Ответы к § 10. Познание человеком мира и себя
Вспомним
Какими методами пользуется человек при изучении природы.
Самый старый и простой способ познания природы – восприятие ее с помощью органов чувств человека (зрение, вкус, слух, осязание, обоняние). Именно так познают природу дети. Но если говорить о более научно, то можно условно выделить следующие методы познания природы человеком:
Наблюдение – это самый простой метод познания. Используя его, необходимо быть терпеливым, усидчивым и внимательным. Также необходимо научиться фиксировать результаты на протяжении всего наблюдения для того, чтобы их можно было проанализировать и выявить закономерности. С помощью этого метода можно получить информацию практически о любом природном объекте или явлении и изучить, например, поведение животных, насекомых, движение солнца и т.д.
Измерение – метод получения с помощью определенных устройств о параметрах объекта. В зависимости от цели измерения и вида устройства, измерять можно скорость, время, длину, ширину, высоту, вес, скорость ветра, силу тока, силу магнитного поля, интенсивность освещения и т.д. Этот метод дает более детальное представление об объектах природы и позволяет подробно изучить интересующие нас характеристики.
Эксперимент (или опыт) – метод познания объектов природы, помещенных в различные условия (естественные или искусственно созданные) для получения информации о последствиях воздействия определенных факторов. Виды экспериментов зависят от богатства фантазии экспериментатора и от того, какую гипотезу (предположение) он решил доказать или опровергнуть при проведении эксперимента.
Например, с помощью опыта с водой и термометром можно установить, при какой температуре закипает вода и превращается в пар, а при какой – замерзает.
Обсудим вместе
Что значит — найти себя?
В моем понимании, найти себя – это значит осознать и эффективно использовать свои особенности, таланты, способности и возможности в пределах существующей вокруг себя окружающей среды. Это также значит познать свою сущность и найти свое место в обществе, найти свое призвание и, в итоге, дело своей жизни.
Но для того, чтобы найти себя, нужно приложить усилия – то есть «поискать» свое призвание, попробовав разные виды деятельности. Лишь иногда человек находит себя (открывает свои таланты) случайно или в силу стечения обстоятельств.
Например, все школьники знают А.С. Пушкина. Сегодня уже достоверно известно, что многих произведений Пушкина, возможно, не было бы, если няней маленького Александра Сергеевича не была бы простая, но очень мудрая женщина — Арина Родионовна. Именно она привила ему любовь к народным сказаниям.
Кроме того, вполне возможно, что Пушкин не стал бы поэтом, если бы не его занятия в лицее в Царском селе, в котором он получил блестящее образование и нашёл друзей, ярких и талантливых людей. Остальное дело сделали талант, стремления и увлечения А.С. Пушкина.
Каковы твои сильные и слабые стороны?
Достаточно сложно правильно понять и оценить самого себя, так как со стороны виднее лучше. Но я думаю, что моими сильными сторонами являются: трудолюбие, хорошая память, логический склад ума, критическое мышление, честность, справедливость, организованность и постоянное стремление к совершенству. Все это сильно помогает мне в учебе — по большинству предметов у меня только «пятёрки».
Моими слабыми сторонами, по всей видимости, являются: нерешительность из-за боязни совершения ошибок, необщительность, даже можно сказать замкнутость, завышенные требования к окружающим, прямолинейность, иногда излишняя, а также неумение идти на уступки и компромиссы.
Как ты понимаешь выражение «зарыть свой талант»?
Этим выражением обычно характеризуются случаи, когда человек не выбирает в качестве своей профессии вид деятельности, к которому у него обнаруживается природный талант. Например, человек обладает очень красивым голосом и хорошо поёт, но певцом не становится, а работает, например, инженером. Он может быть отличным инженером и достигнуть хороших результатов на этом поприще, но свой музыкальный талан он не использует, то есть зарыл его в землю.
Примером такого «зарытого таланта» могут стать музыкальные способности знаменитого поэта и дипломата — Александра Грибоедова. Как оказалось, он запросто мог стать великолепным композитором, если бы выбрал основным своим занятием музыку. В настоящее время до нас дошли всего два произведения, которые написал Грибоедов (Вальс ми минор и Вальс ля-бемоль мажор). Их даже можно найти и послушать в сети Интернет.
Крылатое выражение «Зарыть свой талант» или «Зарывать талант в землю» стало применяться ещё с античных времён. В те годы существовала монета, которую называли талант. Считалось, что прятать деньги в земле очень неразумно и это не приносит никакой пользы. Так что «Зарыть талант в землю» значит оставить свои способности без применения, не использовать их.
Можно ли достичь желаемого, если мобилизовать все свои возможности?
Если разобраться, то для человека, по большому счету, практически нет ничего невозможного. И если направить в одно русло свои таланты, возможности и трудолюбие для достижения поставленной цели, то такая цель, вероятнее всего, будет достигнута.
Главное — чётко поставить себе цель и действительно захотеть её достичь. Затем нужно все хорошо продумать и спланировать, обойти все препятствия и приложить необходимые усилия согласно плану действий, а может быть проявить и смекалку.
Нужно ли торопиться стать взрослым?
Каждый возраст имеет свои плюсы и минусы. Например, плюсы подросткового возраста заключаются в том, что подростки находятся в процессе становления и могут выработать какие-то черты характера, которые им нравятся, или обнаружить в себе какой-то талант. Чаще всего, подростки ещё находятся на содержании у родителей или опекунов. О них заботятся и им помогают. А значит в этом возрасте у людей есть больше времени на учёбу и исследование мира.
Часто подросткам кажется, что у взрослых больше свободы, им никто не указ и они могут делать что хотят. Но каждая свобода накладывает и свои ограничения. Взрослый должен сам «заботиться о хлебе насущном», ходить каждый день на работу, выполнять свои обязательства перед семьёй и другими членами общества. Так что, как ни странно, многие взрослые думают, что в подростковом возрасте у них было гораздо больше свободы.
Так что не думаю, что надо торопиться становиться взрослым. Лучше воспользоваться всеми плюсами, которые предполагает подростковый возраст, набраться достаточно опыты и знаний, а взрослость появиться сама собой в своё время. Мне кажется, если ценить и наслаждаться плюсами каждого возраста и каждого этапа становления человеческой личности, то можно чувствовать себя счастливым на протяжении всей жизни.
Вопросы в тексте параграфа
Вспомни, что ты чаще всего обсуждаешь с друзьями. Как это общение помогает тебе познавать окружающий мир?
Если подумать, то чаще всего школьники обсуждают с друзьями учебные моменты: то, что проходили на уроке, кто как понял и сделал домашнее задание, где брать ту или иную дополнительную информацию.
Также с друзьями в школе обсуждаются волнующие проблемы из обыденной жизни. Мы обмениваемся друг с другом новостями и другой интересной информацией. Например, мы обсуждаем про кого какие «тайные» слухи ходят, как снова отличились некоторые особо выдающиеся ученики или учителя, кто какой уровень прошел в популярной компьютерной игре или какой рекорд в ней побил и многое другое.
Это общение, конечно же, помогает как в учебе, так и в познании окружающего мира. Например, если возникает сложный вопрос по школьному предмету, то мы с друзьями его совместно обсуждаем: каждый высказывает свое мнение, приводит обосновывающие доводы и контраргументы, а потом приходим к единому мнению.
Мысленно размести на ступеньках лестницы себя и своих друзей. Объясни свой выбор.
Я поместил бы себя на средних ступеньках. Но не потому, что я не имею о себе никакого представления и не могу правильно оценить себя. А потому что, наоборот, я знаю свои реальные способности и достижения, стараюсь не завышать и не занижать свою самооценку.
Я знаю, что в моем классе есть ребята, которые талантливее меня, в каких то сферах, а есть те, кто ни к чему не стремиться, а просто пускает свою жизнь на самотёк. Мне есть куда стремиться, так что я думаю, что я ещё смогу подняться по этой лестнице выше.
Конечно, у меня у классе есть ребята, которые неправильно, на мой взгляд оценивают себя. Кто-то о себе слишком высокого мнения, хотя гордиться особо нечем (завышенная самооценка), а кто-то наоборот, думает, что ничего не стоит, а на самом деле обладает талантами и способностями (заниженная самооценка).
Так что для того, чтобы правильно оценить себя, стоит иногда посмотреть на себя как бы со стороны. Это очень полезное упражнение для познания себя и определения своих вильных и слабых сторон.
Подумай, какие перемены произошли в тебе за последний год.
Как мне кажется, за прошедший год я стал более внимательным к деталям, усидчивым и у меня улучшилась память. Раньше я был менее уверен в себе, но благодаря своим достижениям в спорте я понял, что что-то могу. Занятие в спортивной секции помогли мне также окрепнуть и физически и это радует.
За последний год я стал больше читать: не только литературу по школьной программе, но и литературу для получения дополнительных знаний, а также художественную литературу. Это стало для меня интересно, а ещё я надеюсь, что чтение поможет расширить мой кругозор, повысить словарный запас и уровень грамотности. Думаю это очень поможет мне в будущем.
Если человек заработал большие деньги и стал богатым, можно ли считать, что он реализовался в полной мере?
Думаю, что человек в полной мере может реализоваться только тогда, когда он достигнет успехов во всех сферах его жизнедеятельности. Если работать только над зарабатыванием денег и не развиваться в духовной сфере, в семейных отношениях и других значимых для человека областях то, думаю, нельзя говорить о том, что такой человек всесторонне развит и что он реализовался в полной мере.
Считаю, что деньги должны быть только средством для достижения определенных целей человека и его близких (например, материальные потребности, духовное развитие, поправка здоровья, помощь другим людям, осуществление мечты и т.п.), но не самой целью. Деньги должны работать на человека, а не на самих себя. Если же деньги станут целью, и человек будет думать только об их преумножении, то тогда, на мой взгляд, в этом вообще нет никакого смысла.
Ярчайшим подтверждением этого вывода является произведение Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе», в котором автор очень отчетливо показал ущербность мышления тех людей, кто считает, что деньги в жизни – это самое главное.
Это произведение рассказывает о жизни богатейшего скупердяя Эбенизера Скруджа. Оно наглядно и убедительно показывает, что такая жизнь не имеет смысла потому, что кроме богатства у главного героя нет ничего: ни семьи, ни друзей, ни просто других знакомых, которые хорошо бы отзывались об этом человеке (при жизни и после смерти). А при таком положении вещей подобное «богатство» — оказывается, по большому счету, не нужным его обладателю.
Что заставляет, например, библиотекаря или учёного работать за небольшие деньги и не менять профессию?
Я думаю, что может быть три причины, почему человек остаётся работать за небольшие деньги и не меняет профессию.
Первая возможная причина: данная профессия является его призванием. Человек чувствует, что «нашёл себя», ему нравится его работа, он получает от выполнения своей деятельности моральное удовлетворение и считает, что это именно то, чем он должен заниматься в жизни.
Вторая возможная причина: человек считает, что это его долг. Обычно в этих случаях люди думают: «Если я уйду, то кто придёт на моё место? Профессиональные и талантливые люди не пойдут работать за такие деньги. На кого же я брошу своих учеников (свои разработки, исследования и т.д.)». То есть в этом случае человек ставит долг перед обществом и страной выше, чем собственное материальное благополучие и благополучие своей семьи.
Третья возможная причина: неверие в собственные силы. Чаще всего люди, которые не любят брать на себя ответственность за свои решения или ленятся это делать, оправдывают свою пассивность тем, что они больше ничего не умеют и нигде не пригодятся. Они не хотят учиться и получать другую специальность, не хотят менять привычный образ жизни, но, при этом, постоянно жалуются на маленькую зарплату. Стоит отметить, что и свои профессиональные обязанности такие люди выполняют чаще всего спустя рукава, так как искренне мечтают уйти с этой работы, но бояться перемен.
Картинная галерея
А. А. Дейнека (1899—1969). Будущие лётчики. 1938 г. ГТГ
Почему художник дал такое название картине? О чём мечтают друзья, глядя на небо? Может ли их мечта осуществиться? Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?
Из содержания картины видно, что мальчишки, сидящие у моря, явно заинтересованы в самолетах и не отрывают от них взгляд. И очень похоже на то, что они приходят наблюдать за ними не в первый раз. Поэтому, по замыслу художника, эти мальчики в будущем хотят выбрать профессию летчика.
Конечно же, будущие летчики, глядя на небо, мечтают оказаться в кабине самолета и самостоятельно управлять им. И если они сильно захотят и приложат к этому необходимые усилия, то эти юные будущие пилоты вполне могут осуществить свою мечту. Но для этого им придется сначала пройти необходимую физическую подготовку, курс обучения и практики тренировочных полетов.
Проверим себя
1. Зачем человек познаёт себя?
Познание человеком себя необходимо по целому ряду причин:
для правильной (объективной) самооценки;
для определения своих реальных способностей и желаний;
для определения своего пути в жизни: для выбора профессии, образа жизни, своих приоритетов.
2. Влияет ли самооценка на поведение человека?
Да, самооценка сильно влияет на поведение человека.
Человек с завышенной самооценкой часто переоценивает свои способности, свои возможности и свою значимость. Из-за этого он может оказаться в смешном положении или в трудной жизненной ситуации. Если же из-за завышенной самооценки его мечты и стремления потерпят крах, а это бывает достаточно часто, то он может испытать сильную душевную боль. Что касается окружающих, то они считают людей с завышенной самооценкой «напыщенными петухами» и часто не придают их словам особого значения.
Человек с заниженной самооценкой наоборот считает себя менее способным и успешным, чем он есть на самом деле. Часто он стесняется показать то, на что действительно способен и старается спрятаться, бездействует. Именно поэтому такие люди часто упускают открывающиеся для них возможности и не достигают в жизни того, чего могли бы. Окружающие люди воспринимают человека с заниженной самооценкой как «серую мышь» и не обращают на него внимание. Если же таланты и способности человека слишком явные, то излишняя скромность может быть воспринята окружающими как желание выделиться или как высокомерное отношение к другим людям.
Человек с адекватной самооценкой способен верно оценить и свои силы, и свои риски, и свои возможности. Он может избежать неприятной ситуации или опасности, если понимает, что данное дело ему не по плечу. В то же время, адекватная самооценка помогает не упустить открывающиеся возможности и жить полной жизнью. Если самооценка человека совпадает с мнением окружающих, то он вызывает уважение в обществе. Так что всегда надо стремиться к адекватной самооценке и познанию себя.
3. Нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими?
Сравнение себя с самим собой и другими – обязательный этап самооценки. Потому что само слово «оценка» подразумевает сравнение с каким-то идеалом и анти-идеалом (по шкале от «плохого» к «хорошему»).
С самим собой человек себя сравнивает тогда, когда он изменился по сравнению с тем, кем он был раньше. Стал ли он лучше, умнее, сильнее, достиг ли каких-то успехов в спорте или учебе. Каждое достижение повышает самооценку человека и делает его увереннее в себе.
Сравнение себя с другими — естественная психологическая реакция любого человека на общество окружающих его людей. Человек постоянно думает: «Да, я бы поступил также», или «Нет, я бы так никогда не сделал», или «Он значительно лучше меня разбирается в математике, но я умею играть на гитаре, а он нет» и т.д.
Такое постоянное сравнение с другими помогает человеку правильно оценить свое место в обществе. А ещё даёт ориентиры к чему стремиться, и от чего стоит уйти, то есть позволяет улучшить свои собственные качества.
4. Каждый ли из нас талантлив? Как это узнать?
Существует народная мудрость: «Каждый человек талантлив по-своему». Это действительно так. Все люди разные и каждого отличает та или иная особенность.
Это могут быть не обязательно художественные или музыкальные таланты, особые способности к математике или к программированию. Талантом может стать хобби или профессия. Может проявиться талант к кулинарии, к резьбе по дереву, к бухгалтерскому учёту или к воспитанию детей. У каждого талант свой.
Для того, чтобы узнать каким талантом обладаешь, надо попробовать себя в различных сферах деятельности. Для этого можно заниматься в различных кружках и секциях, участвовать в деятельности взрослых, помогать в домашних делах и прислушиваться к своим ощущениям.
5. Как найти дело по душе?
Дело «по душе» — это такое занятие, когда:
человеку интересно такая деятельность и он хочет совершенствоваться в этом направлении, чтобы стать настоящим профессионалом;
ему нравится заниматься этим делом и человек получает от этого удовольствие или удовлетворение (материальное, моральное и/или эстетическое);
в этом деле у него все легко получается (благодаря способностям и таланам этого человека).
Чтобы найти такое дело, надо пробовать, примерять на себя различные виды деятельности. Чем больше человек знает о различных занятиях и профессиях, тем больше у него выбор в поиске дела по душе.
В классе и дома
1. Составь автопортрет (опиши сам себя) и попроси друга «нарисовать» твой «портрет». Сравни их. Над чем тебе стоит задуматься?
Если посмотреть на себя со стороны и проанализировать себя, то получается следующая картина.
Я достаточно умный и образованный: я хорошо учусь в школе, много читаю и интересуюсь дополнительной информацией в сфере науки и путешествий. Я занимаюсь спортом и благодаря этому хорошо развит физически. Мне кажется я всегда стараюсь быть справедливым и объективным в отношении окружающих, хотя иногда я могу вспылить и наговорить грубостей.
Кроме того, к отрицательным своим качествам я бы отнёс нерешительность и замкнутость. За некоторые вещи я не берусь потому что мне кажется, что я никогда не смогу это сделать. Например, я никогда не стану знаменитым рок-музыкантом, хотя неплохо пою и играю на гитаре. Мне кажется, что для этого у меня не такая внешность и недостаточно таланта. Хотя иногда я об этом мечтаю.
Кроме того, я могу быть чересчур прямолинейным и бескомпромиссным. Это приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми. Я знаю, что надо бороться со своими негативными качествами, но это довольно тяжело.
2. Какое дело получается у тебя лучше всего? Объясни причины успеха.
У меня лучше всего получается играть в настольный теннис. К тому же мне очень нравится заниматься этим видом спорта. И я хочу развиваться в этом направлении, чтобы достигнуть совершенства.
Основная причина моего успеха в этом деле, как я считаю, это мой талант к игре в теннис. Конечно, для достижения моего уровня мастерства (сейчас у меня 2-й юношеский разряд) я очень много и упорно тренировался.
Кроме того, мой талант на первых же занятиях заметил мой тренер и стал его усиленно развивать. Без моего тренера у меня навряд ли получилось достигнуть того уровня, на котором я сейчас нахожусь. Все это вместе и стало залогом моего успеха в настольном теннисе.
3. «Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны». Приведи примеры из жизни близких, друзей, литературных героев, подтверждающих это высказывание.
Мне сразу же первым делом на ум пришел пример из басни И. Крылова «Квартет». В этой басне звери (осёл, козёл, медведь и мартышка) полагали, что музыка у них не получается потому, что они не правильно рассаживаются относительно друг друга.
Суть проблемы такого «квартета» увидел только стороннее лицо – соловей, который и сказал всем известную крылатую фразу: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». Проблема эта как раз и заключалась в том, что звери захотели играть на инструментах, но не умели этого делать.
Возможно, если бы у зверей были соответствующие музыкальные уроки, способности или талант к музыке, они смогли бы создать свой квартет. Но все это просто так из ниоткуда не появится.
Словарик
Наблюдение – это самый простой метод познания какого-либо объекта изучения с фиксацией результатов наблюдения на всем его протяжении для последующего анализа и выявления закономерностей.
Измерение – метод получения с помощью определенных устройств и приспособлений детальной информации о параметрах изучаемого объекта.
Эксперимент (или опыт) – метод познания объектов изучения, помещенных в различные условия (естественные или искусственно созданные) для получения информации о последствиях воздействия на него определенных факторов.
Талант – выдающиеся способности человека, которые позволяют ему добиваться высоких результатов в какой-либо деятельности.
Самооценка – способность человека с помощью методов наблюдения и сравнения познавать себя и свою деятельность, с последующим выставлением «оценки» по определенным критериям, имеющим значение в окружающей общественной среде пребывания человека.