Ответы к § 8. Труд — основа жизни

Вспомним

Что тебе известно о различных профессиях и ремёслах.

Несмотря на то, что понятия «профессия» и «ремесло» схожи — всё это виды трудовой деятельности, необходимо отличать эти понятия.

Профессия – это род трудовой деятельности, для выполнения которого человек на профессиональном уровне должен обладать определенными знаниями, навыками, способностями и качествами. Обычно это тот труд, за который человек получает основной доход.

Ремесло — это мелкое ручное производство с применением ручных орудий труда, в основе которого лежат персональные умения и талант мастера.

Например, к профессиям относятся: врач, учитель, программист, оператор линий автоматических передач, фрезеровщик, токарь, дизайнер, кондитер и многие многие другие. Владение профессией подтверждается документом о специальном образовании: дипломом об окончании среднего или высшего учебного заведения или свидетельством об окончании курсов или специализированной школы. Этот документ нужно предъявить при устройстве на работу.

К ремеслам можно отнести такие виды деятельности как:

кузнечное дело
столярное дело
ювелирное дело
гончарное дело
и т.д.
В отличии от массового производства, ремесленники производят штучные товары и услуги, то есть такие, которые можно получить только у них. В этом случае для заказчика работ или услуг крайне важна индивидуальность мастера, его умения и его подход к делу. И никаких дипломов у ремесленника может вообще не быть. Главное талант и умение.

Какие пословицы и поговорки посвящены труду, богатству и бедности?

Пословицы о труде:

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Терпенье и труд все перетрут.
Как потопаешь, так и полопаешь.
Волка ноги кормят.
Сделал дело – гуляй смело.
Кто не работает, тот не ест.
От труда здоровеют, а от лени – болеют.
Дело мастера боится.
Глаза боятся – руки делают.

Пословицы о богатстве и бедности:

Сытый голодного не разумеет.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Бедность учит, а богатство – портит.
Копейка рубль бережет.
Дорог хлеб, коли денег нет.
Мужик богатый гребет деньги лопатой.
Бедность плачет, богатство скачет.
И кафтан греет, когда шубы нет.
Богатый бедного не разумеет.
Богатством ума не купишь.
Обсудим вместе
Какие ценности создаются трудом?

Ценности (или богатство) – это все то, что ценно для людей. Ценностью для людей является все то, что может удовлетворить те или иные людские потребности. При этом, особенно ценится то, что имеет свойство заканчиваться и существует в ограниченном количестве.

Ценностями могут быть как объекты материального мира, например продукты и товары, так и нематериальные блага — услуги. Они не могут возникнуть из ниоткуда. Их создает человек своим собственным трудом.

Особенная разновидность ценностей – так называемые драгоценности и драгоценные вещи. Например это могут быть ювелирные изделия из редких металлов и камней, произведения искусства или старинные предметы быта. Из самого этого слова понятно, что это «дорогие ценности». Особая дороговизна этих ценностей объясняется тем, что такие вещи уникальны либо очень редки. Они тоже создаются трудом человека.

Комментарий:

Обычно человек результаты своего труда направляет для удовлетворения собственных потребностей или продает их другим людям в виде товаров или услуг. Например, бабушка связала тёплый свитер и отдала его внуку, чтобы зимой ему было тепло, то есть труд бабушки удовлетворил потребности её внука.

В обмен за свой труд человек может получить результат труда другого человека, который ему необходим — родители вырастили на даче клубнику и поделились ею с соседями, а соседи, в свою очередь, поделились с родителями урожаем болгарских перцев. Такой обмен между людьми и происходил давным-давно, пока общество людей было еще на начальной стадии развития.

Но поскольку общественные отношения при большом количестве населения не могут строиться на обмене товарами и услугами, так как это становится очень не удобным, то люди стали использовать деньги как всеобщий эквивалент людского труда. Теперь за свой труд люди чаще всего получают деньги, на которые потом удовлетворяют свои потребности.

Всегда ли труд оплачивается?

Существует истина, что любой труд должен быть оплачен. Считается, что в этом случае человек выполняет свою работу качественней и профессиональней. И действительно большинство видов труда оплачивается.

Это может быть денежное вознаграждение:

за свою профессиональную деятельность рабочие и служащие получают зарплату;
за творческую работу, например написание книг или съёмку в художественном фильме, работники культуры получают гонорар;
владельцы заводов и фирм получают прибыль от работы своих предприятий.
Существует и нематериальное вознаграждение за труд:

работа по дому и помощь семье не оплачивается деньгами, но семья удовлетворяет свои потребности в уюте и чистоте;
волонтёры, помогающие при организации крупных мероприятий или участвующие в уборке города тоже не получают за это деньги, но они получают моральное удовлетворение от того, что кому-то помогли.
Впрочем, на нашей планете ещё встречаются случаи рабского труда — принудительного труда, за который человек не получает никакого вознаграждения. Согласно нынешнему законодательству и международным правовым нормам, рабский труд запрещен во всем мире. А использование рабского труда признается во всем мире уголовным правонарушением (преступлением).

Найди доказательства того, что все богатства создаются трудом.

В основном, все что нужно человеку для удовлетворения своих потребностей создается его собственным трудом. В природе не существует, например, готовых столов, стульев, машин, компьютеров и т.д. Их нужно сделать — произвести.

Впрочем, существуют также ценности которые непосредственно не создаются трудом людей. Это биологические природные ресурсы: дикорастущие растения и их плоды, рыбы, животные, а также природные полезные ископаемые – нефть, газ, металлические руды, золото, алмазы и т.д.

Все эти природные богатства сами по себе ценны для человека. Но для того, чтобы добыть все эти ресурсы все равно используется человеческий труд. Растения и плоды нужно собрать, рыбу и животных нужно поймать, полезные ископаемые необходимо добыть из специально построенных шахт и скважин.

Кроме того, природные ресурсы нужно еще переработать. Например из нефти можно получить бензин или из алмаза после обработки — бриллиант. Также обеспечить правильное хранение и доставку. То есть и для того, чтобы воспользоваться природными ресурсами необходим труд человека.

Вопросы в тексте параграфа

Выбери из предложенных ниже антонимов те, которые могут характеризовать труд космонавта, продавца, шахтёра, учителя, художника, хлебороба, домашней хозяйки, дворника, программиста:

постоянный - временный
простой - сложный
умственный - физический
оплачиваемый - безвозмездный
добровольный - принудительный
ручной - автоматизированный
творческий - традиционный
коллективный - индивидуальный

Космонавт – временный, сложный, умственный, оплачиваемый, добровольный, автоматизированный, традиционный, индивидуальный труд;
Продавец – постоянный, простой, умственный, оплачиваемый, добровольный, автоматизированный, традиционный, коллективный труд;
Шахтёр – постоянный, сложный, физический, оплачиваемый, добровольный, ручной, традиционный, коллективный труд;
Учитель – постоянный, сложный, умственный, оплачиваемый, добровольный, ручной, творческий, коллективный труд;
Художник – временный, простой, умственный, оплачиваемый, добровольный, ручной, творческий, индивидуальный труд;
Хлебороб – временный, сложный, физический, оплачиваемый, добровольный, ручной, традиционный, коллективный труд;
Домашняя хозяйка – постоянный, сложный, физический, безвозмездный, добровольный, ручной, традиционный, индивидуальный труд;
Дворник – постоянный, простой, физический, оплачиваемый, добровольный, ручной, традиционный, индивидуальный труд;
Программист – постоянный, сложный, умственный, оплачиваемый, добровольный, автоматизированный, творческий, индивидуальный труд.
Рассмотри рисунки и объясни, что является материальным изделием, а что — услугой.

Труд пекаря и швеи — это производство товаров. Они создают материальные изделия: булочки и одежду.

Труд врача и официанта — это услуги. Они не создают материальные изделия, которые можно взять в руки, но делают работу, необходимую для общества — лечат людей и подают блюда посетителям кафе и ресторанов.

Всегда ли труд оплачивался? Что ты знаешь о труде рабов, крепостных крестьян?

К сожалению, труд оплачивался не всегда. Мировая история знает множество таких примеров использования бесплатного человеческого труда по принуждению и с применением физического насилия. Это периоды рабства и крепостничества, которые в той или иной степени были во всех странах мира, в том числе и в России.

Рабами чаще всего становились представители завоеванных народов, которых победители брали в плен и использовали в качестве рабов. Существовали также рабовладельческие рынки, где рабов можно было купить.

Хозяева рабов обычно не видели в них ничего человеческого. К рабам относились так же, как и к любому другому имуществу: его могли покупать, продавать, дарить, использовать до полного износа, а потом выбросить или даже уничтожить. Хотя хозяин был вынужден кормить и содержать своего раба, чтобы он не умер раньше времени.

Положение крепостных крестьян не особо сильно отличалось от положения рабов. Но крепостные все же признавались людьми. На законодательном уровне хозяевам крепостных (помещикам) даже формально запрещалось жестоко обращаться и убивать без причины крепостных крестьян. Хотя это никого из помещиков это особо не останавливало и многие из них, за редким исключением, оставались не наказанными за свои преступления.

Однако в этих же законах крепостные фактически были лишены свободно передвигаться по стране, жить и работать по своему усмотрению. Крепостному также было запрещено покидать своего помещика без согласия последнего.

На себя и свою семью крепостной крестьянин мог работать только тогда, когда выполнит все работы для своего помещика. Эти работы назывались «барщина». Своего имущества у таких крестьян тоже, как правило, не было.

Естественно, помещик за труд крепостных никаких денег им не платил. Напротив, значительную часть произведенных крестьянами продуктов или заработанных денег от продажи этих продуктов крестьяне обязаны были отдать своему помещику в виде так называемого «оброка».

Используя дополнительные источники, найди сведения о благотворительности предпринимателей в твоём городе (селе).

В России достаточно много людей, занимающихся благотворительностью и помощью людям, оказавшимся в сложной ситуации. Обычно это успешные бизнесмены, политики, деятели культуры и искусства, а также общественные деятели. Например в Москве можно назвать таких благотворителей, как:

Дмитрий Алешковский — журналист. В 2010 году он помогал тушить лесные пожары в Новгородской области. В 2012 году — организовал сбор гуманитарной помощи для пострадавшим от наводнения в Крымске. Он организовал волонтёрский лагерь «Добрый», чтобы пострадавшие от наводнения получили необходимую помощь. Впоследствии Дмитрий Алешковский организовал фонд «Нужна помощь», который помогает людям, пострадавшим от стихийных бедствий по всей стране.

Илья Сегалович — программист, сооснователь «Яндекса». Более 20 лет Илья Сегалович являлся спонсором общественной организации «Художественный центр «Дети Марии»». Этот центр, основанный его женой, занимается художественным развитием детей — сирот и детей с ограниченными возможностями. Кроме того, Сегалович многие годы был организатором ежегодных конкурсов «Интернет-математика» и «Класс», призванных развивать научно-исследовательскую деятельность.

Анита Цой — певица и народная артистка России. Ещё в 2001 году эта известная певица создала благотворительный фонд «Анита», помогающий детям с врождённой инвалидностью. Помощь от этого фонда получают более 35 000 детей в год. Кроме того Анита Цой периодически выпускает благотворительные альбомы и проводит благотворительные концерты, все сборы от которых направляет в детские дома.

Люди, занимающиеся благотворительностью, живут и в других городах и сёлах России. Например в Тольятти работает несколько десятков благотворительных фондов, занимающихся решением самых разных проблем. Среди них:

Благотворительный фонд помощи бездомным животным «Добрый Дом», который даёт приют бездомным животным;
Благотворительный фонд «Движение молодых», который занимается поддержкой талантливых молодых людей;
Городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти», который собирает средства на реализацию значимых для города проектов;
и многие другие.

Картинная галерея

Т.Н. Яблонская. Хлеб. 1949 г. ГТГ

Каким трудом заняты герои картины?

Все герои картины заняты физическим трудом, связанным со сбором урожая пшеницы, из которой позднее будет изготовлен хлеб. Хлеб издавна считался особой ценностью для людей. Известна даже поговорка: «Хлеб всему голова». Она показывает, что хлеб издавна имел большое значение для людей. Поэтому труд людей, связанный с выращиванием зерна, сбором урожая и его переработкой, а также труд, связанный с производством хлеба, всегда считался уважаемым и почетным делом.

Какие обязанности они выполняют?

На первом плане картины и немного позади изображены женщины, которые собирают в мешки привезенную с полей пшеницу. На заднем плане картины мужчины грузят уже собранные мешки с пшеницей в подъезжающие грузовые машины.

Смог ли художник отразить отношение людей к труду? Как ты думаешь: какие чувства испытывают труженики от процесса труда?

Считаю, что художнику хорошо удалось передать отношение людей на картине к своему труду. Несмотря на то, что труд хлеборобов нельзя назвать лёгким, лица у людей на картине радостные. Видно, что люди очень рады большому урожаю хлеба. Ведь это означает, что голода, который в разрушенной войной стране был частым явлением, в этом году не будет.

А ещё, наверное, люди рады от того, что они сообща делают одно большое и полезное дело ради себя, своих семей и вообще для всех жителей страны.

Проверим себя

1. Каким бывает труд человека?

Труд человека по различным критериям можно разделить на множество разновидностей:

в зависимости от результата трудовой деятельности выделяются труд по изготовлению товаров и труд по оказанию услуг другим людям.
в зависимости от уровня подготовки и образования работника выделяют труд профессиональный и труд ремесленный.
в зависимости от способа ведения трудовой деятельности различаются физический труд и умственный (интеллектуальный) и т.д.

2. Почему труд по-разному оценивается?

Из-за того, что труд человека бывает разным, оплачивается он тоже по-разному.

Оплата может быть выше у людей, обладающих более высокой квалификацией и более высоким уровнем образования. Логично, что простой разнорабочий и академик Российской Академии Наук не могут получать за свой труд одинаковое вознаграждение. Это было бы просто не справедливо.

Также на стоимость труда влияет редкость профессии и количество людей, способных выполнять данные обязанности. Например, космонавты или каскадёры — это очень редкие профессии. Стать космонавтом может далеко не каждый и для этого не достаточно только образования, необходимы и определённые физические и психологические данные.

Сложность и тяжесть выполняемой работы, а также условий, в которых приходится работать — ещё один фактор, влияющий на стоимость труда. Например, из-за слишком тяжелых условий работы, которые опасны для жизни и здоровья, работа шахтёров в шахтах по добыче полезных ископаемых оплачивается выше среднего уровня по стране. Особенно высокую зарплату получают шахтёры, работающие в условиях Крайнего Севера и Вечной мерзлоты.

Но одним из самых распространённых критериев оценки стоимости труда является качество и количество выполненной работы (производительность труда). Чем больше качественной продукции работник успевает выпустить за смену, тем выше его зарплата. Кроме того он может получить дополнительно денежную премию, дополнительные надбавки или другие поощрения.

3. Чем богатый человек отличается от бедного?

Богатый человек отличается от бедного своими возможностями. Например, богатому человеку легче получить хорошее образование, покупать дорогие вещи, жить в большом доме и ездить на суперсовременном автомобиле. Кроме того, у богатых людей есть возможность инвестировать (вкладывать) свои деньги в новые производства и инновационные разработки. Богатым это позволяет преумножать свои денежные активы, а для всех остальных появляются новые рабочие места и полезные товары.

Стоит отметить, что само по себе богатство не является гарантией, что человек будет успешным и правильно воспользуется своим богатством. Многие люди тратят полученное богатство на бесполезные и вредные вещи и могут даже скатиться до нищеты. И наоборот, малообеспеченный человек, который правильно распоряжается имеющимися у него богатствами: умением учиться, знанием, опытом, смекалкой и предприимчивостью, может достичь и высокого материального благополучия.

Люди, по-настоящему богатые не только материально, но и духовно, считают своим долгом поделиться своим богатством с самыми незащищёнными слоями населения. Они создают благотворительные фонды и оказывают помощь тяжело больным людям, детям — инвалидам, людям пострадавшим в природных катастрофах. Часто обеспеченные люди организовывают конкурсы для талантливой молодёжи, с целью поиска талантов и их материальной поддержки.

Примером человека, правильно использующего богатство, можно назвать Билла Гейтса. На протяжении нескольких лет он считался самым богатым человеком планеты. Билл родился в достаточно обеспеченной семье — его отец был адвокатом, а мать работала в правлении банка. Благодаря этому, мальчик смог учиться в престижной школе и начать обучаться программированию. Уже в 13 лет он написал свою первую компьютерную программу «Крестики-нолики» — это огромное достижение для школьника в 60-х годов прошлого века.

Будучи студентом, Билл Гейтс, вместе со своим другом Полом Алленом, увлекся созданием операционных систем и в конце концов они создали всем известную операционную систему Microsoft Windows, которой и сейчас пользуется большинство из нас. Компания Microsoft стала одной из крупнейших мировых корпораций — в ней работает почти 150 000 человек, а продуктами Windows и Microsoft пользуются миллиарды людей во всём мире.

Своё богатство Билл Гейтс вкладывает в развитие производства, научные разработки и направляет на благотворительность. Основанный им и его женой благотворительный фонд борется с сокращением нищеты, за улучшение здравоохранения, за расширение образовательных возможностей людей и за свободный доступ к информационным технологиям. За свою жизнь Билл Гейтс пожертвовал на благотворительность более 30 миллиардов долларов.

4. Какие правила помогают успешно трудиться?

Можно выделить несколько условий (правил) для успешного труда:

человеку нужно заниматься «своим делом», т.е. тем, что человек хорошо умеет заниматься (в зависимости от профессии, навыков, умений, способностей, склада ума и характера);
трудовая деятельность должна быть для человека если не любимой, то приемлемой и не вызывать негативных эмоций;
трудовая деятельность должна постоянно улучшаться и совершенствоваться;
труд должен быть хорошо оплачен.

В классе и дома

1. Подумай, от чего зависит достаток в твоём доме.

В любом доме достаток зависит от уровня доходов и разумностью расходов.

Бывают семьи с очень низкими доходами. Например, если это неполная семья, или в семье есть инвалид, или взрослые работают на низкооплачиваемых работах. Если доходы семьи ниже установленного государством прожиточного минимума, то государство помогает таким семьям дотациями и пособиями. В любом случае, таким семьям приходится сильно экономить на расходах, чтобы их достатка хватало даже на самые необходимые нужды: еда, жильё, одежда. Такие семьи относятся к семьям с низким достатком.

В большинстве семей доходы достаточны для удовлетворения необходимых нужд и покупку каких-то дополнительных полезных вещей: бытовой техники, машины, дачи или поездки на отдых. Это семьи со средним достатком. Обычно доходы таких семей складываются из заработной платы или дохода от предпринимательства. Достаток таких семей зависит от разумности их расходов. Если семья начинает тратить больше, чем зарабатывает и берёт всё больше и больше кредитов в банке, то её достаток снижается. В этом случае надо либо увеличить доходы, либо снизить расходы.

Семьи с высоким достатком могут позволить себе не только необходимые расходы на еду, жильё и на дополнительные вещи, как средняя семья, но и оставить средства на накопления и инвестиции (вложения для получения нового дохода). Таким семьям не нужно брать кредит, чтобы купить стиральную машинку или холодильник. Они могут сделать это сразу, со своих накоплений. Обычно высоким достатком обладают семьи высококвалифицированных специалистов (врачей, архитекторов, банкиров и т.д.), а также бизнесмены и люди, занимающие высокие должности на предприятиях и в государственном управлении.

Очень высоким достатком обладают крупные бизнесмены, наследники больших состояний и государственные деятели. Они могут позволить себе покупать огромные усадьбы, яхты и вертолёты, а также не задумываться о расходах, которые вызывают затруднение у большинства семей.

2. Кому помогают богатые люди сегодня? Что ты знаешь о благотворительности?

Богатые люди, хоть и далеко не все, нередко стараются направить часть своего богатства на добрые дела — благотворительность. Они организовывают различные фонды и проводят мероприятия, призванные помочь нуждающимся или поддержать науку, искусство и культуру.

Например, некоторые благотворительные фонды помогают людям с ограниченными возможностями, больным детям, пострадавшим в стихийных бедствиях или неизлечимо больным людям. Существуют фонды, которые помогают бедным и голодающим людям в разных странах. Некоторые благотворительные фонды собирают деньги на помощь животным и на защиту и восстановление природы. Бывают организации, которые помогают молодым талантливым учёным и деятелям культуры.

Учувствовать в благотворительности могут не только богатые люди, но и любые другие. Например, можно купить билет на благотворительный концерт и эти деньги помогут кому-то в его беде. Некоторые компании проводят разовые благотворительные акции, например все деньги, вырученные от продажи какой-нибудь шоколадки или гамбургера идут на оплату лечения детей, больных раком.

Благотворительность не всегда связана с деньгами. Если их нет, то помочь другим можно своим трудом и заботой: очистить от мусора участок леса, поучаствовать в посадке деревьев, помочь бабушке с покупками в магазине или сделать ещё что-то, что принесёт радость другим людям и нашей планете.

3. Как оценивается учёба — твой главный труд?

Как известно, учеба в школе оценивается по пятибалльной системе оценок, выставляемых учителями. Учеба – это труд. Но с денежной точки зрения этот труд никак не оценивается.

Так происходит потому, что учеба школьника – это не услуга, предназначенная для других людей. Солидный багаж знаний, прежде всего, нужен самому школьнику (хотя он сам может так и не думать).

А ещё существует и моральная оценка процесса обучения. За хорошие оценки школьников хвалят, а за плохие — ругают. В некоторых семьях школьники от родителей могут получить денежную «премию» или подарок за хорошую учебу, например в виде повышенных «карманных денег».

Подбери пословицы, близкие по смыслу следующим:

«Без дела жить — только небо коптить» — «Без труда нет и плода».
«Труд человека кормит, а лень портит» — «Тяжело тому жить, кто от работы бежит».
«Худое ремесло лучше доброго воровства» — «Маленькое дело лучше большого безделья».

4. Обсуди с друзьями ситуацию.

Два подростка возвращаются после уроков домой. Один из них делится своими переживаниями с другом: «Старший брат Сергей не смог поступить летом в институт. Эх, теперь придётся ему идти в работяги…»

Как ты оцениваешь отношение подростка к людям рабочих профессий?

Подросток с сожалением говорит о том, что его брат будет «работягой». Возможно он так сказал потому, что его брат мечтал о какой-то высококвалифицированной работе и другие, «простые» профессии, его не привлекают. А может быть подросток считает, что работать «работягой» непрестижно и такие профессии подходят только для необразованных людей с низким уровнем интеллекта.

На самом деле ничего плохого в рабочих профессиях нет. Труд людей любых профессий необходим для экономики. Иначе бы они не существовали. Не важно кем работает человек, главное — это какой он специалист в своём деле. Именно от квалификации работника зависит его востребованности и зарплата.

Например, станочники 6 разряда обладают высочайшей квалификацией. Они способны прочитать любые чертежи и сделать любую деталь с высочайшей точностью. Таких специалистов мало и их с удовольствием берут на заводы и фабрики, предлагая достаточно высокие зарплаты.

С другой стороны, человек может получить диплом высшего учебного заведения, но так и не стать специалистом. Плохие врачи, учителя и инженеры никому не нужны. Им придётся либо переквалифицироваться на другую специальность, либо повышать собственный профессионализм в выбранной профессии.

Что касается брата Сергея, то ему не стоит отчаиваться. Через год он сможет пересдать ЕГЭ и попробовать снова поступить в институт на выбранную специальность. И этот год не будет потерян, поскольку молодой человек сможет подтянуть свои знания, набраться опыта и удостовериться, что его выбор профессии действительно верный.

Встречался ли ты с пренебрежительным отношением своих ровесников к людям неквалифицированного труда? Подумай, чем оно вызвано. Стоит ли стесняться работы чересчур будничной, неинтересной?

Такие случаи были. Но школьники, которые пренебрежительно относятся к работникам неквалифицированного труда, неправы. Люди могут работать на такой работе совершенно по разным причинам:

во-первых, человеку может нравится его профессия, кроме того ему может нравиться график работы, отсутствие ответственности, нормированный рабочий день (8 часов и свободен), отношение в коллективе или ещё что-то, о чём остальные люди и не догадываются;
во-вторых, пойти работать по таким специальностям могут люди, попавшие в тяжёлые жизненные обстоятельства или из-за физических или психических недостатков;
в-третьих, человек просто не хочет учиться и осваивать что-то более сложное, его устраивает такое положение дел и он даже не мечтает о большем.
В любом случае, выбор профессии — это личный выбор самого человека. Любая работа достойна уважения и стесняться ее не стоит. Стесняться надо тому, кто не работает, а хочет жить за счет других.

Многие ли профессии сегодня можно назвать «романтичными», «яркими»?

Отношение к работе и мнение о ней зависит от самого человека. И у каждого человека отношение к одной и той же работе может быть разным. Но все же можно назвать такие профессии, которые можно было бы назвать «романтичными» и «яркими» для большинства людей. Среди них, например:

артист
пилот
дизайнер
флорист
ведущий телепрограммы о путешествиях
художник
танцор
кинорежиссер
автогонщик
певец
стюардесса
археолог
и т.д.

Объясни, в чём ценность будничного труда.

Будничный труд — это значит труд на обычной простой работе, не отличающейся особой романтикой или оригинальностью. Это может быть труд рабочего на заводе, ткачихи на фабрике, комбайнёра на поле или продавщицы в продуктовом магазине. Труд этих людей очень важен для всех нас, так как именно они создают огромное количество товаров массового производства и оказывают самые распространённые услуги.

Если бы все автомобили делали своими руками квалифицированные инженеры, то этот товар стоил бы бешенных денег и был бы редкостью. Точно так же и с другими товарами и услугами. Можно пойти к люксовому стилисту, а можно к обычному парикмахеру. Первый сделает эксклюзивную причёску и оценит свой труд в десятки раз дороже обычного парикмахера. Но для большинства людей такая услуга не нужна, им достаточно простой стрижки. А вот при подготовке к выступлению по телевидению лучше обратиться к стилисту.

Будничный труд помогает обеспечить работников стабильной заработной платой, а потребителей — более дешёвыми товарами и услугами.

Комментарий: часто люди путают слова «будний» и «будничный». Слово «будний» обозначает «не выходной» или «непраздничный». Можно сказать «будний день», то есть не суббота и не воскресенье. Или можно сказать «буднее время», то есть рабочее время, не время отдыха.

Слово «будничный» обозначает «обычный», «простой», «прозаический», «повседневный». Может быть «будничная одежда», «будничные темы разговора», будничный быт» или «будничный труд».

5. Что составляет твоё богатство? Можно ли считать богатством возможность учиться? В чём её ценность?

Моё богатство — это моя семья, мой дом, мои друзья и всё, что я люблю. У меня пока нет больших денежных накоплений или очень дорогих вещей, поскольку я ещё не работаю и не получаю зарплату. Все мои вещи купили мои родители или подарили близкие. Хотя я уже собрал коллекцию монет, которую тоже можно назвать богатством.

Я считаю, что моё главное богатство — это возможность учиться и узнавать новое. Знания помогают мне стать самостоятельнее и взрослее, открывает новые возможности и перспективы. Чем большими знаниями я овладеваю, чем большим вещам учусь — тем богаче я становлюсь, ведь в будущем я смогу применить всё это для получения профессии или для своего хобби.

Мама говорит, что моё богатство — это возраст. В детстве человек не скован таким количеством обязанностей и проблем. Он может просто расти и развиваться, радоваться жизни, а с проблемами ему помогают разобраться родители. Наверное она права, хотя мне хотелось бы поскорее вырасти и самому принимать решения по всем интересующим меня вопросам.

6*. Вспомни героя мультфильма «Золотая антилопа» жадного раджу. Какие средства достижения обогащения он использовал? Почему стремление к богатству привело его к гибели?

В мультфильме «Золотая антилопа», раджа ради получения денег мог пойти на любые поступки: он обманывал, хитрил, использовал свою власть и авторитет правителя, и даже угрожал мальчику убийством. Но эта же жадность привела раджу к гибели. Ведь золотая антилопа предупредила раджу о последствиях его жадности. Но он не смог справиться с этим пагубным чувством и поплатился за это своей жизнью.

Словарик

Труд – это осознанная и целенаправленная деятельность человека по созданию товаров или услуг для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Профессия – это официальный род деятельности человека, обладающего определенными теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для выполнения этой деятельности.

Ремесло – это мелкое ручное производство с применением ручных орудий труда, в основе которого лежат персональные умения и талант мастера.

Продукт труда – это результат трудовой деятельности человека, предназначенный для удовлетворения различных потребностей самого человека, членов его семьи или других людей.

Товар – это материальный продукт труда человека, предназначенный для продажи другим лицам.

Услуга – это нематериальный продукт труда, выражающийся в совершении человеком за плату (реже – без оплаты) определенных действий по заказу других лиц.

Ценности – материальные или нематериальные объекты реального мира, существующие в ограниченном количестве, которые нужны (и важны) для удовлетворения наиболее важных потребностей человека.

Рабство – форма эксплуатации человека, выражающаяся в физическом принуждении его выполнять трудовую деятельность без оплаты, а также в лишении человека всех его прав и свобод.

Крепостничество – форма эксплуатации человека, выражающаяся в его «закреплении» за определенным лицом (помещиком) и территорией его проживания, а также в сильном ограничении человека его прав и свобод.

Благотворительность – это безвозмездное предоставление материальной помощи состоятельными людьми в пользу нуждающихся напрямую или через специализированные благотворительные фонды.