветы не полила. Мусор не вынесла. И за уроки не бралась. Ничего не успела сделать, а день кончился.
Как ты думаешь, умеет ли Наташа распределять своё время? Случается ли с тобой подобное? Нравишься ли ты себе в таких случаях? Когда просмотр телепередач превращается во вредную привычку?
Наташа совсем не умеет планировать свое свободное время. Всем известно, что после школы необходимо немного отдохнуть и сделать домашнюю работу. А потом – выполнить то, о чем попросили родители. И когда настанет свободное время – можно заниматься делами для своего удовольствия.
К сожалению, со многими, в том числе и со мной, случается то, что случилось с Наташей. И когда такое случается, становится очень досадно от того, что время потрачено зря, ничего полезного и необходимого не сделано. Иногда даже стыдно становится из-за невыполненных обещаний. А ведь если что-то не сделать вовремя, то могут наступить вредные последствия. Самый простой пример: не выучил уроки – получил «двойку».
Просмотр телепередач иногда может принести определенную пользу, так как в них может содержаться полезная для человека информация, иногда очень важная. Во вредную привычку просмотр телепередач превращается тогда, когда человек бесцельно проводит время перед телевизором, и при этом, не делает того, что должен или обещал.
3. Какому занятию посвящена загадка?
С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться!
Конечно же, речь идет о шахматах.
Словарик
Хобби – это любимое занятие человека в его свободное от основной или дополнительной деятельности время, которое необходимо ему для удовлетворения его духовных потребностей.
Основная деятельность – это занятие человека в силу своей профессии, занимаемой должности (звания) или учебы.
Дополнительная деятельность – это занятия человека, которыми он вынужден заниматься помимо основной деятельности, ввиду наличия определенных обязанностей или из-за данного обещания.
Обязанности – это неизбежная необходимость выполнить определенные действия, которые вытекают из требований законов, договоров или социального (общественного) статуса человека.